Варианты использования

Все фишки, которые надо знать чтобы успешно провести семинар. Семинар - это современная форма общения с аудиторией

Все фишки, которые надо знать чтобы успешно провести семинар. Семинар - это современная форма общения с аудиторией

Слово «семинар» было известно еще древним грекам, которые изучали законы математики и геометрии, а также знакомились с мыслями философов именно при помощи данной методики.

Это особая при которой теоретические знания обязательно опираются на практику. Конечно, проведение семинаров со временем изменилось, но то, что данная методика существует до сих пор, свидетельствует о ее эффективности.

Суть проведения

Во время семинаров выступающий подает аудитории лекционный материал. При этом слова могут иллюстрироваться фильмами и слайдами. В дальнейшем начинается обсуждение, во время которого все участники могут высказать свое мнение или задать вопрос, а также попытаться применить полученную информацию на практике. Если учитывать такие особенности, то отвечая на вопрос о том, что такое семинар, с уверенностью можно говорить, что это которая позволяет достичь высокой эффективности.

Организация семинаров

Чтобы семинар прошел на высоком уровне и принес максимум пользы всем его участникам, следует сделать следующее:

  • составить план, по которому будет проводиться обсуждение того или иного вопроса;
  • выбрать людей, которые будут вести семинар, подавать информацию слушателям;
  • подготовить и распечатать необходимый материал, предназначенный для раздачи участникам семинара;
  • выбрать и соответственно оформить помещение, в котором будет проводиться обучение;
  • позаботиться о транспортных услугах - они могут включать транспортировку не только участников семинара, но и необходимого оборудования, которым планируется пользоваться при подаче информации;
  • организовать банкет или фуршет.

Следует отметить, что перед непосредственной организацией необходимо определить цель, тематику и форму мероприятия, а также его продолжительность (обучающие семинары, в форме коллективного чтения, дискуссии или конференции). Для оптимального планирования можно воспользоваться услугами соответствующих компаний, работники которых лучше знают, что такое семинар и как правильного его проводить.

Особенности бизнес-семинаров

На сегодняшний день бизнес-семинары проводятся как для представителей руководящих должностей, так и для менеджеров различных предприятий. Они служат не только инструментом для совершенствования практической работы, но и могут повлиять на имидж и репутацию учреждения.

В зависимости от тематики бизнес-семинар проводят в конференц-зале самого предприятия, в специальных залах бизнес-центров, а также в загородных пансионатах, курортных зонах и даже за рубежом.

Для максимально комфортного проведения семинара нужно обеспечить следующие моменты:

  • достаточное количество столов и рациональность их размещения;
  • наличие всех необходимых материалов (именных бейджиков, блокнотов, ручек и т. д.);
  • наличие сцены или трибуны для человека, который будет выступать;
  • наличие необходимых мультимедийных средств.

Дополнительные нюансы, на которые следует обратить внимание при организации семинаров

Если семинар предусматривает участие иностранцев, то следует позаботиться об их встрече и поселении. Важным моментом является организация питания. Так, семинары или любые другие формы подобного обучения должны иметь перерывы. Во время них участникам необходимо предложить чай, кофе, какие-то легкие закуски или бутерброды. Кроме этого, обязательно нужно выделить время на основной прием пищи, поскольку часто семинары затягиваются и продолжаются довольно долго. Следует отметить, что можно использовать кейтеринг - профессиональное обслуживание мероприятий, которое проводится на самом высоком уровне.

Если вы знаете, что такое семинар высокого качества, то обязательно подготовите печатную продукцию - программу его проведения, а также приглашение. Если планируется наличие иностранных гостей, то нужно позаботиться о синхронном переводе. Также следует тщательно организовать регистрацию и процедуру информирования людей, прибывших на семинар. При необходимости можно организовать встречу с представителями прессы и подготовить пресс-релиз.

Семинар – это такая форма учебных занятий, которая дает студентам возможность практического использования теоретического знания, при этом преподаватель может моделировать условия, соответствующие различным видам будущей профессиональной деятельности обучающихся: научный диспут, круглый стол, пресс-конференция, ролевая игра и т.д.

Семинар достаточно гибкая форма обучения, так как предполагает не только организующую роль преподавателя, но и интенсивную самостоятельную работу студентов.

Семинар способен стимулировать регулярное изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы, интенсифицировать самостоятельную работу, расширять круг знаний, прививать навыки самостоятельного мышления, устного выступления, умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, развивать в себе способность к самокритике.

На семинарские занятия выносятся такие вопросы тем, которые или наиболее значимы для формирования компетенций будущих специалистов, или наиболее трудны для понимания.

Среди многообразия форм семинарских занятий можно выделить традиционные и активные формы.

К традиционным можно отнести следующие:

Развернутая беседа . Эта форма семинара предполагает рассмотрение вопросов занятия в виде беседы преподавателя со всей группой студентов. Отметим положительные стороны такого ведения занятия: преподаватель, поскольку он ведущий семинара, не теряет, заранее им намеченную нить; он может обратить внимание и на тех студентов, которые пытаются «отсидеться». Вместе с тем, налицо целый ряд негативных моментов: при недостаточной подготовленности группы к семинару, последний может вырождаться в «вопросно-ответную» форму, когда поставленные вопросы с великим трудом доходят до обучающихся; можно столкнуться и с «запланированной» активностью, когда вопросы занятия заранее распределяются между студентами. Самое главное – в структуре такого семинара, как правило, отсутствует активизация познавательной деятельности.

Широко распространен в высшей школе докладный метод . Он предполагает подготовку докладов по каждому вопросу занятия докладчиком, а также назначение оппонентов. На такой семинар выносятся 2-3 доклада по 12-15 минут каждый. Желательно. Чтобы оппоненты получили свою литературу, или были бы ознакомлены с докладом товарища заранее, что очень проблематично. Безусловно, подготовка доклада способна прививать научной, творческой деятельности, воспитывать самостоятельность мышления. При хорошей подготовленности докладчиков и оппонентов может получиться предметное обсуждение вопросов. Но кем? Только самими выступающими, группа же пассивно слушает.

Поэтому использование такой формы проведения семинара ставит перед преподавателем задачу разработки таких приемов ведения занятия, которые могли бы активизировать работу всей группы. Очень важно, чтобы студенты группы знали, что есть материал, который необходим для усвоения всеми, поэтому темы докладов не должны совпадать с вопросами занятия. Для осуществления обратной связи целесообразно перед обсуждением докладов провести:


- «интеллектуальную разминку» - беглый опрос по основным понятиям темы;

- понятийный диктант на 5-7 минут – преподаватель называет понятие, а студенты должны дать определение, или наоборот, преподаватель дает определение, а студенты устанавливают определяемое понятие;

Как элемент самостоятельной работы в ходе семинара может быть применен «викторинный метод». Метод эффективен там, где содержание изучаемого курса может быть представлено в виде кратких, четко формулируемых утверждениях. Задания должны быть различной степени сложности, расположенные по мере возрастания их трудности, Сначала предлагаются задания, для ответа на которые достаточно воспроизвести информацию, которая сообщалась на лекции. Потом даются задания, в которых надо к частному случаю применить знания теоретического курса, наиболее сложные те, в которых от студента требуется синтезировать знания, полученные в различных разделах курса. Проводя викторину, преподаватель дважды четко формулирует вопрос, который должен быть лаконичен и хорошо восприниматься на слух (если занятие проводится в оборудованной техническими средствами аудитории, то уместно задание вывести на экран). На обдумывание и запись своего ответа дается 2-3 минуты, причем студент может воспользоваться своим конспектом, но общение с товарищами запрещено. Ответ записывается, но одной из сторон листа. Ответив, студент подводит под своим текстом черту, после чего начинается свободное обсуждение, в ходе которого формулируется правильный ответ. Соотнеся его со своим ответом, студент должен на другой половине листа записать то, что не вошло в его ответ, или правильный ответ полностью, если обучающимся была допущена ошибка (в оборудованном классе на экране можно вывести правильный ответ). По заранее обговоренным с преподавателем критериям каждый студент выставляет себе оценку, которую сообщают преподавателю. Некоторые работы могут быть взяты на контроль.

Для активизации работы студентов, принимающих участие в этих традиционных формах занятий, целесообразно использовать решение познавательных задач . Например, по приведенному высказыванию философа определить к какому философскому направлению он принадлежит, на основе предложенного фрагмента текста дать оценку позиции (или позиций, если предлагается какой-либо философский спор), высказать свое отношение. Или перевести ту или иную пословицу и поговорку на язык законов и категорий и наоборот и т.д. Подробнее с задачами подобного типа можно ознакомиться в следующих пособиях (17;18; 21; 32)

Одним из очень эффективных элементов семинарских занятий, особенно на младших курсах, когда чтение философских первоисточников для студентов затруднительно, является комментированное чтение фрагментов первоисточников. Это задание предполагает, что у каждого студента есть текст, преподаватель предлагает какому-либо студенту вслух прочитать необходимый фрагмент и в совместной беседе, отвечая на вопросы преподавателя, студенты достигнут адекватного понимания.

Одной из основных форм активизации мыслительной деятельности студентов на семинарских занятиях является проблемный семинар . Особенность проблемного семинара заключается в том, что он предельно обостряет работу мысли, требует решения проблем, законченности анализа, разрешения противоречий, уточнения точек зрения.

Вопросы на проблемном семинаре не разбираются описательным способом. Отличает этот семинар то, что он позволяет соединить в себе и семинар диспут, и семинар собеседование, и метод «доклад-оппонент», семинар конференцию и другие формы.

Проблемный семинар выполняет несколько функций:

1. Познавательно-эвристическую, которая помогает студентам находить более четкие, конкретные или более глубокие и общие выводы, делать «открытия» для себя в отношении значимости известных важных положений, приходить к важным убеждениям.

2. Познавательно-синтезирующую, дающую навыки обобщения, формулирования общих выводов, положений, выделения в единичном и особенном общих и всеобщих черт, связей, закономерностей.

3. Логико-методологическую, которая в ситуации активно-творческого, группового обсуждения вырабатывает у студентов:

а) навыки четкого логического выражения своих мыслей, выявление логических несоответствий в аргументах своих оппонентов;

б) помогает выяснить взаимосвязь вопросов в рамках данного раздела, их внутреннюю логику.

Проведение проблемного семинара предполагает создание атмосферы заинтересованного, эмоционально-творческого поиска, ибо только в такой атмосфере вырабатывается личностная позиция студента по обсуждаемым вопросам, знания, способные перерастать в убеждения.

Достижение этой цели предполагает разнообразие методов активизации аудитории и достигается тогда, когда цели семинара будут целями не только преподавателя, но и всей студенческой группы: углубление знаний, постижение новых истин, выработка цельного системного видения предмета.

Можно выделить несколько уровней проблемности, которые могут быть достигнуты в проблемном семинаре:

1-й уровень – преподаватель ставит проблему и раскрывает логику ее решения;

2-й уровень – преподаватель ставит проблему, а студенты вместе с ним осуществляют поиск решения проблемы;

3-й уровень – поставленную преподавателем проблему студенты решают самостоятельно;

4-й уровень – студенты самостоятельно ставят и решают проблему.

Задачам проблемного семинара в большей степени отвечают 2-й – 4-й уровни.

Активизировать семинарское занятие можно введением в него проблемных ситуаций . (О некоторых способах создания проблемных ситуаций говорилось ранее).

Проблемная ситуация является «пусковым» элементом семинара-дискуссии – очень эффективной формой усвоения теоретических положений, а также формирования практического опыта совместного участия в разрешении проблем, что способствует выработке ряда компетенций, необходимых будущему специалисту. Иногда создать проблемную ситуацию на таком семинаре можно, подготовив по проблеме, выносимой на семинар, двух докладчиков. Их следует заранее ориентировать на изучение альтернативной литературы и поставить целевую установку на высвечивание в докладах определенных положений, которые, как предполагает преподаватель, с необходимостью вызовут у слушающих студентов ситуацию некоторого психологического затруднения: кто же из докладчиков прав. Выступления докладчиков должны быть достаточно короткими, ясными, четкими, положения доклады должны выражаться в категорической, как бы не требующей возражения, форме. На короткое время докладчик стал «рупором» автора текста. Такая ситуация бесспорно создаст очень эффективную проблемную ситуацию.

Так как подобный семинар является моделью предметных и социальных отношений членов научного коллектива, то студент должен научиться точно выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, опровергать ошибочные мнения оппонентов. На таком семинаре возрастает значимость проблемных вопросов как средство взаимодействия участников семинара. Необходимое условие эффективности дискуссии – наличное знание каждого студента, полученное на лекциях и в процессе самостоятельной работы с литературой. Необходимо учить студентов культуре дискуссии обращая внимание на терпимость к мнениям сокурсников, необходимость слушать другого, критически переосмысливать свою позицию.

Управление дискуссией эффективно тогда, когда преподаватель опирается на систему заранее подготовленных дополнительных вопросов. Эти вопросы должны обнаруживать относительный характер истинности тезиса или антитезиса и тем самым не позволять мышлению застывать на одной из противоположных точек зрения. Так как дискуссия может развиваться по нескольким направлениям, целесообразнее использовать уже возникший в ходе дискуссии интерес к какому-либо аспекту исследуемой проблемы, чем настойчиво пытаться повернуть обсуждение в том направлении, которое было спланировано самим преподавателем. Но для этого необходимо быть готовым к самым разнообразным поворотам дискуссии.

Конечно, все предусмотреть невозможно, но чем больше у преподавателя домашних заготовок различных направлений дискуссии, тем успешнее он ею руководит.

Дискуссия может иметь два исхода: студенты могут найти решение проблемы сами или его сформулирует преподаватель в заключительном слове, оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Самостоятельное решение проблемы доставляет студентам наибольшее удовлетворение, внушает им веру в свои творческие возможности. Но это случается только в отношении сравнительно несложных проблем. Если же добиваться во что бы то ни стало от студентов самостоятельного решения проблемы, то это может превратить запланированную активность в ее противоположность. Если становится ясным, что аудитория не может самостоятельно справиться с проблемой, и никакая переформулировка ее не приводит к желаемому результату, то преподавателю лучше самому изложить решение проблемы, делая ставку на мысленное соучастие студентов, как это делается на проблемной монологической лекции. А по ходу изложить и метод решения подобных проблем, проанализировав методологические ошибки которые привели к неудаче.

Завершение дискуссии требует от преподавателя учета некоторых психологических моментов:1) дискуссию имеет смысл продолжать лишь до тех пор, пока не исчерпаны все аргументы, то есть наличные знания сту3дентов по данному вопросу; 2) при правильной постановке дискуссии накал ее должен возрастать и к моменту завершения достичь высшей точки.

Развитием формы семинар-дискуссия может быть «мозговой штурм». Задачей его является выдвижение на начальном этапе как можно большего количества идей по разрешению проблемы. Выдвинутые идеи не подвергаются критике. На следующем этапе отбираются наиболее адекватные идеи и подвергаются анализу и критическому осмыслению, развиваются, проводится оценка возможности их доказательства, или они отбрасываются, если не выдержали этой проверки.

Эффективной формой проведения семинара может быть семинар, проводимый силами самих студентов . Имеется в виду, что на роль ведущего семинарское занятие назначается наиболее подготовленный студент, с которым преподаватель проводит большую подготовительную работу по отбору материала, разработке сценария будущего занятия, проработке возможных проблемных ситуаций, заготовке интересных познавательных задач, созданию системы дополнительных вопросов, способствующих углублении знаний программного материала. Когда ведущий семинара будет готов, можно проводить такой семинар, в котором преподаватель может стать или рядовым участником работы группы, или сторонним наблюдателем. Функции руководителя преподаватель возвращает себе, подводя итоги работы группы, в корректной форме уточняя некоторые положения, или акцентирую внимание на тех вопросах, которые по какой-либо причине не стали предметом тщательного анализа, а по существу дела являются важными для раскрытия изучаемой темы.

Семинар пресс-конференция так же как и предыдущий, предполагает большую предварительную индивидуальную работу преподавателя с ведущими.. Их может быть два или три, в зависимости от количества вопросов, выносимых на рассмотрение. Преподаватель должен обговорить с ведущими «логику» будущей конференции, отобрать основную и дополнительную литературу по вопросам, а затем проверить глубину владения ведущими своим материалом. Каждый студент группы должен изучить основную литературу и в обязательном порядке придумать вопрос по существу изучаемой проблемы, но который мог бы поставить ведущего конференцию в затруднительное положение. Подобное задание стимулирует изучение и дополнительной литературы, так именно там можно найти «свой» вопрос. Можно использовать один из двух вариантов проведения конференции:

1. Ведущий конференции в достаточно краткой форме излагает самые основополагающие положения своего вопроса. После чего аудитория начинает задавать свои вопросы. А так как это все-таки учебный семинар, то допустимо, если на вопрос, поставивший ведущего в затруднение, ответит сам задавший вопрос. Когда вопросы иссякнут, ведущий подводит кратко итог и слово берет следующий ведущий.

2. Ведущие по очереди излагают свои вопросы, после чего аудитория задает вопросы, на которые отвечает тот из ведущих, в чьем ведении этот вопрос находится.

Преподаватель заранее сообщает студентам, как будет оцениваться и работа ведущих, и поставленные студентами вопросы, что может мотивировать желание очень хорошо подготовиться. Какие же функции отводит себе преподаватель на таком занятии? Проведя активную работу перед конференцией с ведущими, непосредственно на занятии преподаватель может занять место среди ведущих и «спасать» положение, переводя на себя наиболее сложные вопросы, которые оказались непосильными для ведущих пресс-конференцию. Или он может быть представителем тех, кто пришел на эту конференцию, и тогда его задача в поддержании эмоционального настроя аудитории, ее познавательной активности.

После окончания пресс-конференции преподаватель возвращает себе свои непосредственные функции, подводит итог и оценивает работу. При рейтинговой системе данная форма проведения семинара дает возможность достаточно адекватно оценить вклад в проведении семинара каждого студента.

Эффективной формой проведения семинарского занятия является семинар по методу «малых групп» . Он сочетает в себе методы исследования, демонстрации, критики, отвечает принципу сочетания индивидуального и коллективного в обучении, Вся группа готовится по вопросам плана семинарского занятия. Непосредственно на семинаре учебная группа разбивается на 4-5 подгрупп численностью 3-5 человек. Группы желательно формировать так, чтобы они были по качественному составу более или менее однородными. В каждой «малой группе» выбирается самими студентами или назначается преподавателем «лидер», в задачу которого входит руководство группой.

Преподаватель выносит на рассмотрение «малых групп», такие проблемы, формулировки которых не звучали в вопросах семинарского занятия, но органично присутствуют в том материале, который был вынесен на семинарское занятие. Во вступительном слове преподаватель формулирует проблемы, подлежащие рассмотрению в той последовательности, в которой они будут рассматриваться и лает краткие методические указания по решению их. Затем «малые группы» под руководством своего «лидера» обсуждают проблему, план ответа. Этот этап семинара несет очень большую смысловую нагрузку, так как студентами всеми без исключения осуществляется исследование проблемы, предлагаются свои варианты решения. В таких случаях иногда мысль товарища может подтолкнуть к рождению очень плодотворной идеи. «Лидер» выстраивает последовательность ответа группы. Очень приветствуется, чтобы каждому участнику группы нашлось что сказать. Кроме того, в этот период студенты могут задать уточняющие вопросы и преподавателю. После 2-4 минутной консультации по группам, преподаватель назначает основным выступающим одну из групп, остальные группы в это время внимательно слушают, продумывают свои вопросы выступающей группе, готовят рецензию и дополнения (но, что важно, ни одна из групп не знает, какую из них преподаватель назначит оппонирующей группой). После ответа группы «докладчика», назначенная «оппонентом» группа задает вопросы, а потом делает критические замечания, разбирает ответ и делает свои дополнения. Иногда параллельно с выступлением «малой группы» некоторым студентам выборочно, или представителям другой «малой группы» можно предложить написать короткую рецензию на выступление основной группы. Некоторые из рецензий могут быть зачитаны после выступления группы-«оппонента». После чего преподаватель ставит перед группами новую проблему.

При таком проведении семинара проблемные ситуации, альтернативные точки зрения могут возникать непроизвольно, без вмешательства преподавателя, как следствие полемической активности самих студентов. В этих случаях преподавателю остается лишь более отчетливо сформулировать перед аудиторией сущность возникших разногласий и направить дискуссию в нужное русло.

Студенты должны знать, что вызванной отвечать может оказаться и та группа, которая уже отвечала, или была «оппонентом», это поддерживает интерес и познавательную активность. Выделение же лучшей группы при частом использовании такого метода проведения семинарского занятия, создает в аудитории ситуацию здоровой конкуренции.

Обсуждается в методической литературе и семинар - ролевая игра . Предлагается, например, провести ролевую игру, имитирующую обсуждение научного доклада или диссертации (3, С.125-126). Назначается ведущий , докладчик, оппонент, логик, психолог, эксперт.

Ведущий наделяется всеми полномочиями преподавателя: руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств и опровержений, корректностью отношений в процессе обсуждения.

Докладчи к должен подробно осветить изучаемую проблему, показать имеющиеся альтернативные ее решения, обосновать собственную точку зрения.

Оппонент, в задачу которого входит воспроизвести процедуру оппонирования диссертации или обсуждения научного доклада, должен воспроизвести основную позицию докладчика, проявив тем самым ее понимание, а также найти уязвимые места, ошибки докладчика и предложить свой путь решения.

Логик выявляет ошибки, противоречия в высказываниях, как докладчика, так и оппонента, уточняет определения используемых понятий, анализирует и оценивает логику доказательств и опровержений

Психолог отвечает за климат на семинарском занятии, следит, чтобы дискуссия велась корректно, чтобы студенты не вступали в пререкания, не переходили на личности, должен сглаживать острые углы, следить за правилами проведения защиты диссертации или обсуждения доклада.

Эксперт должен подвести итог всего семинара, оценить предложенные и обсужденные гипотезы по разрешению исследуемой проблемы, оценить вклад каждого участника проводимого «действия».

Другие студенты, не получившие указанные роли, должны принимать активное участие в свободной дискуссии, где они могут выступить с собственным видением проблемы, выступить с критическими замечаниями в адрес как докладчика, так и его оппонентов. Иногда целесообразно вводить по два оппонента, логика, эксперта. Ролевая игра подобного типа может модифицироваться в зависимости от желаний, потребностей студентов, той будущей профессии, которую они готовятся получить (Так, на юридическом факультете возможно провести ролевую игру как «суд присяжных», где с некоторыми модификациями содержательное наполнение ролей, как правило остается прежним).

Как и в предыдущих формах проведения семинарского занятия большая организационная о подготовительная работа лежит на плечах преподавателя. Он определяет проблему и подпроблемы, подготавливает литературу для докладчика, ведущего, оппонентов, эксперта. Желательно, чтобы наряду с инвариантным содержанием, в предлагаемых источниках имелись ярко выраженные альтернативные подходы к решению изучаемой проблемы. Кроме того, преподаватель консультирует исполнителей ролей, подводит общие итоги проведенного семинара, оценив роль каждого участника и выставив ему рейтинговый балл.

Пытаясь оценить все многообразие приведенных форм проведения семинарских занятий, надо отметить, что наиболее эффективным может быть смешанный семинар, где преподаватель использует ряд методов и приемов, модифицируя их в зависимости от конкретной ситуации. Осуществить такую мобильность преподавателю дает правильная подготовка к проведению занятия.

И. Шелекетова

Небольшой опыт проведения семинаров: что нужно знать, о чем нужно помнить, когда ваша компания проводит семинар.

Сегодня образовательный бизнес переживает явный взлет, причем привлекают внимание в первую очередь практические знания. Вот почему так популярны практические тренинги, семинары и конференции.

Приведенное ниже повествование будет интересно в первую очередь компаниям, которые не упражняются в семинарской деятельности каждую неделю, а проводят учебно-презентационные мероприятия нечасто. Соответственно, в штате нет специалиста, который занимается только этой деятельностью, плавает в ней как рыба в воде, зная все подводные камни и опасные течения.

В такой ситуации работа по организации и проведению семинара ложится на плечи сотрудников отдела маркетинга. Именно об этой схеме я и буду рассказывать. Предлагаемый материал стал результатом собственного опыта. Все случаи, здесь приведенные, произошли либо непосредственно со мной, либо с моими коллегами, которые любезно поделились своими "приключениями" при проведении такого мероприятия, как семинар или тренинг.

Еще несколько слов для тех, кто планирует прочитать о том, как правильно формулировать тему, как проводить информационную кампанию, как привлекать аудиторию, но сегодня речь не об этом. Эти темы интересны и в силу самодостаточности требуют отдельного рассмотрения. Сегодня я расскажу только о некоторых организационных моментах, на которые важно, очень важно обратить внимание.

Время проведения

Время проведения напрямую связано с темой и с аудиторией. Но при любой ситуации стоит учитывать непременное условие - чем выше ранг аудитории, тем короче должен быть семинар. Руководители компаний, TOП-менеджеры - люди очень занятые, им непросто найти время для обучения, они ценят свои минуты и ожидают получить на единицу времени максимум информации. Поэтому семинары для них должны быть максимально насыщенными, хорошо организованными, без проволочек и задержек. Для этой аудитории день недели, как показывает опыт, значения не имеет. Вполне возможно проводить учебные мероприятия и в выходные. Но для этого организаторам потребуется в два раза больше аргументов, чтобы убедить участников потратить свои выходные и, конечно же, серьезно позаботиться о культурной программе после окончания учебного курса. При проведении мероприятия для VIP-персон одной из самых важных задач становится предварительное, заблаговременное информирование и последующее тактичное напоминание о готовящемся мероприятии. Руководители обычно задолго планируют свой график работы, поездки, встречи, совещания. И компания-организатор, заинтересованная в таких важных и занятых участниках, должна это учитывать. Приглашать генерального директора крупной компании за 2 - 5 дней - это не солидно, не красиво, а главное, неэффективно, он все равно не придет. Хотя, может быть, и не откажет сразу, оставит надежду. Но в последний день секретарь перезвонит и вежливым тоном проинформирует, что Иван Иванович уехал на встречу с акционерами и поэтому не сможет посетить ваш тренинг.
Планируя время семинара, рассчитанного на сотрудников среднего и низшего звена, стоит учитывать несколько моментов. Если мероприятие состоится на неделе, в рабочий день, то, конечно, это не должен быть понедельник. Недаром в народе говорят: "Понедельник - день тяжелый". И не потому, что вчера было воскресенье, а потому, что впереди новая рабочая неделя, которую нужно спланировать, организовать, расписать дела, дать поручения... Хотя данное утверждение точно не относится к многодневным семинарам, скажем, недельным, где оптимальный срок - это как раз с понедельника по пятницу.
Наиболее эффективные дни - вторник, среда, четверг. В летний сезон к пятнице стоит относиться настороженно и учитывать, что большая часть городских жителей неумолимо стремится за город, на дачи, на природу. И поэтому мало кому захочется томиться в учебном классе до вечера. Но, с другой стороны, если мероприятие продлится недолго и закончится часам к 16.00, то это станет его большим плюсом, - участники смогут закончить свой рабочий день на 2 - 3 часа раньше. Согласитесь, мало кто поедет в офис летом, в пятницу, после обеда... Если верить, например, астрологам, то самый благоприятный и для работы, и для учебы, и для совершения разного рода сделок день - это среда. Именно этот день находится под покровительством планеты Меркурий - бога торговли и предпринимательства.

Продолжительность

Один или два, два или три? Сколько дней должен длиться семинар? Этот вопрос решается, конечно же, в самом начале при разработке программы, определения целей, исходя из опыта ведущего. Поэтому отмечу только один момент - всегда нужно стремиться к минимуму. К примеру, семинар рассчитан на 8 часов. Лучше прочитать его за один день, а не растягивать на два по четыре часа. Несомненно, работать по 4 часа легче и для участников, и для ведущего. Но слушателям сложнее организовать свое рабочее расписание, вписывая в него семинар два дня подряд. Мы постоянно проводим опросы участников семинаров нашей компании, и ответ остается неизменным: большинство предпочитают полный учебный 8-часовой рабочий день более легкому варианту - два дня по 4 часа.

Мелочи, о которых нельзя забывать

Если театр начинается с вешалки, то и при проведении мероприятия забывать о таких моментах, как гардероб, курильтельная комната, туалеты, медпункт, стоянка для автомобилей, пропускной режим, работающий лифт, возможность прохода по лестнице, кондиционеры, освещение, нельзя. Останавливаться подробно на всех этих нюансах не имеет смысла, потому что в каждой ситуации они индивидуальны и неповторимы. Просто каждый, кто занимается подготовкой семинара, должен иметь ответы на вопросы: где что находится, в каком режиме работает, какие условия?
Приведу несколько примеров, когда недоработки в организации привели к негативным результатам. Проводился семинар в гостиничном комплексе в центре города. Несмотря на то, что у гостиничного комплекса есть собственная стоянка и волноваться вроде бы нет причины, никто из менеджеров гостиничного комплекса не предупредил о том, что парковку необходимо оговаривать и оплачивать заранее, общаясь совершенно с другой службой в гостинице. В результате одна из участниц мероприятия имела очень неприятный разговор со службой охраны, с менеджерами службы проведения мероприятий из-за парковки своего автомобиля. К сожалению, все разговоры, уговоры и попытки как-то решить этот вопрос оказались тщетны. Машину предложили припарковать лишь на другой стороне проспекта, очень далеко от местопроведения. Гостья уехала очень расстроенная, и сотрудники компании потом долго работали над восстановлением добрых отношений. Ведь гостю все равно, по чьей вине что-то не сложилось, он приехал на мероприятие конкретной фирмы "Х", и все положительные и отрицательные моменты подсознательно будут в дальнейшем ассоциироваться именно с этой компанией, а не с гостиничным комплексом, где все это произошло.
Еще один пример. За час до начала мероприятия обещанный кондиционер оказался простой вентиляцией. Она работала настолько слабо, что приглашать в зал, где и одному-то уже душно, 50 гостей было нельзя - людям просто могло стать плохо. Что делать? Хорошо, есть час времени для решения нерешаемых вопросов: удалось уговорить администрацию открыть дверь на балкон, которую не открывали уже целый год, и под собственную ответственность пообещать, что никто из гостей не будет курить на балконе, ведь место для пепельниц не предусмотрено, а стряхивать пепел на головы сидящих внизу посетителей летнего кафе - не выход из положения.
С пропускным режимом не придется сталкиваться, если компания проводит мероприятие в современных отелях и бизнес-центрах. Особенно если это зарубежные отели - с их культурой и с их политикой открытости. Но не везде и не всегда все так легко. Во многих организациях, которые сейчас предлагают помещения для проведения мероприятия, компания-организатор может столкнуться с пропускным режимом. Не стоит думать, что это является негативной причиной для проведения мероприятия именно в этом месте, просто нужно всех об этом предупредить и максимально удобно для гостей организовать получение пропуска и проход через пункт охраны или милиции. Чаще всего вполне достаточно бывает предоставленного списка участников семинара. Но обязательно нужно предупредить участников, чтобы они говорили "заветные слова": "на семинар компании "Х". Если необходимы документы, опять-таки оповестить гостей о том, чтобы они имели при себе паспорт или водительские удостоверения.

Проведение семинара, например в здании учебных заведений, - это стопроцентная пропускная система. И если список подготовлен не аккуратно, организаторы забыли внести в него самые последние, "горячие" изменения, то гости надолго застрянут около поста милиции, и только их очарование, упорство, нахальство, мобильный телефон (у кого что получается лучше...) позволят им пройти. И будет это наверняка с опозданием. А кто-то же может и уйти, причем с обидой.

Проход внутри здания - на первый взгляд, что тут может быть сложного. Но стоит вспомнить героя Семена Фарады из фильма "Чародеи": "Лю-ди!!! Лю-ди!!! Лю-ди!!! Кто так строит, ну кто так строит?.." - и станет понятно, что в некоторых административных зданиях заблудиться проще простого. Решением проблемы могут стать таблички со стрелочками и указатели. Причем опыт подсказывает, что мало их сделать, нужно еще и повесить, разместить именно в тех местах, где на них обратят внимание, где они необходимы, где люди просто на них "натыкаются", и уже не нужно уточнять по стрелке - это куда, сюда или дальше? Важно заранее посмотреть, как выглядят указатели, чтобы сделать таблички строго по размеру. Напечатав горизонтальный лист А4, можно оказаться просто незамеченным за большой и жирной стрелкой.

Совершенно отдельный, большой и самостоятельный вопрос при организации семинара или тренинга - это питание. Как правило, много внимания и денег уделяется горячему обеду, кофе-брейкам. В этом заинтересованы как принимающая сторона, так как все это не бесплатно, так и компания-организатор - участники должны чувствовать себя уютно и не падать в обморок от голода. Но помимо "серьезной еды" стоит позаботиться просто о воде, кофе или чае и самой легкой еде - "просто пожевать". Это могут быть печенье, фрукты, орешки... Если мероприятие начинается рано, то кофе на столах никогда не будет лишним. Для того чтобы он там появился, стоит уточнить, могут ли его принести из ресторана к определенному времени, можно ли накрыть его в помещении заранее, приготовив термосы, или можно просто самим вскипятить чайник. Неформальное чаепитие во многом способствует созданию приятной, душевной атмосферы и часто становится началом открытого неформального диалога. Несомненно, очень неплохо познакомиться за чашкой кофе, сломав тем самым напряженность первых минут взаимного разглядывания.
В том случае, если семинар и предполагает именно такую открытую и демократичную форму общения, стоит продумать все более тщательно (кружки, ложки, сахар, сахарозаменитель, сливки, салфетки... Возможно, даже нужно будет обратить внимание на цвет сервиза). В том случае, если утренний кофе только лишь для того, чтобы взбодриться, то важно, чтобы гостям было удобно.

Отчетные финансовые документы

Каждый, кто хоть раз что-то организовывал, ездил в командировку или заказывал услугу, знает, что сделать - это еще полдела, нужно в бухгалтерии за все отчитаться. Для того чтобы проводимое мероприятие не оставило в памяти горького отпечатка, даже если гости и руководство остались довольны, нужно посоветоваться, проконсультироваться с бухгалтерией своей компании, какие, в каком виде, к какому сроку нужны отчетные документы. Договора, счета-фактуры, акты о выполненных работах, гарантийные письма, заявления о вносе и выносе оборудования - это лишь то, что приходит на память сразу. В каждом конкретном случае возникает еще какая-то нужная, необходимая бумага, про которую никто ничего заранее почему-то не сказал. Это случается, и к этому нужно быть просто готовым.

Критерий оценки

В организации семинара не может быть мелочей, потому что его цель - повышение эффективности бизнеса слушателей. Соответственно, для работы должны быть созданы оптимальные условия. Если участник (независимо от его статуса) голоден, сидит на качающемся стуле, записывает все на коленке в душном помещении и при этом нет-нет да и вспомнит, что его дорогая машина стоит где-то в подворотне на другой стороне улицы - эффективность восприятия может быть снижена, а следовательно, и эффективность от внедрения новой информации в бизнес будет не столь значима. Организатор семинара должен стать радушным хозяином, заботящимся о своем дорогом госте. И не только потому, что гость, как правило, заплатил за участие, но даже если это мероприятие бесплатное, сегодняшний гость может стать постоянным участником, а потом и клиентом.

Требования к проведению семинара

«ЖИЗНЬ БЕЗ ЕДЫ»

Сроки проведения семинара (режим тур).

Близлежащие города объединяются по времени проведения семинаров с таким расчетом, что семинары следуют один за другим с недельным интервалом. Для реализации этого момента необходимо тесно поддерживать связь с организаторами из соседнего города. Координаты организаторов можно получить у авторов семинара. Города объединяются по маршруту – 4 семинара за одну поездку. Дата проведения семинара назначается после подтверждения участия 90% от необходимого количества участников и согласовывается с авторами семинара и организаторами семинаров в соседних городах.

Сроки проведения двухдневного семинара.

Дата проведения семинара назначается после подтверждения участия 90% от необходимого количества участников и согласовывается с авторами семинара и организаторами семинаров в соседних городах.

Вариант двухдневного семинара.

Переезд в город назначения – вторник- среда.

Сопутствующие лекции, встречи, интервью – четверг – пятница.

Углубленный семинар – суббота – воскресенье (с 11-00 до 19-00).

Видео съемка и аудио запись запрещается.

Примерная смета на 2 дня семинара.

  • Переезд. Примерно 500 у.е.

Переезд оплачивается на двух человек из города, где состоялся предыдущий семинар или (если он не проходил на предыдущей недели) из Одессы. Обратный проезд оплачивается на двух человек в Одессу. Если после семинара состоится следующий семинар в другом городе – переезд за счет принимающего города.

  • Организация переезда авторов семинара.

Если семинары проводятся туром (не менее 3-х городов) то переезд с места на место осуществляется самолетом или поездом (СВ купе на двоих). Встреча и сопровождение в место проживания и место проведение семинара обязательна.

  • Проживание. Примерно 450 у.е.

Однокомнатная или двухкомнатная квартира, без подселения. Посуточная аренда. Вариант размещения обязательно заранее согласовывается с авторами семинара в электронном режиме. Расположение места проживания - недалеко от места проведения семинара. Время проживания в туровом режиме – неделя.

  • Аренда лекционного зала. Примерно 400 у.е.
  • Гонорар авторам семинара - 1000 у.е.

Итого: примерно 2350 у.е. – один город.

Минимальная стоимость участия в двухдневном семинаре на одного в городе с населением меньше 2 млн. - 100 у.е. В остальных – 150 у.е

Дополнительные лекции в рамках пребывания в городе оговариваются отдельно. Организаторы имеют право назначать стоимость дополнительных мероприятий и передать 50% от полученных средств авторам семинара. Минимальная стоимость на любое мероприятие с участием авторов семинара – 30 у.е. Некоторые рекламные встречи можно проводить без оплаты за участие, но формат таких мероприятий обязательно заранее оговорить с авторами семинара. Организация дополнительных лекций (2-3 часа), интервью, встреч по усмотрению организаторов семинара, но при согласовании с авторами. Организаторы имеют право устанавливать любую максимальную стоимость посещения семинара для участников. В случае если доход организаторов от проведения семинара будет превышать гонорар автора, этот сверх доход распределяется следующим образом:

Количество участников:

На двухдневном семинаре – минимум 24 чел.

На лекции – неограниченно.

Дополнительные поступления организаторам (не авторам):

· Поступления от дополнительных лекций, интервью.

· Дивиденды от использования семинара в качестве продвижения услуг и т.п.

Дополнительные затраты за счет организаторов и поступлений от участников семинара:

· Полиграфия (афиши, постеры, баннера, буклеты)

Пиар и промоушин.

  • Возможна передача всех прав на проведения тура-семинара организациям, занимающимся организацией подобных мероприятий на профессиональной основе. Для этого просьба связаться с авторами семинара. Желательно использовать туровое проведение семинаров.
  • Телевидение. Приветствуется реклама семинара на телеканалах, но с согласия авторов семинара.
  • Возможно проведение интервью на телеканалах во время проведения семинара в городе.
  • Расклейка рекламных афиш. (только по макетам авторов семинара)
  • Реклама семинара на бордах. (только по макетам авторов семинара)
  • Интернет включая (вконтакте). Условия рекламы в интернете – использование единого визуального стиля мероприятий.
  • Возможно создание нового сайта рассказывающего о турне и наличие Он-лайн видео режима (в случае семидневного присутствия).
  • Благотворительные организации, экологические организации и партии, клубы йоги и т.д. могут входить в план посещения авторами семинара. В план посещения города авторами семинара могут входить различные выступления, посещения и популяризация здорового образа жизни и даосизма.

Предоплата участия:

  • 50% гонорара авторам семинара перечисляется заранее на расчетный счет, предоставленный автором.
  • Остаток гонорара передается автору сразу по прибытию автора в город проведения семинара.
  • Средства на оплату билетов на проезд перечисляются автору семинара заранее за неделю .

Номер карты Альфа-Банк - 5486 7320 0201 0411

Реквизиты счета (рубли) ФИО: МАЧНЕВА КРИСТИНА ЛЕОНИДОВНА Номер счета:40820810308490000354 (RUR) Банк получателя:ьОАО "Альфа-Банк"

Получатель / Beneficiary: Machneva Kristina Leonidovna Счет получателя / Beneficiary"s Acc №:
40820840708490000173 (USD) Банк-корреспондент / Correspondent bank:
Bank of New York, New York, One Wall Street, New York, NY 10286

По окончанию семинара копии всех видео записей, осуществляемых с разрешения автора, передаются автору семинара. В случае нарушения организаторами договоренностей с авторами семинара, ответственность за его перенос или отмену возлагается на организаторов. Предоплата не возвращается.

Если у вас возникли иные варианты проведения семинара и предложения по организации – просьба связаться с авторами семинара для обсуждения.

Технические нюансы по проведению семинара. Памятка для организатора.

· Наличие вешалок для верхней одежды или гардероба;

· Доска с листами и маркеры (30 листов на 2 дня);

· Достаточное количество розеток, удлинителей;

· Возможность повесить 2 баннера высотой 210см и шириной 100см;

· Зал должен быть не подвальный, с окнами, чистый, опрятный, просторный, проветриваемый, светлый.

· Наличие стульев для каждого участника.

Оборудование:

· Радио-микрофон гарнитура, колонки (если потребуется);

· Проектор или плазма (если потребуется);

Дополнительно:

· Несколько ручек и тетрадей для тех, кто забыл;

· Три перерыва в день по 10 минут и один 30 минут в середине дня;

Обязанности организатора непосредственно перед семинарами и во время:

· Встреча участников семинара и проводы их в зал по необходимости;

· Расстановка стульев;

· Регистрация новых участников;

· Налаживание звука, дополнительного оборудования;

· Проветривание окон в перерывах по необходимости;

· Возможна потребуется фото и/или видеосъемка отдельных моментов семинара;

· Развешивание баннеров в зале;

· Предоставление бухгалтерии после окончания всех мероприятий в городе;

В виду вышеперечисленных пунктов у организатора должен быть минимум один помощник.

Обязанности организатора во время пребывания Константина и Кристины в городе проведения семинара:

· Помощь в оформлении документов требуемых для нахождения в городе иностранцам;

· По окончанию семинара предоставить финансовый отчет;

· Возможно помощь в решении бытовых вопросов;

· Трансфер в место проведения семинара, в случае если квартира находится более чем в 5 км или рядом нет прямой ветки метро;


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07

Семинар – это универсальный, почти волшебный инструмент, с помощью которого вы сможете и повысить уровень профессионализма своих подчиненных, и организовать продвижение товара на рынке! Но качество такого обучения зависит от того, кто его будет проводить и сколько человек будет участвовать.

Провести семинар – это не так просто, как кажется. Сама идея – не только обычный, стандартный доклад, донесение информации до слушателя, а побуждение, скрытый или открытый призыв к действию. После грамотно проведенного семинара сотрудники с воодушевлением вновь приступают к работе, им интересно применить полученные знания на практике, просыпается азарт. Такое настрой может влиять на продажи только позитивно, двигая их в сторону увеличения.

Как проводить семинар?

Цель подобной формы обучения может быть в знакомстве потребителя с новым товаром, повысить лояльность к уже существующему бренду, научить перепродавцов продавать наш товар, но конечная цель любого семинара – это повышение планки продаж. Все без исключения коллективы, поучаствовавшие в тренингах, отметили, что продажи возросли – у кого-то больше, у кого-то меньше, но факт – после качественного обучения продажи растут. Подумайте только, вы платите за занятие один раз, а прибыль оно вам косвенно будет приносить через ваших сотрудников постоянно.

Чтобы добится поставленной цели, будет необходима предварительная подготовка в проведении семинара.

  • Сначала определитесь с целевой аудиторией – будет ли это продающий тренинг для потенциальных клиентов, или вы хотите чему-то обучить своих подчиненных? Подобное обучение – великолепная возможность донести знания до сотрудников в интересной, порой игровой форме. Прекрасным ходом, резко повышающим интерес к обучению, и, соответственно. количество участников, будет приглашение гостя. Это может быть как представитель администрации, так и кто-либо из руководства крупных холдингов. Если же на вашем практическом уроке будет присутствовать губернатор или мэр – аншлаг обеспечен!
  • Обозначьте предполагаемую дату , чтобы была возможность не планировать на это время никаких других дел.
  • Дайте общую информацию о теме , которая будет рассматриваться, чтобы будущие участники могли заранее подготовить интересующие их вопросы.
  • Подготовьте презентацию для вовлечения участников в тему вашего семинара.
  • Проведите тестовый семинар с лекторами , используя все инструменты, которые планируете задействовать.