Дизайн

Как определить, готов ли Ваш ребенок к школе: вопросы к психологу. Тест (старшая группа) на тему: Готов ли ваш ребенок к школе

Как определить, готов ли Ваш ребенок к школе: вопросы к психологу. Тест (старшая группа) на тему: Готов ли ваш ребенок к школе

Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето - достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.

Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе (посмотрите на наш рисунок).

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?
17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

* 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

* 9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

* Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
* Их длительность не должна превышать 35 минут.
* Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
* Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит вдальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей", "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Тесты готовности ребёнка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.

3.Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4.Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

1. Оценка базового опыта ребенка
Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
Был ли малыш в библиотеке?
Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития
Хорошо ли ребенок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться
Включается ли ребенок в игру других детей?
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
Может ли ребенок рифмовать слова?
Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов:
Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Тест словаря

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла (за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.

Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал

Тест «Кругозор»

Оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

ОЦЕНКА:

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:
5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Тест «Нарисуй человека»

Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест «Повтори»

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест «Круг»

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Тест для родителей

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

----
Психологами установлено, что психическая и эмоциональная готовность ребёнка к школе приходится: для девочки на 7-8 лет; для мальчика на 8-9 лет. Конечно, мало кто, учитывая этот немаловажный момент, отдаёт своего сына в школу в 8-9 лет. Априери принято отдавать ребёнка в школу в возрасте 6-7 лет и не позже, - лучше даже раньше, но это заблуждение, нет - лучше позже. По этой причине мальчики значительно отстают от девочек в обучении и дисциплине. По этой причине не допустимо сравнивать успеваемость мальчика с успеваемостью девочки. По этой причине мальчику нужно больше внимания, поддержки и понимания со стороны родителей и учителей. Иначе у ребёнка напрочь пропадёт желание учиться и познавать новое.

С социальной готовностью сложнее тем детям, что не играли с мамой в дворовой песочнице, собирая в игру всех детишек вокруг себя; не посещали садик или посещали его, но только подготовительную выпускную группу, - т. к. социализации дети учатся с ранних лет (с момента, как ребёнок сделал свои первые самостоятельные шаги), песочница во дворе и садик с ясельной или младшей группы являются замечательной школой социализации перед школой.

Психологическая готовность к занятиям в школе - это уровень развития ребенка, необходимый для изучения школьной программы. Готовность к обучению в школе – это итог развития в дошкольном возрасте.

Готовность к обучению в школе включает в себя следующие элементы: мотивация к обучению, развитие воли, умение контролировать своё поведение, интеллектуальное развитие, умение понимать смысл сказанного.

Мотивация к обучению складывается при желании познавать и умении трудиться. Ребёнок стремится познавать мир с рождения. Если ребёнок развивается нормально, то стремление к познанию повышается. Для развития мотивации к обучению родители должны постоянно удовлетворять познавательную потребность: отвечать на вопросы «почемучки», читать им художественные и развивающие книги, играть в развивающие игры, хвалить ребёнка за его успехи, подбадривать в его начинаниях.

На этапе интеллектуального развития формируется способность к решению задач. Начинается это развития с решения задач на связи между предметами (например, расставить предметы по местам). Затем эти действия ребёнок учится производить в уме, то есть уже не с реальными предметами, а с их мысленными образами. Задачи непрерывно усложняются в рисовании, игре, конструировании, при выполнении заданий ребёнок не просто выполняет выученные действия, а меняет свои действия и получает новые результаты, учится планировать свои действия.

При поступлении в школу ребёнок должен знать:

Свое ФИО;
-Свою дату рождения и возраст;
-ФИО родителей, их профессии;
-Домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира;
-Главные достопримечательности своего края;
-Название своей страны и её столицы;
-Дни недели, месяца, времена года, загадки о временах года, основные приметы каждого времени -года;
-Названия домашних и диких животных и их детенышей, их повадки;
-Растения и знать, где они растут;
-Части человеческого тела;
-Названия профессий;
-Русские народные сказки;
-Великих русских писателей и поэтов (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин, Ф.И. Тютчев), их основные детские произведения;

Различать живое и неживое, рода (мужской и женский), число (единственное и множественное), времена суток; обувь, одежду, и головные уборы; рыб, птиц, насекомых, зверей; овощи, ягоды, грибы, фрукты; водный, воздушный и наземный транспорт; мебель, посуду и т.д.; геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал;
-Ориентироваться в пространстве и на бумаге, различать право-лево, верх-низ;
-Выучить и рассказать наизусть небольшое стихотворение;
-Полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ;
-Составить рассказ по предъявленной картинке;
-Запомнить и перечислить по памяти шесть-десять слов, предметов, картинок;
-Разделять слова на слоги притопами или хлопками;
-Различать согласные и гласные звуки;
-Определять последовательность и количество звуков в словах такого типа:»дом»,»мак», «дубы», «суп», «зубы»,»сани», «осы»;
-Правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
-Проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки; рисовать животных, геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм; аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов;
-Пользоваться ножницами (разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру);
-Делать аппликации из разноцветной бумаги;
-Лепить из пластилина и глины;
-Считать от единицы до десяти и обратно, выполнять арифметические операции в этих пределах;
-Соотносить цифру с количеством предметов;
-Внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут;
-Сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут;
-Выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры;

Первое, что нужно делать – развивать речь. Ребёнок должен уметь давать не односложный, а полный ответ на вопрос (На вопрос: «Сколько тебе лет?» лучше отвечать: «Мне шесть лет», чем односложно: «Шесть»). Нужно дойти до такого уровня, чтобы ребёнок мог составлять предложения по два-три слова и связывать их в рассказ из трёх-пяти предложений.

Научите ребёнка определять, сколько слов входит в предложение, называть слова по порядку (первое, второе, третье слово). Ему нужно научиться выделять из слов звуки, соотносить звуки и буквы (это крайне важно для обучения чтению и письму).

Следующим шагом будет умение пересказывать прочитанный рассказ, сказку, вести диалог. Покажите ребёнку картинку и попросите его рассказать, что он на ней видит, кто на ней, что происходит – так он научится составлять рассказ по картинке. Читайте ему рассказы сказки (если уже умеет, то пусть лучше сам читает) и просите пересказать своими словами, задавайте вопросы по содержанию.

На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе, как проверить, готов ли он идти в первый класс и как помочь адаптироваться к новым условиям.

*Время на прочитку статьи — 2 минуты

Процесс получения информации в большинстве школ по-прежнему нудный и растянутый во времени. Это формирует отвращение к процессу учебы уже с первых классов. А ведь навык и желание учиться является важным элементом, который как раз и должна закладывать школа.

Рынок труда через полтора десятка лет может кардинально измениться, а способность быстро и качественно учиться останется самым важным навыком для каждого человека, который хочет достичь успеха в жизни. Вот почему так важно, чтобы у ребенка было желание получать новые знания.


Перед тем, как отдавать ребёнка в школу, важно учесть целый ряд факторов:

  • возможность ребенка к адаптации;

  • возможность переносить нагрузки;

  • общее состояние здоровья;

  • наличие как интеллектуальных (писать, читать) навыков, так и социальных (коммуникативная инициатива);

  • тип темперамента ребенка;

  • способность к самооценке и самовосприятию ребенка, которые влияют на возможность его адаптации к новому коллективу;

  • способность ребёнка отстаивать свои интересы не только среди сверстников, а и на уровне ученик – учитель.

Если ребенок не готов, он может в школе «сломаться».


Задайте себе такие вопросы:

  • Что вы знаете об эмоциях своего ребёнка?
  • Нужно ли защищать ребёнка от негативных эмоций?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать?
  • Какое значение эмоциональный интеллект имеет в достижении успеха?
  • Что значит правильное эмоциональное воспитание?
  • Что значит психическое здоровье ребёнка?
  • На что обратить внимание в развитии эмоциональной сферы дошкольника?
  • Какие есть коммуникативные техники для общения с ребенком для гармоничного развития его эмоционального здоровья?

Если вы можете ответить на все эти вопросы, то вы в состоянии оценить готовность своего ребенка к школе.

Помните о том, что не возраст является показателем готовности ребёнка к школе. А когнитивное, эмоциональное и социальное развитие. Эти три вектора являются основополагающими в вопросе оценки готовности дошкольника.


О мотивации ребенка к учебе

У меня возникает вопрос: «В чем выгода обучения для ребенка, для первоклассника?» В целом «мотив» – это некий обобщенный образ, видение материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека. И эта ценность направляет деятельность. Мотив – это выгода.

Дети в таком возрасте не понимают, зачем им учиться. Первоклассник мотивирован учить то, что находится в сфере его интересов. При этом сам процесс изменения рода его деятельности в возрасте 6-7 лет – раньше он игрался, а теперь должен учиться – это огромный стресс.

Если ребёнок не хочет учиться – это значит, что ребёнок здравомыслящий, что он осмысленно подходит к процессу и не готов делать что-то, если не понимает “Зачем?”.


Запоминать информацию – не главное в учебе. Куда важнее работа с мыслительными процессами. В современной школе эти процессы не рассматриваются. Мышление ребенка не сильно развивается. В итоге мы получаем ученика, который не замотивирован, потому что не понимает смысл происходящего. Если у него недостаточно развиты процессы мышления, чтобы качественно усваивать информацию, то результатом станут плохие оценки или зубрежка. Оба варианта плохи.

Задача первого класса – сформировать желание учиться.

Большинство педагогов не будут заниматься обучению процесса мышления, искать индивидуальный подход, мотивировать, помогать освоить навыки концентрации, запоминания больших объемов информации или умению выступать перед аудиторией. Чаще учителя занимаются запугиванием учеников, угрозами и унижениями.

Практика показывает, что охотнее всего задания выполняют дети тех родителей, которым не наплевать на то, что делает их ребенок. Если вы, как родители, не обучите его навыкам восприятия информации и обучения, ему будет сложнее учиться в школе.


В первом классе у ребёнка формируется самооценка и восприятие своей социальной роли. В зависимости от того, как хорошо он учится, как хорошо он установил отношения с другими, он будет осознавать себя либо лузером, либо лидером, он будет либо держаться особняком, либо займёт ещё какую-то нишу в иерархии, которая существует в любом коллективе, в том числе и в первом классе.

Одновременно с тем, как ребёнок идет в первый класс, у него изменяются и отношения с родителями. Как правило, в худшую сторону. Это может быть вызвано тем, что для вас он перестал быть ребёнком и ваши требования к нему станут завышенными. Но также отношения портятся в процессе совместной подготовки уроков. Если родителям важнее правильно выполненное домашнее задание для классного руководителя, чем то, что думает ребёнок о родителях, то постепенно, родной дом и родители превращаются для ребёнка, из места спокойствия и защиты в некий филиал ада. Последствия сказываются в подростковом возрасте, когда ребёнок замыкается в себе, связывается с неблагополучной компанией или уходит из дому.

В первом классе ребёнок испытывает стресс. Само определение стресса – это состояние повышенного напряжения, для которого есть физиологические, психологические и социальные причины.


Физиологические связаны с тем, что ему хочется бегать-прыгать, а нельзя.

Психологические – с его неспособностью концентрироваться и выдерживать внутренний уровень напряжения, потому что нужно соответствовать тому, что о тебе думают и что ожидают.

Социальные – это неспособность адаптации к новому коллективу, что усложняет выстраивание отношений с педагогом или возможность подружиться с одноклассниками.

Задача родителей повлиять на снижение уровня стресса у ребёнка.

Социализация: стоит ли вопрос волнений?

Социализация – важный психологический процесс. Это формирование поведенческих и психологических навыков, необходимых для взаимодействия с людьми. По сути, человек должен обладать какими-то элементарными навыками общения и поведения в обществе, чтобы чувствовать себя в нём комфортно. Ребёнок должен быть эффективен в своей коммуникации.

Но школу не интересует, насколько ребенок эффективен. Её интересует на сколько он удобен и управляем. Про мысли и фантазии ребёнка мало кто спрашивает и если в вашей школе не так — вам повезло!


Как оценить качество школы?

Оценку качества школы должен давать ребёнок. Не вы, родитель, а ребёнок.

Какие качества должна проявить школа? У ребёнка должна быть увлечённость и высокая познавательная активность, чтобы ему было интересно разбираться хотя бы с каким-то одним направлением до мелочей. Важно понимание своих желаний, целей и умение их достигать. Важна настойчивость и самоуважение. Смелость иметь и отстаивать свою точку зрения. Это все нужно, чтобы развиваться в жизни и достигать успеха в целом.

Но вместо того, чтобы заниматься формированием этих важных навыков, школа формирует эмоциональную зависимость от часто предвзятого мнения окружающих. Самооценка в школе формируется не на осознании ребёнком собственной уникальности, а на основании соответствия чужим представлениям о том, каким он, ребёнок, должен быть.


Поэтому если детям нравиться учиться хотя бы одному предмету, значит, в принципе, всё в школе хорошо. Если для ребёнка школа — это каторга, то 11 лет будут посвящены не только формированию отвращения к процессу обучения, но и шаблонному мышлению по истечении 11 лет.

Диагноза «неспособность к обучению» не существует. Потому что, обучение - это комплексный процесс, который состоит из ряда психологических процессов. И вам сперва нужно понять, что не так с обучением у вашего ребенка, если вы наблюдаете так называемую “неспособность”.

Если вам не удалось поприсутствовать на прошлом мастер-классе про то, как подготовить ребёнка к школе не огорчайтесь. Скоро я проведу ещё один перед началом курса. Обучение стартует уже в июне. Зарегистрируйтесь, чтоб понять, нужно ли вам пройти курс и помочь своему ребёнку лучше подготовиться к началу школы.

2016-08-22T12:37:27+00:00

Добрый день, дорогие читатели! Скажите, а вы часто вспоминаете свои школьные годы? И как окрашены ваши воспоминания? Добрые и позитивные моменты преобладают? Или вы с нетерпением ждали окончания школы? Все мы хотим, чтобы школьные годы у наших детей были золотой порой. Чтобы первое сентября не стало стрессом для ребенка, лучше задуматься заранее, а готов ли ребенок к школе?

Готовность к обучению в школе/школьная зрелость появляется у детей в возрасте от 6-ти до 7 лет. Это средний показатель. Не забываем, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Что же подразумевает собой школьная зрелость?

Школьную зрелость подразделяют на:

Зачастую во главу угла ставится интеллектуальная готовность к обучению. Это ошибочно! Школьная зрелость — это комплексный показатель, показывающий уровень готовности различных сфер личности ребенка, обеспечивающих успешный процесс обучения.

Готов ли ребенок к школе: как определить?

Итак, как определить готов ли ваш малыш к поступлению в школу? До сентября осталось совсем немного времени. На что сейчас лучше обратить свое внимание? Чему стоит уделить время, чтобы процесс адаптации ребенка к школе прошел более гладко?

Предлагаю своим читателям бесплатную книгу «Как проверить готовность ребенка к школе? » детского психолога Татьяны Егоровой.
Что вы найдете в этой книге:

  • понятное руководство для родителей;
  • несложные инструкции для тестирования малыша;
  • интерпретацию результата тестирования;
  • рисунки, которые облегчат тестирование;
  • возможность распечатать на принтере

В наше время в свободном доступе можно найти много различных пособий, помогающих самостоятельно определить готовность к школьному обучению. Есть тесты для детей, помогающие узнать, как развита память, мышление, речь.

Для диагностики интеллектуальной сферы, специалисты предлагают целый список разнообразных методик и тестов. Вот примерный перечень, по которому можно определить готовность малыша к обучению самостоятельно.

Внимание

Корректурная проба

Норма выполнения данного теста для детей в 6−7 лет — 40 знаков и больше, из них 10 ошибок и менее. Попросите ребенка заполнить фигуры согласно образцу. Время работы — 5 минут.

Память

Речь

Первоклассник должен уметь выразить свою мысль с помощью речи. Зачастую используют задание — рассказ по сюжетным картинкам. Малышу требуется правильно распределить последовательность изображений и составить небольшой рассказ, используя предложения.

Мышление

Выполнение несложных лабиринтов, классификация, обобщение — вот те позиции, которые рассматриваются. Посмотрите примерные задания для детей:


Пространственно-временная ориентировка

Большинство старших дошкольников уже владеют такими понятиями, как «верх-низ», «право-лево», «над-под», «больше-меньше», «шире-уже», «высокий-низкий».

А вот, например, один из тестов для детей на социальную готовность к школе.

Прежде чем, проводить какой-либо тест с ребенком, убедитесь, что он спокоен, в хорошем настроении, готов вас слушать и слышать. Не стоит проводить никакие тестовые методики, если ваш малыш чем-то расстроен и отказывается садиться выполнять задания.

Более подробно про психологическую готовность, волевую, мотивационную и личностную составляющие вы можете прочитать в статье.

Как определить готов ли ребенок физически?

Не стоит забывать и о физической готовности к школьному обучению.

Поступая в школу, малыш готовится к новым нагрузкам, в том числе и физическим. Сидеть за партой так, чтобы не навредить позвоночнику, умение правильно держать карандаш, развитая мелкая и крупная моторика тела, ловкость, выносливость, особенности зрения, слуха, речи.

Интересная методика!

М.М.Безруких предложил использовать Филиппинский тест для определения зрелости мозговых структур для успешного поступления в первый класс. Малышу предлагается достать рукой до края уха, расположенного с другой стороны.

Этот тест показывает биологический возраст ребенка. В 4−5 лет ребенок проходит «скачок роста». До этого времени он выполнить данное задание просто не сможет. Данная методика говорит не только о длине рук и развитии скелета ребенка, но и, что более важно, о развитии нервной системы. Он показывает, что мозговые структуры созрели, могут воспринимать и перерабатывать информацию.

Ребенок в 6−7 лет хорошо уже может улавливать ритм, повторять движения за взрослым, чувствует ритм. Хотя, конечно, его движения еще зачастую бывают не столь точны.

Обязательно перед поступлением в школу необходимо пройти общую медицинскую комиссию: лор, хирург, ортопед, окулист, стоматолог, невропатолог, педиатр. Если у вашего малыша есть особенности в развитии, при поступлении в школу необходимо заранее передать эту информацию классному руководителю, а также школьной мед.сестре.

На данный момент в Москве существуют, помимо общеобразовательных школ, школы для детей, имеющих особенности в развитии. В таких учреждениях создаются оптимальные условия развития и обучения для детей, допустим, интеллектуально развитых, но имеющих особенности в физическом развитии (например, ДЦП).

Также все чаще открываются инклюзивные классы, в которых образовательная программа должна простраиваться с учетом всех особенностей учащихся.

Сказали, что ребенок не готов?

Не стоит паниковать!

  1. Во-первых, по результатам одной методики никогда не следует делать 100% выводов. Возможно, ребенок просто не понял инструкцию, или между вашим малышом и специалистом, проводящим задания, не был установлен контакт.
  2. Во-вторых, в любом случае в поступлении в первый класс вам никто не откажет. Данной формулировкой могут только привлечь внимание родителей к «слабой» стороне.

Считается, что если какой-то аспект школьной зрелости развит недостаточно, то малышу будет очень сложно в процессе обучения, что может отразиться в страхах, слезах, неуспехах в учебе, физической усталости и т. д.

Родители вправе решать самостоятельно, в каком возрасте пойдет их ребенок в школу, в какую именно школу он пойдет. В каждом учреждении работает, помимо педагогов-предметников, психолого-педагогическая служба (логопед, дефектолог, психолог).

Если Ваш ребенок идет в школу и при этом имеет свои особенности развития, то в процессе обучения не только родители помогают малышу совместно с учителем лучше адаптироваться к процессу обучения, но и всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.

Готовность родителей к школе

А вы сами готовы?

Задумайтесь и ответьте честно сами себе на вопрос. А вы сами готовы отпустить вашего кроху в школу? Доверить его другим взрослым, учителям? Есть ли у вас страхи и тревоги?

Дети — наши зеркала. Перед тем как анализировать готовность к обучению вашего малыша, загляните внутрь себя. Ведь, если в вас самих присутствуют страхи и тревога, то с 99,9% долей вероятности, я могу вам сказать, что у вашего ребенка это тоже будет.

Плюс, он может показать вам и неготовность по другим параметрам. Например, перестать хорошо читать и считать. Думая, что тогда вы разрешите ему не идти в школу.

Настраивайтесь на позитивный лад. Готовьтесь к школе заранее и первого сентября пойдете на праздник знаний с улыбкой).

Скажите, была ли вам полезна данная статья? Если да, то поделитесь ею с друзьями в соцсетях! И не забывайте подписываться на обновления блога — впереди много полезных статей).