Двери

Закон жкх о коммунальных услугах. Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о жкх Новые законы о жкх в году

Закон жкх о коммунальных услугах. Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о жкх Новые законы о жкх в году

С этого года у собственников жилья появятся новые инструменты для отстаивании своих прав в сфере ЖКХ. По мнению законодателей, нововведения позволят сделать эту сферу более эффективной и прозрачной.

С 1 апреля 2016 года из состава платы за коммунальные услуги будет исключена плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, которые потребляются при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в доме. Эти платежи войдут в состав платы за содержание жилого помещения.

В настоящее время плата за эти услуги включается в платежный документ отдельной строкой и уплачивается отдельно от платы за содержание жилого помещения. Начиная с апреля 2016 года, все эти платежи будут включаться в общий платеж за содержание.

Важным моментом является то, что размер расходов на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды не может превышать норматив потребления коммунальных услуг, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.09.2015

Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды в составе платы за содержание жилого помещения будет взиматься не по умолчанию, а только если данные коммунальные услуги действительно потребляются при содержании общего имущества.

Также важно отметить, что нововведение не распространяется на те многоквартирные дома, жители которых выбрали непосредственный способ управления общим имуществом.

Расширены полномочия общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проще стала процедура инициирования, организации и проведения собрания. Значительно повышен статус протокола общего собрания.

Только общее собрание вправе определять порядок финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей компанией, правлением ТСЖ, жилищного или иного кооператива общего собрания. Это новое положение предусматривает особый порядок созыва общего собрания.

Кратко он может быть описан так: собственники помещений, обладающие не менее 10% голосов, вправе составить перечень вопросов, выносимых на повестку дня, и обратиться в письменной форме к управляющей компании, ТСЖ, кооперативу с требованием организовать общее собрание. Получив обращение, управляющий обязан в течение 45 дней уведомить о проведении общего собрания каждого собственника помещения в доме, провести все необходимые мероприятия, оформить документы по результатам собрания и довести их до сведения собственников помещений.

Во-вторых, общее собрание собственников помещений может наделить совет многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества. До этого момента совет МКД не являлся органом, продуцирующим какие-либо решения.

В-третьих, общее собрание вправе принять решение о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по всем текущим вопросам, связанным с управлением таким домом, кроме отнесенных к компетенции совета МКД и общего собрания.

В настоящее время при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, размер платы за коммунальные услуги снижается. Кроме того, потребитель-гражданин вправе взыскать с исполнителя коммунальных услуг неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей

Начиная с 28.12.2015, вступят в силу новые положения Жилищного кодекса, направленные на защиту прав жителей многоквартирных домов.

Во-первых, установлена обязанность уплатить потребителю штраф для лиц, виновных в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, если в результате нарушения увеличился размер платы за коммунальные услуги.

Во-вторых, установлена обязанность уплатить потребителю штраф для лиц, виновных в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг.

Дополнительно устранен пробел о порядке уплаты взносов на капитальный ремонт в новостройках. Итак, если многоквартирный дом был введен в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включен в нее при ее актуализации (актуализация проводится не реже раза в год), обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников жилых помещений в этом доме по истечении срока, установленного органом субъектом Российской Федерации (но не позднее пяти лет с даты включения дома в региональную программу).

Нужно сказать, что пятилетний срок представляется наиболее обоснованным, поскольку именно в этот период действует гарантия застройщика и в любом случае расходы на ремонт многоквартирного дома в течение пяти лет обязан нести застройщик.

Новый ГОСТ получил название: ГОСТ Р 56192-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования»

Документ вводится впервые и распространяется на работы, проводимые при оказании услуг содержания общего имущества многоквартирных домов. Фактически, он консолидирует требования Жилищного кодекса, Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, Правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах и Правил предоставления коммунальных услуг.

По мнению авторов стандарта, его применение, наряду с другими стандартами из данной серии, позволяет сформировать единую и эффективную систему управления и содержания многоквартирных домов, обеспечивающую их нормативное техническое состояние, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания, а так же выполнить требования, установленные в технических регламентах, санитарно-эпидемиологических правилах и в Жилищном кодексе.

Краткое содержание стандарта :

2) Общие требования к услуге содержания общедомового имущества и перечень работ входящих в услугу содержания общедомового имущества, а также требования к проведению этих работ.

3) Общие требования к услуге текущего ремонта и перечень работ входящих в эту услугу, а также требования к проведению этих работ.

4) Общие требования к услуге капитального ремонта и перечень работ, а также требования к проведению этих работ.

5) Требования к исполнителям работ, показатели качества и безопасности.

Ознакомление с текстом данного стандарта будет полезно не только тем, чья деятельность напрямую связана с сферой ЖКХ, но и всем добросовестным собственникам.

В последнюю неделю декабря 2016 года органы законодательной и исполнительной государственной власти Российской Федерации приняли ряд Федеральных законов и Постановлений Правительства РФ, вносящих существенные поправки в действующее жилищное законодательство. Сроки вступления в силу части новых нормативных правовых актов, принимаемых в последнюю неделю уходящего года и существенно изменяющих действующие нормы, уже традиционно установлены либо со дня их официального опубликования, либо с 01 января наступающего года. Причины того, что федеральные органы госвласти менее недели дают участникам жилищных отношений на переход к новым требованиям взаимодействия с ГИС ЖКХ, новому порядку формирования фонда капремонта, к новому порядку расчетов стоимости жилищно-коммунальных услуг, не совсем понятны — то ли это желание принять максимальное количество НПА до конца года (например, депутаты Госдумы с некоторой гордостью рассказывали о своеобразном рекорде, якобы они могут рассмотреть 140 законопроектов в один день - такое количество документов было в повестке дня 02.12.2016), то ли это метод «шоковой терапии» (ведь, например, исполнителям коммунальных услуг за неделю необходимо не только внедрить новое программное обеспечение, но и провести ряд других мероприятий, заключить или расторгнуть ряд договоров с подрядными организациями и т.д. и т.п. — а это громаднейший объем работы), то ли целенаправленные действия по понуждению участников жилищных отношений к допущению нарушений (далеко не все могут за несколько дней до «новогодних каникул» успеть провести все необходимые процедуры для корректной реализации новых НПА). Так или иначе, новые НПА приняты, обнародованы и подлежат исполнению.

Если в России что-то имеет стабильность, то это активный рост стоимости услуг за коммунальные услуги. Обслуживающие организации не стесняются поднимать цены дважды в год, а на отдельные услуги и трижды, даже не уведомляя потребителя. Понятно, что в таких условиях у жителей возникают задолженности, расплатиться с которыми он не в силах. Однако платить все же необходимо, иначе последствия могут быть чреваты большими сложностями. Даже временное приостановление поставки газа влечет бумажную волокиту больше, чем сам долг. Написать заявление, ждать очереди, привести или даже привезти газовщика.

Но есть и такие, кто просто не хочет платить по счетам. Элементарная безалаберность и надежда на «авось» способствуют росту задолженности в геометрической прогрессии. Закон ужесточился и в 2016 году есть предпосылки к дальнейшему ужесточению, поскольку из-за неплательщиков стали страдать и те, кто аккуратно все выплачивает.

Закон о пенях за неоплату коммунальных услуг

С 1 января 2016 года в законную силу вступит новый закон о размерах пени за неуплату коммунальных услуг для физических и юридических лиц. Данный законопроект был принят Госдумой во втором и третьем чтении и подразумевает увеличение размеров пени и ужесточении ответственности граждан по коммунальным задолженностям. В частности:

Для юридических лиц сумма неустойки устанавливается на уровне 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с первого дня просрочки.

Для граждан пени за неоплату услуг ЖКХ в течение первого месяца просрочки начисляться не будут. С 31-го по 90-й день просрочки пеня устанавливается на уровне 1/300 ставки, с 91-го дня - 1/130 ставки (В настоящее время пеня для граждан составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ с первого дня просрочки)

Здесь вы можете ознакомиться с основными положениями нового закона о пенях за неоплату коммунальных услуг, который официально называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов »

Иногда управляющие компании доходят до откровенного «вышибания» долгов. Незаконно, но обслуживающие организации идут иногда и на это, если процент должников слишком большой по подъезду или дому в целом. Встречаются рассуждения: «А что будет? Мне ничего не сделают». Сделают, и заплатить придется, поскольку это не «частная лавочка», а муниципальный фонд.

На что имеют право поставщики услуг:

  • ограничить подачу ресурса;
  • начислять и применять систему штрафов;
  • полностью отключить подачу ресурса;
  • выселить нарушителей.

Ограничение на пользование ресурсом

Ограничение может быть двух видов и зависит от выбора управляющей компании. Первый вариант - введение определенного лимита. Например, потребитель имеет долг за свет, в ответ ему вводят лимит на 30 кВт в сутки. Как только этот лимит обнулится, свет автоматически отключается. Второй вариант - обычное ограничение к доступу, когда подача ресурса просто уменьшается.

Но любое ограничение вступает в действие не сразу. Сначала должник получает уведомление в руки, что за месяц он должен рассчитаться с долгом. Причем долг исчисляется не из тех показаний, что дает ваш счетчик. Долг начисляется по принятым нормативам в управляющей компании. То есть, плата должна будет пройти за фактически использованную услугу по тарифам компании .

За три дня будет еще одно уведомление и только после этого управляющая компания применит метод противодействия. Единственный момент: лимиты и ограничения не касаются частых домов. Там сразу производят полное отключение.

Полное отключение от сетей

Нужно сказать, сами управленцы не особо любят принимать кардинальные меры. Именно поэтому должника долго увещевают и ведут работу. Им самим неудобно потом возиться с отписками по делам. Глобальное отключение обычно используют, если лимитирование не дало эффекта или же нет возможности ограничить/уменьшить подачу.

После полной уплаты долга возобновление подачи отключенного ресурса происходит в течение двух рабочих дней, однако его отключение требует иногда умышленного повреждения труб. В связи с этим необходим ремонт, и он проводится только за счет недобросовестного плательщика, поскольку его действие (долг) привело к вынужденной порче. Исключением может быть факт инвалидности или критичности материального состояния. Чаще это остается на индивидуальное усмотрение организации, как смогут договориться в конкретном случае.

Выселение за долги

Выселение из квартиры за неуплату коммунальных услуг - процесс очень сложный и крайне редко инициируемый.

Закон говорит, что в теории выселить человека с задолженностью реально, но на практике это редкие случаи. Невзирая на долг, государство по-прежнему остается лояльным и поэтому внесено много поправок и ограничений, не позволяющих выселить человека при долгах за коммуналку.

Прежде всего определимся с тем, о какой собственности идет речь. Если квартира в собственности одна, то забрать ее могут только при одном условии: квартира в залоге при ипотеке. Это оговорено договором залога при заключении ипотеки.

Вообще при условии, что квартира одна и у человека больше нет жилых объектов, долги не могут истребовать путем изъятия квартиры. Закон не позволяет забирать жилище, если последнее у должника одно. А вот если есть еще квартира или же помещение с жилищными условиями, то картина меняется. В этом случае взыскание можно реализовать путем стоимости жилья.

Если квартира государственная, то семью и должника можно просто выселить, если от него не было оплат 6 месяцев. Но и тут ограничения. Если он в течение этих месяцев хоть часть заплатил, пусть незначительную, то он уже не попадет под определение «злостный должник» и его не смогут лишить квартиры.

Даже если должник «злостный», его нельзя просто выселить в никуда. Взамен государственный или муниципальный орган обязан найти жилье, в котором будет по 6 м на каждого члена его семьи. Кроме этого, выселение требует выполнения следующих условий:

  • нет весомых причин, мешающих оплатам;
  • нет выплат полгода;
  • нет договора об отношениях с нанимателем;
  • человек ухудшает состояние жилплощади, приводит его к разрушению и непригодности.

Однако сейчас активно обсуждается новая поправка. Если она будет утверждена, то уже будет недостаточно внести некоторую сумму, чтобы защититься от выселения. Необходимо будет погасить ровно половину долга, чтобы суд не мог принять решение о срочном выселении. Но это касается только тех, кто является обычным нанимателем. Собственники сюда не попадают, их невозможно выселить в принципе.

Уважительные причины долга за коммунальные услуги

Список таких причин принят и утвержден законом, поэтому его следует придерживаться управляющим компаниям. Веские причины для долга:

  • человек находится в бедственном материальном положении при том, что работает;
  • нет возможности найти работу. Человек состоит на учете, активно ищет варианты;
  • серьезная болезнь или инвалидность;
  • наличие иждивенцев, детей, недееспособных лиц.

Такие должники требуют индивидуального подхода и некоторой лояльности от управляющих компаний и организаций, поставляющих услуги. Эти причины учитываются судом как смягчающие.

Как избежать суда и санкций при задолженности?

В любом случае необходимо лично встретится с представителями той услуги, по которой появился долг. Нередко управляющие компании или местные ЖКХ показывают удивительную халатность к работе, приписывая долги, которых нет или ошибаясь в значениях, причем почти всегда в минус плательщику. Имеется умысел или нет, в таких ошибках - разбираться можно долго. Но должнику важно добиться правильного расчета и внесения истинных сумм в свою платежку.

В некоторых случаях организации будут обязаны пойти на соглашение и составить индивидуальный график платежей. Это становится реальным, если при сравнении тарифов за текущий и прошлый месяца разница составит от 25 %. То есть, если в текущем произошло повышение на треть относительно прошлого месяца, то организация обязана предоставить своеобразный годовой кредит. Должник при этом должен понимать: придется выплачивать и некоторый процент за такой график рассрочки.

Должников сегодня много, часть из них действительно достойны наказания, другие просто находятся в жестких условиях выживания. Обслуживающие организации не склонны проводить такие разделения и «расчесывают» всех одинаково. Но законодательство нашей страны старательно оберегает от такого обращения с гражданами. Поэтому необходимо знать действующие законы, которые могут помочь в защите себя и квартиры. Только так можно остановить «беспредел», который зачастую происходит на конкретных местах.

Если же вы все-таки столкнулись с проблемами, связанными с неуплатой коммунальных услуг, то наш юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по вашей конкретной ситуации. Свой вопрос вы можете задать в форме, которая находится внизу страницы.

Законодательство в сфере ЖКХ меняется постоянно и пока мы были в отпуске, вышел ряд новых законов и постановлений, а именно:

Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"

Регионам дали право выбирать как будет производиться оплата за отопление, равномерно в течение календарного года, или плата будет производиться только в течение отопительного периода. Внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

Согласно данным изменениям, не чаще одного раза в год до 1 октября года регионы могут принять решения о том, в каком порядке будет производиться расчёт за отопление.

Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором власти региона приняли решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором было принято соответствующее решение.

При этом, если в доме есть техническая возможность установки общедомового прибора учета по отоплению, однако он не установлен, с 2016 года плата за отопление будет производиться с учетом повышающего коэффициента.

Эти же повышающие коэффициенты действуют и в тех случаях, когда расчет за отопление по нормативу производится из-за того, что общедомовой прибор учета вышел из строя более 2-х месяцев назад, либо из-за того, что управляющая компания более 2 раз не допустила представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния данного прибора.

Более подробно о изменениях в Правила оказания коммунальных услуг мы напишем в ближайшее время.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

C 15 июля 2016 года вступают в силу изменения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании которых государственная регистрация прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Такая выписка из ЕГРП может быть выдана как в бумажной, так в электронной форме.

Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"

Постановление устанавливает новый порядок проведения закупок для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Все подобные закупки отныне будут проводится в форме электронного аукциона.

Согласно постановлению, электронный аукцион проводится на электронной площадке, путем снижения начальной (максимальной) цены договора с шагом аукциона от 0,5 до 5 процентов. Договор об оказании услуг заключается с победителем аукциона, с учетом установленных особенностей. Уполномоченный федеральный орган власти ведет реестр договоров об оказании услуг, заключенных заказчиками.

Также предусмотрено ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, осуществляемое федеральным антимонопольным органом.

Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 267-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской федерации»

Статья первая этого закона исключает из структуры платы за жилое помещение тепловую энергию, затрачиваемую на содержание общего имущества в многоквартирном доме. По факту просто исправлена допущенная ранее техническая ошибка.

Статья вторая этого закона приостанавливает до 1 января 2017 года действие статьи 47.1 Жилищного кодекса РФ, в части проведения общих собраний собственников помещений в МКД с использованием ГИС ЖКХ. Использование других систем для проведения общих собраний собственников МКД через интернет эта статья не затрагивает.

Третья статья этого закона уточняет, что нормы Гражданского кодекса РФ, регламентирующие требования к оформлению доверенности на представление собственника в общем собрании собственников МКД распространяются на правоотношения возникшие с 1 сентября 2013 года.

Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 269-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»

До 1 января 2019 года продлен срок оснащения потребителей приборами учета коммунальной услуги по газоснабжению.

Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 355-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"»

Теперь для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете достаточно набрать более 50% от общего количества голосов собственников, а не более 66,7% (2/3) как ранее.

Введено понятие «специальный депозит» - это банковский депозит, на котором можно разместить временно свободные средства со специального счета. При этом доходы, полученные от такого размещения, могут быть потрачены только на проведение Капитального ремонта.

Новым федеральным законом вводится существенное требование к составлению краткосрочных планов капитального ремонта: краткосрочные планы должны составляться так, чтобы максимальное количество средств, собираемых на капитальные ремонты, было потрачено на проведение ремонтов, а не лежали на счетах регионального оператора мертвым грузом. При этом, краткосрочные планы должны периодически корректироваться в зависимости от реальной собираемости.

Также установлены новые требования к руководителям региональных операторов капитального ремонта.

Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов"

Постановлением утверждены:

1) Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

К данным требованиям относятся: требования к тротуарам, бордюрам и съездам на территории примыкающей к МКД, требования к покрытию дорожек, требования к пандусам и ограждениям и т.п.

2) Требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида.

К данным требованиям относятся: требования к площади жилого помещения, обязательное оснащение жилого помещения, требования к приспособлению ванных и санузлов для инвалидов и многое другое.

3) Порядок обеспечения условий доступности жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов.

В постановлении описан порядок составления акта о отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Также составляемый акт включает в себя минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными данным постановлением.

Изменения в жилищном законодательстве последних лет направлены на увеличение степени участия собственников и квартиросъемщиков в содержании не только принадлежащего им помещения, но и общедомового имущества и территории. О том, какие именно нормы претерпели изменения, рассказано в предложенном материале.

Каковы наиболее значимые недавние изменения в жилищном законодательстве

Говоря о недавних изменениях жилищного законодательства, стоит отметить наиболее значимые из них. Например:

  1. С 01.01.2017 изменен порядок расчета оплаты содержания жилых помещений. Теперь в ее состав вошла стоимость отдельных коммунальных ресурсов, затрачиваемых на оплату общедомового имущества (далее — ОДИ) (закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ).
  2. Введены единые требования к определению размера платы за наем жилого помещения по договору соцнайма или найма помещений государственного или муниципального фонда (приказ Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр). Новая формула основывается на качестве социально-экономической обстановки в регионе.
  3. В Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, внесены изменения, касающиеся газоснабжения (в отношении заключения договоров, обслуживания оборудования и др.).
  4. Введена обязанность размещать всю информацию об услугах и лицевых счетах потребителей в Главной информационной системе ЖКХ, административная ответственность и гражданско-правовые последствия за неразмещение.

Новое в жилищном законодательстве: оплата ресурсов на обслуживание общедомового имущества

Одна из самых нашумевших новинок 2017 года — изменение размера оплаты коммунальных платежей в связи с принятием новых региональных нормативов для расчета стоимости ресурсов, затрачиваемых на содержание ОДИ (собственно понятие коммунальных ресурсов также было введено в 2017 году). Свое закрепление правовая норма нашла в ст. 154 и чч. 9.1-9.3, 10 ст. 156 ЖК РФ. Речь идет о необходимости оплаты таких ресурсов только в том случае, если само сооружение предполагает возможность их расходования.

Расчет оплаты таких ресурсов проводится на основании показаний:

  • общедомовых приборов учета;
  • автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

В качестве альтернативного варианта собственники жилья могут принять на общем собрании решение о расчете расходов на оплату коммунальных ресурсов исходя:

  • из нормативов, установленных в регионе;
  • прошлогодних показателей за аналогичный период с учетом перерасчета.

Нормативы потребления определяются на уровне субъектов Федерации в порядке и по правилам, установленным Правительством РФ в постановлении от 23.05.2006 № 306. На данный момент все регионы уже разработали свои нормативы, но не все они оказались обоснованными.

Внесение сведений в ГИС ЖКХ

Законом «О внесении изменений…» от 28.12.2016 № 469-ФЗ был перенесен на 01.07.2017 срок обязательного размещения в ГИС ЖКХ сведений поставщиками коммунальных ресурсов и организациями, управляющими многоквартирными домами.

Ранее ГИС ЖКХ пополнялась за счет данных, вносимых из государственных и муниципальных информационных систем, и сведений о лицензиатах в области предпринимательства — управления многоквартирными домами. Последние были обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о домах, которыми управляли согласно Составу сведений о многоквартирных домах…, утв. приказом от 29.09.2015 Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр.

С июля же 2017 года обязанность по внесению сведений, перечисленных в ст. 6 закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 209-ФЗ (далее — закон о ГС ЖКХ), распространена на большую часть коммунальных и управляющих организаций, кроме поставщиков информации, работающих на территории городов федерального значения.

С 01.07.2017 у органов жилищного контроля появилась возможность выдавать предписания о размещении недостающей информации в системе, но с датой выполнения после 01.01.2018 (письмо Минстроя России от 29.08.2017 № 30838-АЧ/04).

С 01.01.2018 не размещенная в ГИС ЖКХ квитанция не считается предоставленной потребителю (ч. 8 ст. 12 закона о ГИС ЖКХ), вследствие чего:

  • субъект, который должен был разместить информацию об оплате, подлежит административной ответственности по ст. 13.19.2 Кодекса об административных правонарушениях;
  • потребитель может не оплачивать квитанцию.

Таким образом, в 2017 году право в сфере ЖКХ обогатилось новым понятием «коммунальные ресурсы». Кроме того, наступил новый этап развития ГИС ЖКХ: законодатель дал субъектам, обязанным размещать информацию в данной системе, полгода на ее освоение, а с 2018 года ввел неблагоприятные последствия для нарушителей.