Утепление

Зачем ныряем: крещенские купания – церковный обряд или народная традиция? Купание в проруби. Есть ли в этом смысл

Зачем ныряем: крещенские купания – церковный обряд или народная традиция? Купание в проруби. Есть ли в этом смысл

Традиция зимой купаться в ледяной воде существует только в России. Многие думают, что возникла она с приходом христианства и что в проруби на Руси было принято купаться только на Крещение. Но это отнюдь не так.

Древний обычай

Обычай купания в проруби существовал ещё у древних славян, которые переняли его у скифов. У последних было принято окунать младенцев в ледяную воду, дабы сызмала закалить. У славян же погружение в холодную воду стало частью обряда инициации для воинов.

Православная церковь оказалась не в состоянии искоренить некоторые языческие традиции и попыталась «привязать» их к христианской обрядности. Так, купание в проруби, по мнению церковных служителей, повторяло процедуру «крещения Христа в Иордане». Хотя вода в Иордане вовсе не была ледяной.

Так или иначе, купаться в проруби православным разрешалось на Крещение. Считается, что вода во всех водоемах в этот день становится святой, она смывает грехи и имеет целебные свойства. Делать же это в любые другие дни запрещалось, так как являлось уже следованием языческим обычаям.

Однако запрет соблюдался далеко не всегда. Так, зимой после бани русские очень любили окунаться в снег или, если рядом находился водоём, в прорубь. Нередко купались в ледяной воде в оздоровительных целях или чтобы продемонстрировать свою удаль.

Так, Иван Грозный в присутствии иностранных послов не раз заставлял своих бояр сбрасывать шубы и лезть в прорубь. В этом историки видят отголоски древних воинских традиций.

Годами, веками складывался русский обычай купания в проруби. В то же время считалось, что далеко не всех можно было брать себе в компанию, отправляясь «моржеваться». В одних случаях эти табу носили религиозную подоплёку, в других - были связаны с физическим или психическим состоянием людей.

Истинно верующих христиан

Как уже говорилось, церковь неоднозначно относилась к купанию зимой в проруби. Поначалу было объявлено, что даже на Крещение купаться должны лишь те, кто «о святках рядился», то есть праздновал Святки в соответствии с языческой традицией - участвовал в массовых игрищах, колядовал.

Писатель Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (1901) сообщает: «…Несмотря на стужу, с древних времен живёт в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани. Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, чтобы очиститься от греховной скверны в освященной воде; купаются и просто - “для здоровья”».

Причём купались не только на Крещение. Вот что говорится в заметке, опубликованной в петрозаводской газете от 10 января 1870 года:

«Каждый год повторяются крещенские купания, несмотря ни на какой мороз, и обычай этот повсеместен в губернии. Наш народ так привык к этим своеобразным душам, что ему зимнее купание нипочем. Во всю зиму оно еженедельно повторяется».

Больных

Купание в ледяной воде является огромным стрессом для организма. Поэтому никогда не рекомендовалось купаться в проруби страдающим сердечно-сосудистыми недугами, заболеваниями эндокринной и мочеполовой системы, почек и надпочечников, желудочно-кишечного тракта, болезнями органов дыхания, воспалениями носоглотки.

Больных кожными инфекциями

Душевнобольных

Людям с психическими заболеваниями старались помешать окунаться в прорубь, так как они могли повести себя неадекватно, начать тонуть или даже пытаться утопить кого-то из окружающих. Хотя на Руси известны блаженные и юродивые, которые регулярно совершали такие купания.

Пьяных

У нетрезвого человека приток крови к лёгким мог запросто вызвать воспаление легких или отек бронхов. Также пьяный мог элементарно утонуть в проруби.

Стариков

У пожилых людей часто нарушено кровообращение, и купание в ледяной воде может привести к остановке дыхания, а то и сердца. Поэтому для стариков купаться в проруби считалось нежелательным.

Маленьких детей

В христианский период на Руси детей, по крайней мере, до семилетнего возраста взрослые не брали с собой окунаться в прорубь. Дело в том, что у малышей ещё не налажена полностью терморегуляция организма, и такой метод «закаливания» мог привести к сильной простуде, пневмонии и летальному исходу.

В наше время специалисты говорят, что в проруби можно купаться лишь людям зрелого возраста, которые абсолютно здоровы. И у священнослужителей мнения по поводу пользы купания в «иордани» существенно расходятся.

Окунаться ли на Крещение? Как это нужно делать? На все эти вопросы Вам ответят священники в статье, подготовленной Правмиром.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

На Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощеного воскресения.

Вы прочитали статью Окунаться ли на Крещение? Как надо окунаться?

Первое купание в проруби на Крещение возникло как традиция, после принятия христианства в Киевской Руси в 988 году. 19 января церковный праздник – Крещение Господне, во время Божественной Литургии совершается великое освящение воды, имеющей целительную силу. Принято считать, что все водные стихии в этот день обретают чудодейственные особенности, укрепляющие телесные и душевные силы.

Что означает купание в проруби на Крещение?

Прорубь, в которой купаются, называют иорданью, к ней приходят после торжественного Богослужения, без молитвы священника не принято окунаться в воду. Батюшка благословляет желающих совершить обряд купания на Крещение - читает молитву перед полынью и троекратно погружает в неё крест, только после завершения молитв можно совершать ритуал. Предписывать традиции свойство очищать и смывать грехи – неправильно, для избавления от грехов надо покаяться и .

Откуда пошло купание в проруби на Крещение?

Праздник, к которому примыкает традиция, самый древний - Крещение Господне было введено как отдельное событие в церковном служении около 377 года. Древние христиане в этот день приходили на Иордан, место, где Иисус Христос принял крещение. Обряд крещенского купания – народная традиция, которую человек совершает по личному желанию, никаких церковных предписаний по данному вопросу нет. Вода, освященная в этот день, имеет особые свойства, что доказано научными исследованиями.

Что дает купание в проруби на Крещение?

Если рассматривать вопрос что дает купание на Крещение, следует понимать, что человек ожидает получить от таких действий. Окунуться в воду в крещенские морозы, не так просто даже при большом желании. Главное - должна быть вера, что вода имеет свойство исцелять недуги, и процедура не причинит вреда, желание помолиться – вверить свои нужды в руки Божьи.

Купание в морозы способствует повышению иммунитета - резкие перепады температур, активируют выброс в кровь гормонов, проявляющих защитное действие на отрицательные изменения в работе организма, снижается артериальное давление, приходит прилив энергии. Троекратное ознаменование себя крестом, перед погружением в прорубь - обязательное условие.


Крещенские купания - за и против

Традиция купания на Крещение - проверка силы воли человека. Врачи констатируют факт, что процент заболевших после таких «процедур» незначителен. По рассказам искупавшихся в первые несколько минут человека захватывает эйфория, тело становиться необыкновенно легким, в душе чувствуется благодать, приходит прилив особенных непередаваемых ощущений.

Рисковать слабым здоровьем для незабываемых погружений в воду запрещено. Церковь не обязывает и не предписывает совершать такой обряд верующим, он не является частью праздника. Пропустив купание, человек не теряет благодать. В день Крещения Господнего надо прийти на молитву в церковь, можно исповедаться и причаститься, окропить себя и свой дом священной водой, принесенной из храма.

Когда купаются в проруби на Крещение?

18 января – Крещенский сочельник, принято считать, что после освящения воды в церквях в этот день, она становиться целебной во всех водных источниках, и хранит такие свойства несколько последующих дней. Само купание на Крещение не начинают без благословений священника, освящение мест для окунаний происходит после праздничных богослужений утром 19 января.

Как подготовиться к купанию на Крещение?

Несколько советов как подготовиться к Крещенскому купанию в проруби. Для не закаленного человека такое погружение стресс, минимизировать последствия воздействия холодной воды можно путем предварительной закалки организма. За несколько дней до, желательно принимать , выходить на улицу или балкон на несколько минут в летнем варианте одежды – шорты и майка, делать обтирания влажным полотенцем, смоченным в холодной воде, практиковать обливания водой с низкой температурой.

Крещенское купание - правила

Правила купания на Крещение можно разделить на части. Первый и самый важный момент - совершая такой поступок, человек должен молиться: о спасении души, о близких, просить помощь Божью для исцеления от недугов. Окунаться в воду ради развлечения или под воздействием алкоголя, для испытаний острых ощущений - неправильно, ожидать в последствии врачевания тела и души – неприемлемо.

Есть масса плюсов по медицинским показателям, чем полезно купание на крещение – повышается трудоспособность, в организме пропадают аллергические реакции, депрессии, бессонница, боли в суставах и спинном отделе. Значительно снижаются приступы бронхиальной астмы, нормализуется кровообращение. Температура тела, при погружении подходит к показателю с отметкой в сорок градусов, за несколько минут в организме погибают многочисленные армии вирусов и бактерий – повышается работа иммунной системы.

Можно ли заболеть при купании на Крещение? Да, ведь стрессовое погружение в воду может вызвать в ослабленном организме ряд неприятных последствий. У диабетиков резко повыситься в крови уровень сахара, у сердечников возникают приступы аритмии и гипертонии, у онкобольных происходит нежелательное подавление иммунитета. Болеющим гриппом и ОРЗ купание запрещено.

Опасно ли купание в проруби на Крещение?

Дискуссии о том, чем опасно купание в проруби на Крещение серьёзный вопрос. Организация места проведения - главный критерий выбора, для желающих окунуться. Приходить в одиночку к неподготовленным малолюдным прорубям – нежелательно, это прямая угроза для здоровья и для жизни человека, в случае возникшей непредвиденной реакции организма на холодную воду, должны быть люди готовые подать квалифицированную помощь. Советы как правильно провести купание в проруби на Крещение:

  • раздевание произвести в несколько этапов – снять верхнюю одежду, дать организму адаптироваться, потом раздеваться до купальника;
  • пройтись по снегу – дать сигнал организму, через рецепторы стоп, включить защитную реакцию на холод;
  • после пребывания в воде переодеться, надевать сухие вещи сверху мокрых нельзя;
  • пить спиртные напитки для согрева после процедуры не рекомендовано.

Крещение – один из главных праздников Православной Церкви. По традиции в ночь с 18 на 19 января православные ныряют в ледяную прорубь..

Алексей Уминский, протоиерей, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах:

"Купание на Крещение – народная традиция, она не имеет отношения к Евангелию или богослужебным, церковным традициям. Никакой необходимости или обязанности у православных людей погружаться в зимнюю прорубь на Крещение нет. Это некое личное ухарство (поступок, который совершает человек, который идет на осознанный риск в борьбе с суровой природой – прим. сайт ).

Традиция купания на Крещение существует не только в России. Например, в теплых странах, таких как Греция, принято освящать Средиземное море в эти дни. Когда епископ освящает море, он бросает крест далеко в море с молитвой, а ныряльщики из числа благочестивых христиан прыгают в воду для того, чтобы достать крест. Эта традиция в Греции тоже носит народный характер.

В России принято вырубать Иордань – прорубь в виде креста, а затем освящать воду в ней. Веками церковь освящала воду только в источниках. Затем люди брали эту воду из купели, а некоторым хотелось еще в ней и окунуться, чтобы засвидетельствовать силу своей веры. Таким образом, наверное, и сложился этот обычай – купаться на Крещение.

Сейчас эта традиция стала массовой. Некоторые люди думают, что если они искупаются на Крещении, то они смоют с себя все грехи. Но важно понимать, что ничего подобного не произойдет.

На Крещение православным лучше прийти в храм, вспомнить, что они христиане, что мы сами какое-то время назад были крещены в купели, и это стало для нас открытой дверью в церковь.

Если человек за свою жизнь ни разу не открыл и не прочитал Евангелие, то он, наверное, не может считать себя православным христианином, даже если он крещен. Если человек никогда в жизни не исповедовался и не причащался, он тоже не может считать себя членом православной церкви. Лучше осмыслить эти вещи, чем нырять в прорубь в день Крещения.

Владимир Вигилянский. Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Владимир Вигилянский, протоиерей, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ:

В древней церкви купание на Крещение не устраивали. Массовое явление она приобрела в России только в последние десятилетия.

Сегодня купание на Крещение становится чуть ли не целью праздника. Из этой традиции сейчас делают излишний культ, который для многих людей еще и очень вредный. Распространяются слухи, что никогда в жизни ни с кем не случалось ничего плохого, если он окунался на Крещение в ледяную воду. Это, конечно, мифы.

В этот день вполне достаточно выпить крещенской воды или окропить себя несколькими каплями. Это замещает любое купание.

Ярослав Шипов, писатель и священник храмов Патриаршего подворья в Зарядье:

Купаться в проруби на Крещение – традиция не церковная, а народная. Традиция возникла там, где было принято гадать на Святки, рядиться в странные одежды, мазать себе физиономии, пугать других людей… Потом, как говорят историки, те, кто были самыми главными заводилами на Святках, чтобы смыть с себя вину, принародно ныряли в прорубь. Так они хотели показать, что смыли с себя все грехи.

Церковь относится к традиции купания спокойно. Но важно помнить, что купаться на Крещение православному человеку не обязательно, нигде в церковных книгах такой рекомендации нет.

Ф. И. Буслаев в своей известной в дореволюционной России речи «О народной
поэзии в древнерусской литературе», произнесенной в 1858 году,
подчеркивал, что «ясное и полное уразумение основных начал нашей
народности есть едва ли не самый существенный вопрос и науки и русской
жизни» (1). Пытаясь сегодня решить хотя бы малую часть этой задачи, мы
обязаны обратиться к еще живой народной традиции и попробовать рассмотреть
ее сквозь призму многотысячелетнего прошлого, в котором скрываются
«основные начала нашей народности». Отметим при этом, что в
восточнославянской народной традиции вообще, а в северно — русской в
особенности, сохранились такие элементы культуры, которые архаичнее не
только древнегреческих, но даже и тех, что зафиксированы в текстах
древнейших памятников индоевропейской мифологии — Ригведы, Махабхараты и
Авесты.

В связи с тем, что именно в ведических текстах сохранились в большом
количестве описания и объяснения архаичных индоевропейских календарных
обрядов, именно эти тексты представляется необходимым использовать как
дешифрующие при анализе восточнославянской и, в частности, северно —
русской календарной обрядности. Возможность обращения к ведическим текстам
при рассмотрении русского материала обусловлена «как большей степенью
соответствия между ведическим и русским в силу лучшей сохранности в нём
(русском языке — С. Ж.) архаизмов, чем в западных языках, так и большей
близостью русской (славянской) мифо — поэтической традиции к индоиранской»
(2).

В сохранившихся до рубежа XIX — ХХ вв. верованиях северно — русских, особенно в устойчивых календарно — обрядовых циклах, четко прослеживаются реликты архаического индоевропейского календаря, уходящего корнями в глубины тысячелетий. Так восточнославянская дохристианская
картина мира четко дифференцирует два временных цикла года: период от
зимнего солнцестояния (22 декабря) до летнего солнцестояния (22 июня) и
период от летнего солнцестояния до зимнего. Начало каждого из этих циклов
было четко обозначено календарными обрядовыми действиями: зимними Святками
и Купалой. Судя по некоторым реликтам обрядов, а также по скандинавским
материалам, в глубокой древности зимние Святки длились полный лунный месяц
или 28 дней. Так у шведов святки «были известны под именем Иольского или
Юльского праздника (iuul, ioel), как важнейшего и продолжительнейшего из
всех. Этот праздник отправлялся в честь ТОРА В НОРВЕГИИ ЗИМОЙ, А В ДАНИИ В
ЧЕСТЬ ОДИНА для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало
праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января и продолжался целых три
недели», — писал М. Забылин в 1880 г. (3).

скандинавские святки, длящиеся три недели, были посвящены
божествам, связанным с миром мертвых (предков), «тем светом» и мировым
древом.

Но восточнославянские Святки тоже связаны с культом мертвых, с миром
ушедших на «тот свет». Именно в эти дни в мир живых возвращалось «Святье»
- умершие, души которых на время Святок вселялись в тела их потомков —
ряженых. Судя по севернорусскому материалу, рядились (во всяком случае в
древности) самые родовитые и знатные, те, чьи роды были самыми старыми в
данной общине, деревне, селе. Об этом свидетельствует одно из вологодских
диалектных названий ряженых — «кулеса». Но в тех же диалектах «кулыня»,
«кулина» — знатная, богатая, родовитая. Стоит отметить, что санскритское
kula — семья, род, знатная семья, kula — ja — принадлежащий к знатному
роду, kulina — родовитый, знатный (5).

ОБЩЕИЗВЕСТНО, ЧТО В НАРОДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ У МЕРТВЫХ НЕТ ОБЫЧНОГО ЗЕМНОГО ТЕЛА («У НАВЕЙ НЕТ ОБЛИКА»), ПОЭТОМУ ОНИ МОГУТ ПРИЙТИ В ЭТОТ МИР ТОЛЬКО ПОЗАИМСТВОВАВ У КОГО — ТО ИЗ ЖИВЫХ ЕГО ПЛОТЬ. Л. Н. Виноградова

подчеркивает, что ряженые и нищие являются теми ритуально значимыми
людьми, при посредничестве которых можно связаться с миром умерших. Здесь
стоит отметить, что русское слово нищий соотносится с древнеиндийским
nistyas, что значит «чужой», «нездешний», и в целом аналогично понятию
«ряженый». Л. Н. Виноградова считает, что: «По — видимому, можно разделить
мнение ряда специалистов о том, что есть основания (в том числе и языковые
свидетельства) предполагать, что нищие (и ряженые — С. Ж.) воспринимались
как заместители умерших, а щедрое их одаривание — как отголосок
поминальных жертвоприношений» (6).

Такое восприятие ряженых дошло практически до наших дней. Согласно данным,
полученным фольклорно — этнографическими экспедициями под руководством А.
М. Мехнецова в 80 — е — 90 — е годы XX века, информаторы помнят о таких
обязательных персонажах святочного ряженья, как «предки» (старцы,
покойник), «нелюди», «чужаки» (нищие, побирушки), «высокие старухи». Для
того, чтобы душа живого человека, отдавшего на время святок свое тело
«предку», не осталась навсегда на «том свете», ряженые категорически
запрещали называть себя по имени, узнавать себя. За нарушение этого
запрета провинившегося «били смертным боем», так как считалось, что душа
поименованного может не вернуться в его тело, занятое на время святок кем
- то из его предков. Такое положение могло принести общине неисчислимые
бедствия, так как в дни Святок все жили по законам «перевернутого мира» —
мира предков. Именно об этом свидетельствуют воспоминания стариков и
старух из разных районов Псковской области (80 — е — 90 — е годы XX века),
отмечавших, что ряженых называли «дедами», что они ходили молча или «выли
по собачьи», кланялись до земли, что их лица были вымазаны сажей, что они
были не смешны, а вызывали уважение и страх, что их ждали в каждом доме и
готовились к этой встрече. В русской народной традиции РЯЖЕНЫЕ В КРЕЩЕНЬЕ
(КОГДА, КАК ПРАВИЛО, ТРЕЩАЛИ САМЫЕ ЛЮТЫЕ МОРОЗЫ), ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ,
ОБЯЗАТЕЛЬНО КУПАЛИСЬ В ПРОРУБИ, ВОЗВРАЩАЯ «ТОМУ СВЕТУ» ДУШУ ПРЕДКА,
КОТОРОМУ «ОДАЛЖИВАЛИ» НА ВРЕМЯ СВЯТОК СВОЕ ТЕЛО (7). СДЕЛАТЬ ЭТО БЫЛО
НЕОБХОДИМО, ТАК КАК С ДРЕВНЕЙШИХ ВЕДИЧЕСКИХ ВРЕМЕН СЧИТАЛОСЬ, ЧТО
КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ ДУШИ НА НЕБО, В ОБИТЕЛЬ БОГОВ И ПРЕДКОВ, ЭТО ПОГРУЖЕНИЕ В
РЕЧНЫЕ ИЛИ МОРСКИЕ ВОДЫ, ВПАДАЮЩИЕ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ В РЕКУ ВЕЧНОСТИ —
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ. М. Забылин отмечал, что в Тихвине, например, на святки
«снаряжалась большая лодка, которая ставилась на несколько саней и
возилась несколькими лошадьми по городу». Верхом на лошадях, везущих
лодку, и в самой лодке сидели ряженые (8). Даже в 1996 году в деревне
Журавлев Конец Гдовского района Псковской области фольклористам сообщили,
что те, кто рядился на Святки, в Рождество обязательно должны были
обливаться тремя ведрами колодезной воды (9), то есть воды, рождающейся и
протекающей под землей.

Жители «того света», проведав своих потомков и наградив или наказав их,
обязательно возвращались в свой мир. А живые делали все для того, чтобы ни
в коем случае ни одна мертвая душа не оставалась в нашем мире.

Вероятно, объяснение всему этому комплексу верований и соответствующих им
обрядовых действий надо искать где — то в глубинах тысячелетий, когда они
только зарождались. И в таком поиске невозможно обойти вниманием самые
архаичные индоевропейские мифо — поэтические тексты, сосредоточенные в
Ригведе, Махабхарате и Авесте. Так, в 304 главе «Мокша — дхармы» (одной из
книг Махабхараты) царь Юдхиштхира спрашивает своего наставника Бхишму:

«Что называется непреходящим, откуда нет возврата,
И что называется преходящим, откуда возвращаются снова?»
Он же говорит смертельно раненному Бхишме:
«Тебе осталось жить немного дней, пока направляется к югу, творец света.
А когда к северу повернет владыка, ты пойдешь путем высочайшим,
И когда ты пойдешь навстречу блаженству, от кого нам принять поученье?»
(10)