Остекление

Яблочный спас в русской живописи. Изображения иконы спас нерукотворный Картины на тему яблочный спас

Яблочный спас в русской живописи. Изображения иконы спас нерукотворный Картины на тему яблочный спас

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ О появлении Нерукотворного Образа Спасителя церковное предание рассказывает следующее: во времена Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгар. Он заразился страшной неизлечимой болезнью - проказой. Царь надеялся на помощь Господа. Он хотел помолиться перед его изображением. Для этого Авгарь послал в Иерусалим своего художника Ананию с письмом ко Христу. Тогда всевидящий Господь Сам подозвал Ананию, велел принести кувшин с водой и плат. Умывшись, Спаситель отерся этим платом- и на нем запечатлелся Нерукотворный Образ Спаса. Приложившись к святыне, Авгарь тут же получил полное исцеление. Св. Образ он установил в нише у городских ворот, но вскоре спрятал образ от нечестивых. Когда же в 545 г. персы осадили Едессу, Пресвятая Богородица явилась во сне тогдашнему епископу города и повелела открыть Нерукотворный Образ. Обойдя с Ним стены города, его жители отвратили врагов. В 944 г. византийский император Константин Багрянородный (912-959) торжественно перене[...]

Икона Спас Нерукотворный - описание
Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откро[...]

Спас Нерукотворный - описание иконы
Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Христос изображён в возрасте Тайной вечери. Предание относит исторический Эдесский прототип икон данного типа к легендарному плату, на котором чудесным образом проявился лик Христа, когда Он отёр им лицо. Изображение обычно оглавно. Один из вариантов - Чрепие или Керамида - изображение похожей иконографии, но на фоне кирпичной кладки. В западной иконографии известен тип <Плат Вероники>, где Христос изображается на плате, но в терновом венце. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа - <Спас Мокрая брада> - изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.

К Медовому Спасу я обычно обновляю свои галереи, посвященные пасекам, пасечникам и меду. Поскольку наступает первый из трех летних Спасов - Медовый или Маковей, пора представить вам собранную с прошлого лета коллекцию.
Напомню, что в этот день Православная церковь отмечает праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Еще Медовый Спас называют «Спасом на воде» или "Мокрым Спасом" в честь водосвятия, поскольку по старому стилю этот праздник совпадает с днем Крещения Руси – 1 августа 988 года, упоминаемом в летописях XVI века. В память этого события в храмах совершается чин малого освящения воды, а вместе с освящением воды совершается освящение меда. С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора. После «Мокрого Спаса» уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы...
К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Поэтому Медовый Спас еще называют Маковеем, но не от слова "мак", а в память об иудейских мучениках Маккавеях. В Маковей готовили кушания с маком, ели мак, растертый с медом, маканцы или мачники.
Но мы сегодня говорим о мёде, пчелах и пасеках!

***
Вот и лето на исходе,
Отдохнули хорошо,
Рады тёплой мы погоде,
И Медовый Спас пришёл.

Пчёлы принесли нам радость,
Сот прекрасный аромат,
Мёда вкусного нам сладость,
Каждый будет очень рад.

Угощайтесь всем народом,
Пробуйте не один раз,
Наедайтесь спелым медом,
На дворе Медовый Спас!

Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Медовый Спас (часть триптиха Спасы). 2005 г.

Левитан Исаак Ильич (1860–1900) Пасека. 1887 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Райлян Фома Родионович (1870-1930) Вечер. Пасека. 1898 г.

Атлашкина Елизавета Дмитриевна (1879-1965) Пасека. 1926 г.

Хитрова Тамара Александровна (1913-1991) Пасека. 1970 г.

Ишмаметов Энвер Дзерулович (1916-1985) Ульи. 1962 г.

Тюха Иван Андреевич (Украина, 1920-2000) На пасеке. 1957 г.

Лимарев Анатолий Григорьевич (Украина, 1929-1985) На пасеке. 1985 г.

Леонов Олег Александрович (род. 1959) Пасека. 2009 г.

Cердюк Борис (Украина, род. 1960) Тарас Шевченко на пасеке. 2013 г.

Камышный Юрий Константинович (Украина, род. 1962) На Лысую гору. 2007 г.

Белич Иван Васильевич (Украина) Отцовская пасека. 1994 г.

Лазарева Светлана Александровна (род. 1987) Медовый Спас. 2010 г.

Антонова Ирина Петровна (Украина) Пасека (жанровая лепка).

Хасанова Нурия Нурмухаметовна (Татарстан) Пасека.

Ягодкина Татьяна (Украина, род. 1982) Пасека.

Федотов Валерий Деревенский завтрак. 2010 г.

***
Спас наш первый, Спас Медовый,
Подари нам меда тонну,
Пусть на наше освященье
Погода будет загляденье.

Пусть и лето провожаем,
Но осенний дождь не ждем.
Воду с медом освящаем,
Булки и блины печем.

Саенко Руслан Николаевич (род. 1933) Пасека. 1992 г.

Бабак Вячеслав Петрович (род. 1946) Липовый мед. 2010 г.

Пацан Юрий Иванович (Украина, род. 1963) Без названия.

Третьяков Роман Павлович (род. 1966) В Лаврах на пасеке. 2010 г.

Полуян-Внукова Надежда Владимировна (род. 1968) На пасеке. 2007 г.

Иванишин Роман (Украина) Пасека. 2012 г.

Залищук Валерий Васильевич (Украина, род. 1963) Яблочный мед. 2008 г.

***
Прощаясь с летом, мы делаем запас
Всего того, что в зиму пригодится.
На этом рубеже – Медовый спас
С дарами лета в каждый дом стучится.
Очистят старые, забытые колодцы
И новые колодцы освятят,
Пчела не носит мёда у оконца
И с мёдом мак на праздник сей едят.
Прощанье с летом – время сенокосов
К зиме в селе уже готовят хаты,
Хоть далеко до снега и заносов,
Но лето красное уж клонится к закату!

Яблочный спас в Малороссии.
Николай Корнилиевич Бодаревский. Ок.1921 г. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля


Добрый дедушка.
Касаткин Н.А. 1899 г.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Картина "Добрый дедушка" была создана под влиянием учения о нравственном самоусовершенствовании Л.Н. Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг. С великим русским писателем Касаткина связывали долгие годы дружбы. Художник почти каждое лето гостил в Ясной Поляне, вёл оживлённую переписку с членами семьи писателя, выполнял различные его поручения. Теплые дружеские отношения были скреплены обоюдным интересом и вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную литературность сюжетов произведений Касаткина.
В основу повествования картины "Добрый дедушка" положен мотив помощи ближнему. Картина представляет незначительный эпизод из городской жизни: старик покупает пару яблок у уличной торговки, которая радушно раскрыла перед ним корзины с товаром, предлагая всё для выбора. Само название картины подсказывает, что старик покупает яблоки не для себя, а чтобы угостить мальчика, во взгляде которого читается восторг и обожание. Касаткин основное внимание сосредотачивает не на типах, участвующих в рассказе, а на событии как таковом. Удачен образ благообразного старика: книга в руке, добротное, но поношенное пальто, представляют человека небольшого достатка, образованного и добросердечного.
Действие происходит на фоне сказочной красоты старинной церкви фигурной красно-белой кладки с многочисленными "кокошниками" и шатровыми куполами, строгой решётки ограды с каменными столбами, мимо которой мелькают люди и телеги, в сквере с тонкими голыми деревцами, заботливо ограждёнными низеньким заборчиком. Под ногами героев картины разбросаны резные кленовые листья: красные, жёлтые, зелёные. Всё утопает и сливается в прозрачном осеннем воздухе, который обволакивает предметы и гасит краски, придавая всей сцене мягкость и какую-то теплоту.
Приклонская В.В.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева


Яблоневый сад.
Кустодиев Борис Михайлович. 1918 г. Холст, масло 70,5 х 124
Томский областной художественный музей


Натюрморт с яблоками.
Федор Васильевич Сычков (1870-1958). 1909 г. Холст, масло, 62,5 х 82,5.
Частное собрание


Натюрморт. Яблоки
Машков, Илья Иванович (1881 - 1944). Холст, масло. 96 x 125.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина


Алма-атинские яблоки
Федор Васильевич Сычков (1870-1958). 1937 г. Холст, масло, 52 х 67,5.
Собрание Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи


Колхозный базар.
Федор Васильевич Сычков (1870-1958). 1937 г. Холст, масло, 78,9 x 101,2.
Арт-фонд семьи Филатовых

К иконам Христологического ряда относят непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа.

Спас Нерукотворный

Первой иконой был Нерукотворный Образ Спасителя, запечатленный на полотенце (убрусе), которым Господь утер Свое лицо. Этот Святой убрус до нашего времени не сохранился, но иконы Нерукотворного образа, или иначе Спас Нерукотворный получили широкое распространение.
На иконе Спас Нерукотворный воспроизводится только лик Спасителя, вписанный в нимб или изображенный на убрусе, который иногда держат Ангелы.
Следует отметить, что на Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа – «Спас Мокрая брада», особенность которого заключается в том, что борода Христа на изображении сходится в один тонкий кончик.

Спас Вседержитель

Вседержитель или Пантократор – центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Владыку и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Традиционно этот образ занимает пространство центрального купола православного храма.