Дизайн

Волевые психические процессы. Волевые процессы, их виды и детерминанты Основным звеном волевого процесса является

Волевые психические процессы. Волевые процессы, их виды и детерминанты Основным звеном волевого процесса является

Воля как способность человека к самодетерминации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств. Воля делает человека во многом непредсказуемым, несводимым к простой арифметике действующих мотивов. Она вводит в жизнь человека по-настоящему субъективное измерение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. Она задает упорядоченность, целенаправленность и сознательность человеческой жизни и деятельности. «Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом», – пишет С.Л. Рубинштейн. Воля представляет собой, безусловно, высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.

Волевое действие определяется следующими вариантами условий его реализации:

Выбором мотивов и целей при их конфликте (селективная функция);

Восполнением дефицита побуждения к действию при отсутствии его достаточной мотивации (инициирующая функция);

Ослаблением избыточной мотивации при нежелательности действия (ингибирующая функция);

Поддержанием выбранного уровня выполнения действия при наличии помех (стабилизирующая функция);

Произвольной регуляцией внешних и внутренних действий и психических процессов.

Способность к совершению волевых действий (поступков) формируется по мере развития личности и воплощается в устойчивые личностные качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость и др. Безвольная личность характеризуется нерешительностью, внушаемостью, слабоволием, упрямством. Упрямство часто путают с истинным проявлением воли.

Воля как активность

В качестве основного атрибута волевого акта можно выделить три основных характеристики. Во-первых, в акте воли происходит объективация индивидуального Я и индивидуального поведения. В волевом акте субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и мотивы своей деятельности извне. Например, вы должны признать свои взгляды неверными, хотя вам, конечно, очень не хочется этого делать. Чтобы внутренне согласиться с признанием своей ошибки, необходимо субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность, на какое-то время отстраниться от обычного слитного сосуществования субъекта и деятельности.

В этом смысле можно говорить о волевом акте как о совершенно особом состоянии сознания. Во-вторых, воля всегда перспективна по своей сути, она направлена в будущее. Совершая волевой поступок, человек думает не о своем положении в настоящий момент, а о том, каким оно станет в дальнейшем, если он сделает или не сделает нечто.

В-третьих, воля переживается как активность Я. Например, человек чувствует жажду. Он встает, берет графин с водой, наливает и пьет. В таком типе поведения отсутствуют атрибуты волевого акта: нет ни субъективного разделения субъекта и ситуации, ни сколько-нибудь выраженной ориентации в будущее, ни активности субъекта. Другими словами, при обычном (импульсивном) поведении его источником переживается скорее сама потребность, чем активное Я. Волевое же поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса и, следовательно, необходимую для реализации деятельности энергию заимствует из другого источника. Что это за источник? Таким источником является личность человека.

Воля как функция иерархии мотивов

А.Н. Леонтьев считает, что волевое действие – есть процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными и наглядными. У недостаточно зрелой личности или в ситуации экстремально сильного действия биологического мотива регулирующая роль перейдет к чужой воле – приказу или перейдет во внешний план самокоманды.

Теперь обратимся ко второй составляющей исходного тезиса об условиях протекания волевого акта. Например, вам нужно заставить маленького ребенка съесть кашу. Что будет эффективнее: пообещать ему, что он получит вкусное пирожное после того, как съест кашу (идеальная форма мотива), или положить вожделенное пирожное перед ним? Ответ очевиден. В первом случае ребенок мгновенно проглотит нелюбимое блюдо, а во втором – разразится плачем.

То есть в случае конфликта мотивов прием соподчинения их в качестве последовательных этапов деятельности и представленность одного из них в идеальном (воображаемом) плане действует достаточно эффективно. При одновременном присутствии и каши, и пирожного волевое усилие должно быть приложено значительно больше. Таким образом, волевой акт, представляющий, по сути, результат борьбы конкурирующих мотивов, разворачивается в направлении актуализации социального по происхождению и идеального по форме мотива в ущерб биологическому и наглядному.

Структура волевого акта

С.Л. Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта.

Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

Решение. Процесс принятия решения может протекать различно. В первом случае (когда нет «борьбы мотивов») оно протекает как бы бессимптомно: постановка цели условно совпадает с принятием решения. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит толь ко это почувствовать, чтобы уже перейти к действию». Во втором случае, если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешение того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. В третьем случае (здесь мотивы практически равны по значимости и интенсивности) решение наступает как насильственное снятие все еще бушующей борьбы мотивов. Акт принятия решения характеризуется своеобразным субъективным переживанием. Человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. «Осознание последствий будущего поступка и зависимости того, что произойдет от собственного решения, порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности».

Выполнение.

Когнитивные компоненты волевого акта

В.А. Иванников рассматривает волевую регуляцию как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению. Необходимость такого изменения возникает, как уже отмечалось, при недостатке соответствующей принятому действию мотивации. Что же при этом делает человек? Как он достигает необходимого изменения побуждения? Формирование побуждения к волевому действию достигается через трансформацию или создание дополнительного смысла действия. То есть действие после свершения волевого акта осуществляется уже не только в силу исходного (недостаточного) мотива, в согласии с которым было принято решение о его реализации, но и в силу других мотивов.

В исследовании А.В. Запорожца было показано, что в зависимости от того, какой смысл имеет для испытуемого задание, кардинально меняется уровень его исполнения. Трем группам испытуемых предлагали поднимать и опускать достаточно тяжелый груз. Испытуемым первой группы не указывали смысл выполнения задания. Испытуемым во второй группе сообщалась его цель, т.е. их просили поднять груз максимально возможное количество раз, чтобы установить личный рекорд. Испытуемым третьей группы предлагали вообразить ситуацию, когда они не просто поднимают груз, а вырабатывают силой своих мышц электроэнергию для того, чтобы в городе зажегся свет. Нетрудно догадаться, что наивысший результат был получен у участников последней группы.

Изменение смысла действия возможно через изменение позиции субъекта. Так, в работе А. И. Липкиной отстающим ученикам поручали опекать школьников младших классов. Смена позиции с «ученика» на «учителя, наставника» приводила к изменению самого смысла учебы и, как следствие, к повышению настойчивости в овладении учебной программой. Смысл действия может также быть изменен при помощи предвосхищения последствий того или иного действия. П. В. Симонов, автор информационной теории эмоций, рассмотренной нами выше, приводил для иллюстрации данного механизма случай из своей жизни. Когда ему не хватило смелости для прыжка с парашютом, он подумал о своем товарище, который не решился прыгнуть накануне. Поставив себя на его место и представив, как стыдно ему было смотреть в глаза друзьям, Симонов прыгнул с парашютом.

Еще один механизм изменения смысла принятого действия заключается в добавлении нового смысла к уже существующему. Например, не только «пробежать 2 километра», но и «по дороге пересчитать все деревья в сквере».

Придание дополнительного смысла принятому действию может осуществляться приемами «мифологического мышления». Тогда недостаточно мотивированное действие способно превратиться в символический акт. Например, студентка может загадать, что, если она хорошо подготовится к семинару, юноша, который ей нравится, пригласит ее в кино. Последним из распространенных вариантов трансформации смысла является связывание действия с новыми, не типичными для него мотивами (использование приема самостимуляции). Например, женщина, которая решила соблюдать диету, может укрепить свою волю, сказав себе: «Если я продержусь неделю, то куплю себе новое платье». Гипотеза В. А. Иванникова может быть хорошо проиллюстрирована с помощью знаменитой притчи о строительстве Шартрского собора. Когда у трех людей, каждый из которых толкал перед собой тележку, груженную камнями, спросили «Что ты делаешь?», один ответил: «Везу камни», другой: «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью», а третий сказал: «Строю храм». Очевидно, кто из них толкал свою тележку с большим энтузиазмом и чье поведение было более волевым.

10)Проблема личности в психологии. Движущие силы и условия в развитии личности. Теории личности. Человек - самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

Человек как индивид - это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек- есть принципиальная новизна в природе. Тело человека- культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека».

Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

Личность - одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.

Первый, наиболее очевидный смысл - несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.

Второй - социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

Некоторые общие моменты:

личность - это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;

личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;

сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение - это поведение по собственному свободному выбору;

личность - это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

Индивидуальность - высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности - это жизненный путь человека.

Движущие силы развития личности - это противоречия:

общие (универсальные) противоречия - между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения ; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой , что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;

индивидуальные противоречия - противоречия, характерные для отдельно взятого человека;

внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой"" и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, одно из основных внутренних противоречий - расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: ``хочу-могу"", ``хочу-надо"", ``знаю-не знаю"" и др.);

внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).

Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процес-сом; сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществ-ление достигается посредством привычных действий, которые производятся по-чти автоматически, как только дан импульс.

Для сложного волевого акта в его наиболее выраженной специфической фор-ме существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивает-ся опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предше-ствует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возник-новение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий це-лую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обяза-тельно должны быть представлены в сколько-нибудь развернутом виде.

В сложном волевом действии можно выделить 4 основные стадии, или фазы:

1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) решение;

4) исполнение.

Традиционная психология, отражавшая по преимуществу психологию реф-лектирующего интеллигента, находящегося на распутье, раздираемого сомнения-ми, борьбой мотивов, выдвигала в качестве ядра волевого акта именно эту «борь-бу мотивов» и следующее за ней более или менее мучительное решение. Внут-ренняя борьба, конфликт со своей собственной, как у Фауста, раздвоенной душой и выход из нее в виде внутреннего решения - все, а исполнение этого реше-ния - ничто.

В противоположность этому другие теории стремятся вовсе выключить из волевого действия внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, обдумы-ванием, оценкой; с этой целью они отделяют мотивацию воли от самого волевого акта. В результате волевое действие или даже волевой акт превращается в чис-тую импульсивность. Абсолютизации рефлектирующей сознательности противопоставляется другая крайность - импульсивная действенность, вовсе лишен-ная сознательного контроля.

В действительности всякое подлинно волевое действие является избиратель-ным актом, включающим сознательный выбор и решение. Но это никак не зна-чит, что борьба мотивов является его центральной частью, его душой. Из самого существа волевого действия, как действия, направленного на достижение цели, на реализацию замысла, вытекает, что основными его частями являются исходная и завершающая фазы - явное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. Основа волевого действия - целеустремленная, сознательная дей-ственность.

Признание господствующего значения исходной и завершающей фазы воле-вого действия - осознания цели и ее осуществления - не исключает, однако, ни существования других фаз, ни того, что в конкретных, многообразных и изменчи-вых условиях реальной действительности в том или ином частном случае на передний план выступают и другие фазы волевого акта. Все они подлежат по-этому анализу. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражаю-щегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направ-ляется, стремление переходит в желание; возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть жела-ния. Желание - это опредмеченное стремление. Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Желание - это целенаправлен-ное стремление.

Но наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, еще не является законченным волевым актом. Если желание предполагает знание цели, то оно еще не включает мысли о средствах и хотя бы мысленного овладе-ния ими. Оно поэтому не столько практично, сколько созерцательно и аффек-тивно. Желать можно и того, в достижимости чего не уверен, хотя твердое зна-ние абсолютной недостижимости предмета желания, несомненно, парализует, ес-ли не убивает, желание.

Желание часто открывает широкий простор воображению. Подчиняясь же-ланию, воображение разукрашивает желанный предмет и этим в свою очередь питает желание, явившееся источником его деятельности. Но эта деятельность воображения, в которой взаимодействуют чувство и представление, может заме-стить действительную реализацию желания. Желание обволакивается мечтами, вместо того чтобы претворяться в действие. Оно приближается к пожеланию. Желать еще не значит хотеть.

Желание переходит в подлинно волевой акт, который в психологии принято обозначать неуклюжим словом «хотение», когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами. Хотение - это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хоте-ние имеется там, где желанны не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит.

Как бы ни отличались влечение, желание и хотение друг от друга, каждое из них выражает стремление - то внутреннее противоречивое состояние недостат-ка, нужды, страдания, беспокойства и вместе с тем напряжения, которое образует исходное побуждение к действию. В ряде случаев побуждение к действию, направленному на определенную, более или менее ясно осознанную цель, непосред-ственно влечет за собой действие. Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию.

Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие; случается, что прежде, чем наступило действие, появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах, которые ведут к ее достижению; иногда почти одновременно появляется несколько конкурирующих целей, возникает мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое ведет к достижению желанной цели, и в результате образуется задержка. Положение осложняется. Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов Рубинштейн С.Л. Указ. соч. .

Иногда говорят, что в отличие от импульсивного, аффективного действия, ко-торое обусловлено ситуацией больше, чем постоянными, существенными свой-ствами или установками личности, волевое действие как избирательный акт, т. е. результат произведенного личностью выбора, обусловлено личностью в целом. Это в известном смысле правильно. Но не менее правильно и то, что в волевом акте часто заключены борьба, противоречие, раздвоение. У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются несовме-стимыми. Человек вовлекается в конфликт. Разгорается внутренняя борьба мо-тивов.

Но и тогда, когда противоречие не выступает непосредственно в мучительном чувстве раздвоения, сознательное мыслящее существо, у которого возникает же-лание совершить некоторое действие, обычно склонно подвергнуть его предва-рительному анализу.

Прежде всего естественно возникает потребность в том, чтобы учесть послед-ствия, которые может повлечь осуществление желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Учет последствий предполагаемого действия сплошь и рядом обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или опре-деленным интересом, в конкретной ситуации оказывается осуществимым лишь за счет другого желания; желательное само по себе действие может при опреде-ленных условиях привести к нежелательным последствиям.

Задержка действия для обсуждения так же существенна для волевого акта, как и импульсы к нему. Задержке должны подвергнуться в волевом акте другие, конкурирующие, импульсы. Временной задержке должен подвергнуться и при-водящий к действию импульс, для того чтобы действие было волевым актом, а не импульсивной разрядкой. Волевой акт - это не абстрактная активность, а ак-тивность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять неко-торые из них, подчиняя одни из них другим и любое из них - задачам и целям, которым личные желания должны быть подчинены. Воля на высших своих сту-пенях - это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает, далее, способность регулировать свое поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служения им.

Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять реше-ние. Выбор требует оценки. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает некоторую цель, то окончательное установление це-ли - иногда совсем не совпадающей с первоначальной - совершается в ре-зультате решения.

Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что про-изойдет, от собственного решения порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности.

Принятие решения может протекать по-разному.

1. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт совершается без особого решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осу-ществление цели, соответствующей этому побуждению, - никаких внешних пре-пятствий. При таких условиях достаточно представить себе цель и осознать ее желанность, чтобы последовало действие. Весь волевой процесс - от первона-чального побуждения и возникновения цели до ее осуществления - так стянут в одно нерасчлененное единство, что решение не выступает в нем как особый акт; принятие решения заключено в свернутом виде в признании цели. В тех волевых актах, в которых за возникновением побуждения к действию следует сколько-нибудь сложная борьба мотивов или обсуждение и действие отсрочиваются, ре-шение выделяется как особый момент.

2. Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, многое переместилось - и все представляется уже в новом свете: я пришел к решению не потому, что считаю нужным принять имен-но это решение, а потому, что никакое другое уже невозможно. В свете новых мыслей, которые я, размышляя над решением, осознал, под воздействием новых Чувств, которые на меня за это время нахлынули, то, что недавно еще казалось таким важным, вдруг представилось ничтожным, и то, что не так давно казалось желанным и дорогим, вдруг утратило свою привлекательность. Все разреши-лось, и нужно уже не столько принимать решение, сколько констатировать его.

3. Наконец, бывает так, что до самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что дей-ственная сила остальных исчерпана, что другие побуждения утратили свою при-влекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность при-нести все это в жертву. В таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов, не получил разрешения, которое исчерпало бы его, особенно осознается и выделяется решение, как особый акт, который подчиняет одной принятой цели все остальное.

Само решение, а затем и следующее за ним исполнение в таком случае обыч-но сопровождаются ярко выраженным чувством усилия. В этом чувстве, связан-ном с внутренней борьбой, некоторые склонны видеть особый момент волевого акта. Однако вовсе не всякое решение и выбор цели должны сопровождаться чувством усилия. Наличие усилия свидетельствует не столько о силе волевого акта, сколько о том противодействии, которое эта сила встречает. Мы испытыва-ем чувство усилия обычно лишь тогда, когда наше решение не дает подлинного разрешения борьбе мотивов, когда победа одного мотива означает лишь подчи-нение остальных. Когда остальные мотивы не исчерпаны, не изжиты, а только побеждены и, побежденные, лишенные доступа к действию, продолжают жить и привлекать, мы неизбежно испытываем чувство усилия, принимая наше решение.

Поскольку для живых людей, которым не чужды внутренние противоречия, такие конфликтные ситуации не только возможны, но иногда и неизбежны, очень важно, чтобы человек способен был на усилие. Это тем более важно, что такое усилие бывает по большей части необходимо в случаях волевых решений, кото-рые должны обеспечить торжество более отвлеченных принципиальных мотивов над укоренившимися в нас влечениями.

Однако все же неправильно видеть в усилии, связанном с решением, основной признак волевого акта. Когда человек весь в своем решении и все его устремле-ния в полном, нерасчлененном единстве слиты, он не испытывает усилий, прини-мая решение, и тем не менее в этом волевом акте может быть особая несокруши-мая сила.

Она не может не сказаться на исполнении решения. Здесь, однако, в борьбе с реальными трудностями способность к волевому усилию приобретает сущест-венное значение как важнейший компонент или проявление воли.

Три отмеченных нами случая отличаются друг от друга тем, насколько реше-ние выделяется в волевом процессе как особый акт. В первом из перечисленных нами случаев решение непосредственно слито с принятием цели; во втором оно не отделилось еще от борьбы мотивов, являясь лишь естественным ее концом, а в третьем - оно выделилось из этой последней и противостоит как особый акт, наделенный максимальной степенью активности и осознанности. Однако в изве-стном смысле каждый волевой акт включает в себя решение, поскольку он пред-полагает принятие определенной цели и открывает соответствующему желанию доступ к моторной сфере, к действию, направленному на ее осуществление.

Сама «техника» решения, те процессы или операции, посредством которых к нему приходят, в разных условиях бывают различными.

В тех случаях, когда главная трудность заключается в том, чтобы знать, как поступить, для решения достаточно осмыслить положение и подвести данный конкретный случай под какую-то общую категорию. Как только вновь предста-вившийся случай включен в какую-то привычную рубрику, уже известно, как с ним быть. Так решаются прежде всего более или менее обыденные вопросы, особенно достаточно опытными и не очень импульсивными людьми.

У натур очень импульсивных значительную роль в принятии решения мо-гут играть обстоятельства. Некоторые импульсивные, страстные и уверенные в себе натуры иногда как бы преднамеренно отдают себя во власть обстоятельств, в полной уверенности, что надлежащий момент принесет надлежащее решение.

Нерешительные люди, особенно когда положение сложно, осознавая это, иног-да намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение ситуации само прине-сет желанный результат или сделает принятие решения более легким, вынудив принять его.

Иногда в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно, приурочивая исполнение к определенным, не зависящим от их решения, обстоятельствам, при наличии которых оно вступает в силу. Так, будучи не в силах сразу оторваться от увлекательной книги и взяться за скучную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют такой-то час. Окончательное решение или, по крайней мере, исполнение его перекладывается на обстоятельства, принятие решения - как бы услов-ное - этим облегчается. Таким образом, тактика принятия решения может быть многообразной и достаточно сложной.

Принять решение - еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен.

Восхождение к высшим ступеням волевой деятельности характеризуется прежде всего тем, что исполнение превращается в более или менее сложный, длительный процесс. Усложнение этого последнего завершающего этапа воле-вого акта является характерным для высших ступеней волевого действия, кото-рое ставит себе все более сложные, отдаленные и высокие, все труднее достижи-мые цели.

В решении то, чего еще нет и что должно быть, противопоставляется тому, что есть. Исполнение решения требует изменения действительности. Желания че-ловека не исполняются сами собой. Идеи и идеалы не обладают магической силой самореализации. Они становятся реальностью лишь тогда, когда за ними стоит действенная сила преданных им людей, умеющих преодолевать трудно-сти. Их осуществление сталкивается с реальными препятствиями, которые тре-буют реального преодоления. Когда борьба мотивов закончена и решение при-нято, тогда лишь начинается подлинная борьба - борьба за исполнение реше-ния, за осуществление желания, за изменение действительности, за подчинение ее человеческой воле, за реализацию в ней идей и идеалов человека, и в этой-то борьбе, направленной на изменение действительности, заключается основное.

При традиционной трактовке воли предметом психологического анализа яв-ляется то, что происходит в субъекте до начала волевого действия как такового. Внимание исследователя сосредоточивалось на внутренних переживаниях - борьбе мотивов, решении и т.д., предшествующих действию, как будто там, где начинается действие, кончается сфера психологии; для этой последней как будто существует бездейственный, только переживающий человек.

В тех случаях, когда проблема действия не выпадала вовсе из поля зрения психологов, действие лишь внешним образом связывалось с психикой или со-знанием, как это имеет место в теории идеомоторного акта у У.Джемса Джемс У. Указ. соч.. Соглас-но этой теории всякая идея имеет тенденцию автоматически перейти в действие. При этом опять-таки само действие рассматривается как автоматическая двига-тельная реакция или разрядка, вызванная идейным «раздражителем». Она свя-зана с предваряющим его сознательным процессом, но сама будто бы не включает такового. Между тем в действительности проблема волевого действия не сво-дится лишь к соотношению идей, представлений, сознания и двигательных реак-ций организма. Волевое действие заключает в себе отношение - реальное и идеальное - субъекта к объекту, личности к предмету, который выступает в качестве цели, к действительности, в которой эта цель должна быть осуществле-на. Это отношение реально представлено в самом волевом действии, которое развертывается как более или менее сложный процесс, психическая сторона ко-торого должна быть изучена.

Всякое волевое действие предполагает в качестве отправного пункта состоя-ние, которое складывается в результате предшествующей ему более или менее длительной и сложной внутренней работы и которое можно было бы охарактери-зовать как состояние готовности, внутренней мобилизованности. Иногда переход человека к действию совершается с необходимостью естественного процесса, и действие стремительно нарастает, как бурный поток со снежных вершин; иног-да же, несмотря на то что решение уже принято, нужно еще как-то собраться, чтобы от решения перейти к исполнению.

Само действие как исполнение протекает по-разному, в зависимости от слож-ности задачи и отношения к ней действующего человека. По мере того как в силу сложности задачи, отдаленности цели и т. д. исполнение решения в дей-ствии растягивается на более или менее длительное время, от решения отделяет-ся намерение.

Всякое волевое действие является намеренным или преднамеренным дей-ствием в широком смысле этого слова, поскольку в волевом действии результат является целью субъекта и входит, таким образом, в его намерения. Возможно, однако, волевое, т. е. целенаправленное и сознательно регулируемое, действие, в котором намерение в специфическом смысле слова не выделяется как особый момент: в этом смысле существуют ненамеренные волевые действия, т. е. дей-ствия, которые, будучи волевыми, не предваряются особым намерением. Так бы-вает, когда решение непосредственно переходит в исполнение благодаря тому, что соответствующее действие легко, привычно и т. д. Но в сколько-нибудь сложных ситуациях, когда осуществление цели требует более или менее дли-тельных, сложных, непривычных действий, когда исполнение решения затрудне-но или в силу каких-либо причин должно быть отсрочено, намерение отчетливо выступает как особый момент. Намерение является внутренней подготовкой от-сроченного или затрудненного действия. Человек вооружается добрыми и бо-лее или менее твердыми намерениями, когда предвидит трудности в исполнении своего решения. Намерение представляет собой, по существу, не что иное, как зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Поэтому, хотя оно не обязательно должно выступать в каждом волевом действии как особый, сознательно выделенный в нем момент, оно все же существенно, особен-но для высших форм волевого действия.

Намерение может носить более или менее общий характер, когда оно высту-пает лишь как намерение осуществить известную цель или выполнить опреде-ленное желание, не фиксируя при этом конкретных способов реализации. Об-щее намерение, направленное на осуществление конечной цели, распространяет-ся на всю цепь ведущих к ней действий и обусловливает общую готовность совершать применительно к различным ситуациям, создающимся в ходе дей-ствия, целый ряд различных частных действий.

В сложном волевом действии для исполнения решения иногда недостаточно намерения, хотя бы самого искреннего и лучшего. Прежде чем приступить к осуществлению отдаленной цели, требующей сложного ряда действий, необходи-мо наметить путь, к ней ведущий, и средства, пригодные для ее достижения, - составить себе план действий.

При этом путь к конечной цели расчленяется на ряд этапов. В результате помимо конечной цели появляется ряд подчиненных целей, и то, что является средством, само на известном этапе становится целью. Психологически не ис-ключена возможность и того, чтобы такая подчиненная цель-средство на время стала для субъекта самоцелью. В сложной деятельности, состоящей из цепи дей-ствий, между целью и средством развертывается сложная диалектика: средство становится целью, а цель - средством.

План бывает более или менее схематичен. Одни люди, приступая к исполне-нию принятого решения, стремятся все предусмотреть и как можно более де-тально спланировать каждый шаг; другие ограничиваются лишь самой общей схемой, намечающей только основные этапы и узловые точки. Обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, более схематично или бо-лее неопределенно намечаются дальнейшие.

В зависимости от роли, которую играет при исполнении план, воля бывает более или менее гибкой. У некоторых людей раз принятый план так довлеет над волей, что лишает ее всякой гибкости. План для них превращается в застывшую, безжизненную схему, остающуюся неизменной при любом изменении обстоя-тельств. Воля, ни в чем не отступающая от заранее составленного плана, слепая по отношению к конкретным, изменяющимся условиям его осуществления, - это тупая, а не сильная воля. Человек с сильной, но гибкой волей, никак не отказываясь от своих конечных целей, не остановится, однако, перед тем, чтобы ввести в предварительный план действий все изменения, которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств окажутся необходимыми для достижения цели.

Когда конечная цель вовсе не определяет характер и способ действия, вместо единой системы действий, направленных на цель, легко может получиться про-стое рядоположение друг с другом не связанных действий, последовательность которых находится в полной зависимости от обстоятельств. В таком случае ко-нечный результат действий может вовсе не совпасть с первоначальной целью.

Бесплановость ставит под вопрос достижение цели, на которую направлено во-левое действие. Волевое действие в своих высших формах должно быть плано-вым действием.

Волевое действие - это в итоге сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую дей-ствительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие - это спе-цифически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир.

Воля и познание, практическая и теоретическая деятельность человека, опи-раясь на единство субъективного и объективного, идеального и материального, каждая по-своему разрешают внутреннее противоречие между ними. Преодоле-вая одностороннюю субъективность идеи, познание стремится сделать ее адек-ватной объективной действительности. Преодолевая одностороннюю объектив-ность этой последней, практически отрицая ее мнимую абсолютную разумность, воля стремится сделать объективную действительность адекватной идее.

Поскольку волевой акт является сознательным действием, направленным на осуществление цели, действующий субъект оценивает результат, к которому при-вело действие, сопоставляя его с целью, на которую оно было направлено. Он констатирует его удачу или неудачу и более или менее напряженно и эмоцио-нально переживает его как свой успех или неуспех.

Волевые процессы являются сложными процессами. Поскольку волевой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выра-женный эмоциональный характер. Поскольку волевой акт предполагает созна-тельное регулирование, предвидение результатов своих действий, учет послед-ствий своих поступков, подыскание надлежащих средств, обдумывание, взве-шивание, он включает более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представле-ны в специфическом синтезе; аффект в них выступает под контролем интеллекта.

Необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека – вторичное, т. е. наши действия детерминированы (определены) событиями и явлениями, происходящими во внешнем мире. Свобода воли при этом понимается как возможность, способность принимать решение со знанием дела и осмысленно руководить своими действиями, предвидя их последствия.

Эти положения находят научное обоснование в трудах И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отражательной (рефлекторной) функции головного мозга, об опосредованном восприятии и осмысливании объектов действительности.

Воля – это психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной, активной психической деятельности, которая связана с преодолением внешних и внутренних препятствий и направлена на удовлетворение потребностей человека.

Волевой акт состоит из этапов последовательных, спланированных действий.

Важнейшее значение в формировании акта воли имеет мотивационная сфера человека. Она представляет собой совокупность желаний, побуждений, приобретающих характер мотивов действий, поступков и форм деятельности. Особенности данной сферы определяют направленность личности.

Началом формирования воли является влечение. Влечения возникают на базе инстинктов пищевого, оборонительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание». Эти психические импульсы относятся к более старым филогенетическим формациям. В процессе исторического развития человеческой личности воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий.

Непосредственные побуждения к деятельности приводят к действиям по невольному импульсу (мгновенная реакция на полученное воздействие) или в виде реакций отсроченного типа (действие обдуманное, возникающее на основе точного представления результата действия).

Все действия делятся на произвольные и непроизвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений. Произвольные действия предполагают осознание человеком цели и предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее осуществление.

Волевые действия представляют собой разновидность произвольных действий, которые требуют преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению целей.

Физиологические основы воли. Воля, как и другие психические процессы, является функцией мозга. Несмотря на значительную сложность физиологических механизмов волевых действий, наукой доказано, что волевые действия имеют условнорефлекторную природу. И. П. Павлов говорил, что «...механизм волевого движения есть условный ассоциационный процесс, подчиняющийся всем описанным законам высшей нервной деятельности».

Все произвольные движения есть движения, приобретенные и заученные в процессе жизни и воспитания.

Ни один человек не сможет произвольно выполнить действие, которого он не знает или не умеет выполнить. Скажем, как бы ни хотел неграмотный человек написать письмо, он этого не сделает, так как не умеет писать. Положение справедливо в отношении даже самых несложных произвольных действий. Этим действиям постепенно и незаметно для себя мы учимся в процессе жизни.

Физиологический анализ показывает, что все волевые движения становятся таковыми лишь тогда, когда они заучены, причем чем более заучено движение, тем легче оно может быть выполнено как произвольное. Этим подчеркивается огромная роль в волевых действиях приобретаемых в течение жизни двигательных навыков.

В механизме волевого акта важнейшую роль играет двигательный анализатор, корковые клетки которого (кинестетические клетки) имеют двустороннюю связь с двигательной областью коры и с корковыми частями всех других анализаторов: зрительного, слухового и пр. И. П. Павлов так характеризует эту связь: «...кинестетические клетки коры могут быть связаны, и действительно связываются, со всеми клетками коры, представительницами как всех внешних влияний, так и всевозможных внутренних процессов организма. Это и есть физиологическое основание для так называемой произвольности движений, т. е. обусловленности их суммарной деятельностью коры».

Обусловленность волевых действий суммарной работой мозга означает, что действия человека могут быть вызваны не только непосредственными раздражениями, но и следами их, т. е. в результате оживления ранее образованных в коре нервных связей. Значит, представление о действии, мысль о нем может вызвать это действие без видимых внешних причин. Поэтому людям иногда кажется, что произвольные действия беспричинны. Таким образом, И. П. Павлов в общем механизме волевого действия особо подчеркивал значение уже образовавшейся системы временных нервных связей (ассоциаций) между корковыми концами всех анализаторов, т. е. того, что определяет суммарный характер ответной реакции.

Волевое действие, будучи целенаправленным, означает наличие в коре больших полушарий стойкого очага оптимальной возбудимости на уровне второй сигнальной системы. Это обеспечивает длительное удержание цели действия, планирование предстоящего действия в соответствии с заданной целью и условиями, возможность оживления именно тех временных нервных связей, которые нужны для реализации цели и пр.

Устойчивость очага оптимальной возбудимости зависит как от действия наличных раздражителей, так и от хранимой мозгом системы прошлых воздействий на него.

Большую роль в механизмах волевого действия выполняет корковое торможение. Волевой акт выражается не только в способности что-то сделать, но и в способности воздержаться от того, чего не следует делать. Центральное торможение было открыто И. М. Сеченовым и экспериментально изучено И. П. Павловым и его сотрудниками.

Как правило, к основным волевым качествам человека относят: 1) решительность, самостоятельность, настойчивость, самообладание; 2) нерешительность, внушаемость, упрямство, волевая неустойчивость.

Первый этап – возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Потом появляется сознание ряда возможностей достижения этой цели (2 этап) и сразу же за этим мотивы (3 этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (4 этап). Рассмотрев все «за» и «против», взвесив различные мотивы, с учетом конкретной обстановки, человек принимает решение (5 этап). Волевое действие заканчивается осуществлением принятого решения (6 этап).

Продолжительность каждого из перечисленных этапов различна и зависит от особенностей личности и объективных причин выполнения принятого решения. Для того чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность, т. е. способность делать окончательный выбор. Однако трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществлять принятое решение. Поэтому инициатива особенно важна при. выполнении принятого решения. Среди других качеств необходимых в момент неожиданных осложнений, следует отметить самостоятельность в решении и поступках, выдержку, самообладание и определенную самокритичность.

Развитие воли, способности к волевой деятельности – процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивидуума навыки.

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся при частом повторении каких-либо действий.

Формирование навыков характеризуется устранением излишних движений и напряженности, объединением ряда частных действий в одно целостное действие. Навыки формируются в упражнении, т. е. в целенаправленном, многократно повторяющемся действии с целью его усовершенствования. На фоне уже приобретенных навыков действия становятся все более сознательными. Это уже волевые действия. В подростковом возрасте и в период зрелости по мере накопления знаний, появления новых интересов и потребностей волевые действия усложняются и совершенствуются.

В самом начале волевого акта имеет место одновременное возникновение нескольких мотивов деятельности, вступающих в конкуренцию между собой. Это приводит к «борьбе мотивов». Далее осуществляется выбор одного из мотивов – принимается решение, определяется цель последующей деятельности. Вслед за принятием решения наступает облегчение, даже при отрицательном для личности содержании.

Внушаемость – свойство волевой сферы, при наличии которого человек легко поддается чужим влияниям, а мотивы его действий определяются последними.

Нерешительность – следствие задержки волевого акта на этапе борьбы мотивов или реализации принятого решения.

Упрямство – особенность поведения, а в устойчивых формах черта характера индивида рассматривается как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей. Упрямство – неспособность, несмотря на разумное обоснование, отказаться от принятого ранее малопродуманного решения и плана действий.

Волевая неустойчивость – неумение сдерживать неодобряемые самим человеком проявления чувств в виде раздражения, гнева, страха, ярости, отчаяния.

Все сложные волевые акты проходят вначале путь простых актов. В них имеется элемент автоматизации т. е. заученное в процессе жизненного опыта действие.

Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: выполнение сложной детали на токарном станке, создание художественной картины, саркастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбление и много других видов человеческой деятельности и, поведения.

Во всякой деятельности большую роль играет заинтересованность человека в выполняемой работе. При выполнении неинтересной, скучной работы, не отвечающей склонностям человека, снижается интерес к ее выполнению, развивается быстрое утомление. Положительные эмоции значительно отдаляют период, когда появляется усталость. Это объясняется стимуляцией подкорковых образований, которые в свою очередь тонизируют кору.

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения, в том числе и нравственного порядка, деятельность осуществляется помимо ее волевой регуляции.

Патология волевой сферы

Практически на любом этапе волевого акта может возникнуть патология волевой сферы. Из волевых расстройств следует привести такие как, например, гипобулия, гипербулия, абулия. Наиболее часто среди нарушений волевых процессов встречается их снижение или гипобулия, которое может сопровождаться также снижением эмоционального фона.

Гипобулия понижение волевой активности. При гипобулии люди малоподвижны, стремлений к деятельности у них почти не возникает. Начав что-либо делать, они быстро прекращают работу не потому, -что наступает усталость, а в связи с отсутствием желания продолжать свое занятие. Гипобулия нередко сопровождается снижением эмоционального фона. Снижение волевой активности может наблюдаться у соматических больных при длительном пребывании в стационаре, при явлениях госпитализма и хронизации. При шизофрении наблюдается кататонический синдром – автоматическая подчиняемость больных, застывающих в стереотипной позе называется каталепсией.

Люди страдающие гипобулией нуждаются в повышении к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режима. Их нужно активизировать при выполнении самых элементарных действий – своевременный прием лекарств, лечебные процедуры и т. д. Полезно давать таким больным несложные поручения, которые они должны выполнить под контролем персонала. Сложнее с амбулаторными больными. Основная тактика поведения с ними – внимательное и заботливое отношение.

Абулия нерешительность, ослабление воли, безволие. Патологическое нарушение психической регуляции действий. Характеризуется вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности. Проявляется в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается. Начав какую-либо работу, больные люди ее быстро бросают.

Данное нарушение следует отличать от слабоволия как черты характера, вызванной неправильным воспитанием и другими факторами, которая может быть устранена направленной тренировкой воли.

При абулии человек прекращает всякую деятельность, утрачивает все желания. Он долго остается в постели или сидит в стереотипной позе. Тяжелая абулия, как правило, возникает при массивных поражениях лобных долей мозга, признак кататонической формы шизофрении, при кататоническом ступоре – состоянии полной обездвиженности и др. В зависимости от причины абулия может быть кратковременным, периодически возвращающимся или постоянным состоянием.

Гипербулия чрезмерная активность человека. Непродуктивная гипербулия наблюдается например, у больных, находящихся в маниакальной стадии маниакально-депрессивного психоза. Гипербулия может также возникать при некоторых соматических заболеваниях.

Многие авторы относят к нарушениям волевых действий персерверации. Персерверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, какого либо действия, мысли или переживания.

Встречаются на практике и такие нарушения как извращения волевой деятельности – парабулии, которые проявляются у человека в странных, иногда нелепых поступках.

Материал об оценке волевых качеств пациента может дать тщательно собранный анамнез, а также наблюдение за больным: за выразительностью, точностью и быстротой движений, степень активности.

Следует отметить, что неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности. Незрелость эмоционально-волевой сферы – инфантилизм, выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, пониженной критичности индивида к себе и т. д. Проявляется в компенсаторных реакциях, таких как фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.

Мы уже говорили о внушаемости и упрямстве. Противоположностью внушаемости в известной мере является упрямство в отличие от настойчивости в достижении поставленной цели. Под упрямством понимаются не обоснованные разумом действия или отказ от них. Резкая степень упрямства, носящая болезненный характер, называется негативизмом.

С психологической точки зрения, негативизм это немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованием it ожиданиям других индивидуумов и социальных групп. Негативизм как ситуативная реакция или как личностная черта, за исключением клинических случаев бессмысленного сопротивления, обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении и защите своего «Я». Негативизм также является следствием эгоизма субъекта ч его отчуждения от нужд и интересов других людей.

При клинических случаях негативизма больные но выполняют предложенных им заданий – действий (пассивный негативизм) или производят действия, противоположные заданным. Например, на предложение сесть больной встает, на просьбу открыть глаза – закрывает ит. д.

Волевые действия у больных и связанные с ними движения могут искажаться различным образом (стереотипия, апраксия). Например, больной без надобности многократно повторяет одни и те же (стереотипные) действии, окажем, длительно, иногда повторно, вытирает полотенцем тарелки и т. п. Кроме того, могут нарушаться не только чисто волевые действия, но и автоматизмы, из-за чего больные теряют способность правильно работать с клавиатурой компьютера, играть в спортивные игры и др.

При апраксиях нарушаются не отдельные движения, а возможность совершения действий в целом. Например, больной не может выполнить предложение дотронуться правой рукой до левого уха. При конструктивной апраксии больные теряют способность рисовать и копировать написанное.

Особое место в патологии волевых процессов занимают патологические влечения. Например, патологическом влечении к поеданию несъедобных предметов, что наблюдается как временное явление у здоровых женщин при беременности, а также у детей, при шизофрении же отмечается часто. При психопатиях встречается патологическое влечение к постоянной перемене занятий и местожительства или просто к бродяжничеству – дромомания. Клептомания, или патологическое влечение к присвоению чужой собственности, встречается редко, и ее бывает трудно отличить от обычного воровства. В типичных случаях, однако, бросается в глаза, что клептоманы обычно не используют похищенных вещей и не извлекают из них выгоды. Создается впечатление, что само похищение является целью их действия. Нередко материально обеспеченные клептоманы похищают какие-нибудь мелочи, например пуговицы, пряжки, простые карандаши в магазине и т. д. Мы знаем случаи похищения обуви на одну ногу, вещей, не представляющих большой ценности. Клептоманов могут привлекать привлекать мелкие и блестящие предметы.

Следует отметить, что при психопатиях бывает развита патологическая лживость. Например, пациенты рассказывают о себе различные небылицы: о фантастических приключениях, якобы происшедших с ними, выдают себя за других лиц и т. д. Нередко рассказы эти излагаются с эмоциональной окраской и довольно убедительными подробностями, производящими впечатление на слушателей. В отличие от обычной лжи, при патологической лживости зачастую не только не извлекается никакая выгода от рассказов, но, напротив, с такого рода «рассказчиками» происходят неприятности.

Разнообразны патологические влечения, связанные с половым чувством. Сюда относятся мужской и женский гомосексуализм, при котором половое влечение направлено на лиц одного пола. При садизме половое влечение связано со стремлением причинять боль партнеру. При мазохизме половое удовлетворение возможно только, если доставляет боль. При педофилии половое влечение направлено на детей. При фетишизме объектами полового влечения становятся неодушевленные предметы: женские волосы, туфли, картины и статуи. Следует отметить, что не все еще достаточно изучено в этиологии половых извращений.

Вообще, развитие воли у человека может сыграть большую положительную роль в компенсации различных дефектов, различных патологических осложнений развития. Описаны случаи когда благодаря огромной воле к жизни больной человек может преодолеть боль, слабость, страдания и оказать решающую помощь медицинским работникам в процессе лечения.

Стресс и фрустрация

Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

Воля - это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием - с другой.

Воля - это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная само регуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

Воля - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению.

Воля человека проявляется в действиях, для осуществления которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели деятельности.

Воля правит человеком. В зависимости от того, какой степени волевые усилия затрачивает человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости воли.

Волевое действие всегда совершается на базе определенной цели и мотива.

Оно включает в себя три основных момента:

1) выбор цели;

2) составление плана, то есть определение задач, средств и организация достижения цели;

3) выполнение самого действия.

Побуждением волевого действия могут быть как собственные потребности человека, так и потребности общества. Переход к волевой регуляции действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые препятствия.

К основным волевым качествам относят следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, импульсивность, слабоволие, упрямство и другие.

Под целеустремленностью понимается умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели. Постановка доступных целей, требующих значительных усилий, закаливает волю. Люди отличаются друг от друга по степени волевой активности:

Одни ждут указаний что и как делать;

Другие сами выступают с инициативой и выбирают методы действия.

Автономность волевой активности называют

самостоятельностью. Это волевое качество проявляется при умении строить свое поведение по собственному побуждению, в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. Руководить коллективом самостоятельных людей нелегко.

Но еще труднее, если в коллективе имеется группа работников с такими отрицательными качествами воли, как внушаемость и негативизм. Они не могут подчинять свои поступки доводам разума и действуют, слепо принимая или слепо отвергая чужие влияния, советы, разъяснения. И внушаемость, и негативизм есть выражения слабоволия.

Жизнь постоянно ставит перед человеком множество задач, которые требуют своего решения. Выбор и принятие решения - одно из звеньев волевого процесса, а решительность - это важное качество волевого человека. Нерешительный человек постоянно колеблется, потому что его решение недостаточно проанализировано, он не до конца уверен в правильности принятого решения.

Для волевого действия очень важно исполнение принятого решения. Люди не одинаково упорны в преодолении трудностей, не все доводят принятое решение до конца. Способность доводить принятое решение до конца, достигать поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные внешние и внутренние трудности, называется в психологии настойчивостью.

В отличие от настойчивости человек может проявлять отрицательное качество - упрямство. В упрямстве проявляется безволие, неспособность заставить себя руководствоваться разумными доводами, фактами, советами.

Важными волевыми качествами являются выдержка и самообладание. Владея собой, человек воздерживается от действий и проявления чувств, которые осознаются как нежелательные, ненужные или вредные в данных условиях или в данное время. Противоположным выдержке и самообладанию качеством является импульсивность.

Нормальная система поведения человека основана на уравновешенности раздражительного и тормозного процессов (нервных процессов возбуждения и торможения).

Философия, психология, педагогика и социальная практика подтверждают, что воля человека может воспитываться. Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств, которые приобретаются в первую очередь самовоспитанием. Здесь нужны не только знания, но и тренировка.

Человек должен сам хотеть стать волевым, и для этого должен постоянно тренировать себя, свою волю. Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих уровней:

начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности и препятствия;

чрезвычайно опасны любые самооправдания (самообман);

трудности должны преодолеваться для достижения больших целей;

принятое решение должно быть исполнено до конца;

отдельную цель нужно дробить на этапы, достижение которых создает условия, приближающие к цели;

соблюдение режима дня и жизни важное условие формирования воли;

систематическое занятие спортом - это тренировка не только мышц, но и воли;

успех деятельности зависит не только от волевых качеств, но и от соответствующих навыков;

для воспитания воли важно самовнушение.

Постоянное воспитание воли является важным условием выполнения любой профессиональной деятельности, а также совершенствования личности для достижения цели.

В зависимости от степени сложности, от преодолеваемых препятствий выделяют три уровня волевого саморегулирования, которым соответствуют: простой волевой акт, сложный волевой акт и особо значимый волевой акт.

В простом волевом акте устанавливаются две стадии: побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель и непосредственное (зачастую привычное) действие, осуществляемое немедленно, как только дан импульс. Простой волевой акт не осложнен борьбой мотивов, не вызывает внутренних раздумий и противоречий.

Для сложного волевого акта существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе необязательно должны быть представлены в сколько-нибудь развернутом виде.

Сложный волевой акт проходит несколько стадий: возникновение побуждения и предварительная постановка цели; стадия обсуждения и борьбы мотивов; принятие решения; исполнение; анализ результатов действия.

1 стадия - возникновение побуждения и предварительная постановка цели . Всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Основными его частями являются исходная и завершающая фазы - явное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. Основа волевого действия - целеустремленная, сознательная действенность.

Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание. Возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание - это опредмеченное стремление. Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Желание - это целенаправленное стремление.

Желание часто открывает широкий простор воображению. Подчиняясь желанию, воображение разукрашивает желанный предмет и этим, в свою очередь, питает желание, явившееся источником его деятельности. Но эта деятельность воображения, в которой взаимодействуют чувство и представление, может заместить действительную реализацию желания. Желание обволакивается мечтами, вместо того, чтобы претворяться в действие, оно приближается к пожеланию. Желать еще не значит хотеть.

По мнению С.Л. Рубинштейна, желание переходит в подлинно волевой акт, который в психологии принято обозначать неуклюжим словом «хотение» когда к знанию цели присоединятся установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами. Хотение - это устремленность не на предмет сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там, где желанны не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит.

Исходное побуждение к действию, направленному на определенную, более или менее ясно осознанную цель, непосредственно влечет за собой действие. Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию.

Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие. Случается, что прежде, чем наступило действие, появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах, которые ведут к ее достижению. Иногда почти одновременно появляется несколько конкурирующих целей, возникает мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое ведет к достижению желанной цели, и в результате образуется задержка. Положение осложняется. Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов.

2 стадия - обсуждение и борьба мотивов . Иногда говорят, что в отличие от импульсивного, аффективного действия, которое обусловлено ситуацией больше, чем постоянными, существенными свойствами или установками личности, волевое действие как избирательный акт, то есть результат произведенного личностью выбора, обусловлено личностью в целом. Это в известном смысле правильно. Но не менее правильно и то, что в волевом акте часто заключены борьба, противоречие, раздвоение. У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются несовместимыми. Человек вовлекается в конфликт. Разгорается внутренняя борьба мотивов.

Прежде всего, естественно, возникает потребность в том, чтобы учесть последствия, которые может повлечь осуществление желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Желательное само по себе действие может при определенных условиях привести к нежелательным последствиям.

Задержка действия для обсуждения так же существенна для волевого акта, как и импульсы к нему. Задержке должны подвергнуться в волевом акте другие, конкурирующие импульсы. Временной задержке должен подвергнуться и приводящий в действие импульс, для того, чтобы действие было волевым актом, а не импульсивной разрядкой.

Волевой акт - это не абстрактная активность, а активность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них, подчиняя одни из них другим и любое из них - задачам и целям, которым личные желания должны быть подчинены.

Не случайно В.А. Петровский отмечает, что воля обеспечивает выполнение не только побудительной, но и тормозной функции. И в этих функциях воля себя проявляет. Тормозная функция, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка.

Регулирование поведения было бы невозможным без торможения. Примеры тормозной функции воли могли бы быть взяты как из области высочайших проявлений человеческого духа (способность выдержать жесточайшие пытки в плену, чтобы не выдать своих), так и из сферы повседневной жизни (способность сдерживать свои чувства, не давая выхода агрессии во взаимоотношениях с коллегами, способность довести до конца начатое дело, устояв перед соблазном бросить все и заняться чем-то более привлекательным и т.д.).

Воля на высших своих ступенях - это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Это и организация функций воли - как побудительной, так и тормозной. Она предполагает, далее, способность регулировать свое поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Поэтому воля требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служения им.

3 стадия - принятие решения . Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор и принять решение. Выбор требует оценки. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает некоторую цель, то окончательное установление цели - иногда совсем не совпадающей с первоначальной - совершается в результате решения. Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдет, от собственного решения порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности.

Принятие решения может протекать по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт совершается без особого решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому побуждению, - никаких внешних препятствий. При таких условиях достаточно представить себе цель и осознать ее желанность, чтобы последовало действие. В тех волевых актах, в которых за возникновением побуждения к действию следует сколько-нибудь сложная борьба мотивов или обсуждение и действие отсрочиваются, решение выделяется как особый момент.

Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, многое переместилось - и все представляется уже в новом свете: я пришел к решению не потому, что считаю нужным принять именно это решение, а потому, что никакое другое уже невозможно.

Наконец, бывает так, что до самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов еще сохраняет свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в жертву. В таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов, не получил разрешения, которое исчерпало бы его, особенно осознается и выделяется решение, как особый акт, который подчиняет одной принятой цели всё остальное.

С принятием решения наступает разрядка (различная по степени и глубине). Она заключается в спаде напряжения, создавшего борьбу мотивов. При этом, если в принятом решении оказались воплощены наиболее сокровенные помыслы человека, у него возникает чувство удовлетворения, снимаются все колебания и внутреннее напряжение. Даже если принятое решение не полностью соответствует внутренним побуждениям человека, то и тогда оно допускает некоторую эмоциональную и волевую разрядку, вызывает чувство облегчения.

4 фаза - исполнение. Принять решение - еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Без этого звена волевой акт не завершен. Исполнение решения требует изменения действительности. Желания человека не исполняются сами собой, их осуществление сталкивается с реальными препятствиями, которые требуют реального преодоления. Когда борьба мотивов закончена и решение принято, тогда лишь начинается подлинная борьба - борьба за исполнение решения, за осуществление желания, и в этой-то борьбе, направленной на изменение действительности, заключается главное.

Прежде чем приступить к осуществлению отдаленной цели, требующей сложного ряда действий, необходимо наметить путь к ней ведущий, и средства, пригодные для ее достижения, - составить себе план действий. При этом путь к конечной цели расчленяется на ряд этапов. В результате помимо конечной цели появляется ряд подчиненных целей, и то, что было средством, само на известном этапе становится целью. Психологически не исключена возможность и того, чтобы такая подчиненная цель-средство на время стала для субъекта самоцелью. В сложной деятельности, состоящей из цепи действий, между целью и средством развертывается сложная диалектика: средство становится целью, а цель - средством.

Бесплановость ставит под вопрос достижение цели, на которую направлено волевое действие. Волевое действие в своих высших формах должно быть плановым действием.

Исполнение принятого решения - основной, самый важный этап волевого акта. В сложном волевом действии оно сопряжено с преодолением самых значительных объективных и субъективных трудностей. К объективным (внешним) относятся препятствия, которые не зависят от действующего человека. Субъективные (внутренние) - это трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека (отсутствие знаний, опыта, столкновение старых и новых привычек, борьба сложившихся в прошлом отрицательных представлений, желаний, стремлений и чувств: совести, стыда, долга). В большинстве случаев внешние и внутренние трудности проявляются в единстве.

Таким образом, исполнение принятого решения рассматривается с психологической точки зрения как возникновение и разрешение цепи внутренних конфликтов, ситуаций путем преодоления внутреннего напряжения и постоянного поддержания волевого усилия.

В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.) и создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Волевое усилие, связанное с чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей. Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой.

Волевые усилия характеризуются количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков. По способности человека проявлять волевые усилия судят об особенностях его воли.

5 стадия - подведение итогов сделанного . В структуру сложного волевого акта В.И. Селиванов включают подведение итогов сделанного. Совершив волевой поступок, человек задумывается над его результатами, анализирует, делает выводы на будущее.

В итоге волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие - это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир.

Особо значимый волевой акт совершается в предельно короткое время, при мобилизации всех сил личности, как порыв. В этих условиях границы этапов волевого действия и поведения стираются, все его стадии как бы сращиваются, взаимопронизывают друг друга. Чаще всего это бывает в чрезвычайных обстоятельствах: в боевой обстановке, при спасении жизни людей, когда самому спасающему угрожает опасность, при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и т.д.

Воля как сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Ведь известно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли.