Утепление

Внешняя политика николая 1 презентация интересные. Внешняя политика Николая I

Внешняя политика николая 1 презентация интересные. Внешняя политика Николая I

Найти ошибки в тексте

  • Кайзер Российской империи Николай Александрович Романов родился в Варшаве, был любимым внуком Анны Иоанновны. После смерти старшего брата Константина вошёл на престол в 1824 году. Большое впечатление на Николая произвело выступление декабристов на Манежной площади в Москве – столице нашей Родины в XIX веке
  • Император Российской империи Николай Павлович Романов родился в Царском селе, был внуком Екатерины Великой. После смерти старшего брата Александра вошёл на престол в 1825 году. Большое впечатление на Николая произвело выступление декабристов на Сенатской площади в Петербурге – столице нашей Родины в XIX веке

ПРОВЕРИМ!

политика

Николая I

МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка Пензенской области

Гравчева Валентина Владимировна, учитель истории

ПЛАН 1. Россия-«жандарм Европы». 2. Русско-иранская война 1826-28 гг. 3. Русско-турецкая война 1828-29 гг. 4. Русско-английские противоречия. 5. Кавказская война 6. Россия и Центральная Азия. Задание на урок.

Борьба с революционным движение в Европе

Стремление захватить

Стремление захватить

Присоединение к России Каспийского побережья

Решение восточного вопроса

Решение восточного вопроса

Основные направления внешней политики

Граф Нессельроде Карл Васильевич (1780-1862), канцлер, Министр иностранных дел (1816-1856).

Противодействие европейскому революционному движению (через «Священный союз»)

Россия –

«жандарм Европы»

Подавление восстания в Польше (1830-1831 гг.)

Подавление восстания в Венгрии (1849 г.)

Прерваны

Прерваны

Восстание в Польше

Постоянное нарушение правительством и русской администрацией польской Конституции

Стремление к восстановлению Польши в границах 1772 года

И.Ф.Паскевич

Подавление

восстания

Отмена польской конституции

Подавление Венгерской революции 1849 г.

Австрийский император Франц Иосиф

И.Ф.Паскевич

Николай I

К России отошли Ереванское и Нахичеванское ханства, образовавшие Армянскую область.

  • К России отошли Ереванское и Нахичеванское ханства, образовавшие Армянскую область.
  • Россия получила исключительное право иметь военный флот на Каспии и получала 20 млн рублей контрибуции.

Русско-иранская война 1826 -1828 гг.

Иран, стремясь вернуть утраченные по Гюлистанскому договору 1813 г. территории в Закавказье, объявил России войну

Туркманчайский договор

1828-1829 гг.

  • «Восточный вопрос» для России – борьба с Турцией за влияние России на Балканах и из-за Черноморских проливов

Обострение Восточного вопроса

Поддержка Россией греческого восстания

Закрытие Турцией проливов Босфор и Дарданеллы

Русско-турецкая

95 000 русских под командованием

П.Х. Витгенштейна

25 000 русских под командовани-ем Ивана Паскевича

К России перешла бо́льшая часть восточного побережья Чёрного моря и дельта Дуная

  • К России перешла бо́льшая часть восточного побережья Чёрного моря и дельта Дуная
  • Османская империя признавала российское верховенство над Грузией и частью Армении
  • Сербии предоставлялась автономия
  • Российской империи позволялось занять Молдавию до тех пор, пока турки не оплатят обширные контрибуции

1829 г. Адрианопольский мир

Русско-турецкая

Русско-английские противоречия.
  • Обострение отношений с Англией

постоялый

Договор России и Турции в 1833 г.

Борьба за право торговли в Центральной Азии и Иране между Россией и Англией

*Ослаблены позиции русских купцов;

* Уменьшилось влияние России в Турции;

* Закрытие проливов Босфор и Дарданеллы

Главной причиной Кавказской войны стало стремление царизма подчинить Кавказ и навязать там русские законы и обычаи.

  • Главной причиной Кавказской войны стало стремление царизма подчинить Кавказ и навязать там русские законы и обычаи.
  • Горцы выступали против запрета набегов на соседей, мобилизации для строительства дорог и высоких налогов.

М.Ю.Лермонтов. Вид Тифлиса

Горцы в засаде

Кавказская война

Война началась в 1817 г. Русскими войсками на Кавказе командовал А. П.Ермолов. Его план предполагал приблизить русские границы к горам, опираясь на крепости и выселить горцев на равнины. Покорённые земли передавались казакам. Им выделяли по 50 десятин земли, а офицерам - по 400 на душу населения.

А.П.Ермолов.

Кавказской

Этапы войны: 1.1817-19 гг.- партизанская война горцев 2.1819-24 гг. - объединение Да- гестана, начало организо-ванных действий. 3.1824-28 гг.- возникновение мюридизма. 4.1828-33 гг. - создание имамата (религиозное государство) 5.1834-59 гг.- борьба с Шамилем 6.1859-64 гг. - окончательное подавление горцев.

Кавказский джигит

В 1834г. имамом стал Шамиль. Он ввёл в Дагестане исламские порядки и жестоко карал нарушителей. На Кавказе было отменено крепостничество, привилегии беев и ханов. Шамиль оказался блестящим полководцем. Он защищал население и от русских войск, и от произвола знати. Ему удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Помощь ему оказывали Турция и Англия.

  • В 1824 г. в Дагестане оформился мюридизм - религиозное учение, призывавшее к войне против неверных (газзавату).
  • Мюриды беспрекословно подчинялись имаму.

Имам Шамиль

Россия и Центральная Азия.

  • В 30-е гг.Россия установила протекторат над казахскими жузами, в этом районе началось строительство укреплений. Но на казахские земли претендовала Хива, поддерживаемая англичанами.
  • В 1839 г.Оренбургский губернатор В.Перовский двинулся на Хиву, но сильные морозы заставили его отступить. На полпути к Хиве возник форт Перовский, ставший опорной базой для дальнейшего продвижения на Восток.

К.Брюллов.

Граф В.А.Перовский

Как изменилось международное положение России после смерти Александра I?

  • Как изменилось международное положение России после смерти Александра I?
  • Чем можно объяснить эти изменения?
  • Какие события привели к новой русско-иранской войне?
  • Чем можно объяснить начало войны России и Турции?
  • В чём состояла главная причина обострения русско-английских противоречий?
  • Каковы причины Кавказской войны?
  • Чем завершилось противостояние России и Англии в Центральной Азии?

ПОВТОРИМ!

  • Почему во внешней политике Николая I восточное направление стало одним из важнейших?
§ 12

Задание на дом

Всем спасибо

за работу на уроке!

Слайд 1

Внешняя политика Николая I
Николай I. Художник Е.И.Ботман. 1856 год.
30 лет на троне
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353. Москва. Зеленоградский АО.

Слайд 2

Внешняя политика Николая I (1825-1855). ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Европейское направление. Николай I – жандарм Европы: Подавление восстания в Царстве Польском (1830-1831 гг.); Подавление революции в Венгрии (1849 г.). Расширение территории на Кавказе: Русско-иранская война (1826-1828 гг.); . «Восточный вопрос»: Поддержка греческого восстания (1821-1832 гг.); Русско-турецкая война (1828-1829 гг.); Крымская война (1853-1856 гг.). Общие результаты внешней политики Николая I.
Николай I на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НИКОЛАЯ I
ЕВРОПЕЙСКОЕ: подавление восстания в Царстве Польском (1830-1831 гг.); подавление восстания в Венгрии (1849 г.).
КАВКАЗСКОЕ: Русско-иранская война (1826-1828 гг.); Кавказская война (1817-1864 гг.).
«ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС»: Поддержка греческого восстания (1821-1832 гг.); Русско-турецкая война (1828-1829 гг.); Крымская война (1853-1856 гг.).

Слайд 4

К.В.Нессельро́де - министр иностранных дел, канцлер Российской империи в 1816-1856 гг.
Занимал пост министра иностранных дел Российской империи дольше, чем кто-либо другой (при трех императорах – Александре I, Николае I и Александре II). Сторонник сближения с Австрией и Пруссией. Противник революционных движений и либеральных преобразований, один из организаторов Священного союза.
КАРЛ ВАСИЛЬЕВИЧ НЕССЕЛЬРОДЕ
БЫЛЬ ИЗ ВРЕМЕН НЕССЕЛЬРОДЕ. В Париже как-то объявили к постановке посредственную пьеску «из русской жизни», где обстоятельства кончины Павла I излагались в оскорбительной для России и Николая лично форме. Николай I вызвал Нессельроде. Нессельроде задачу понял. Вскоре в парижских коридорах власти объявился русский дипломат и с благожелательной улыбкой на лице, самым что ни на есть светским тоном сообщил: Господа, вам тут просили передать… Если эта пьеска все же пойдет на театре, мой император пришлет в Париж миллион зрителей в серых шинелях, которые ее старательно освищут. Афиши исчезли моментально, пьеска провалилась в небытие…

Слайд 5

Какие страны были внешнеполитичес-кими союзниками и противниками России?
ЕВРОПЕЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Революции 1848-1849 гг. в Европе.
Цель – борьба с революционным движением в Европе.
Союзники – Австрия и Пруссия. Противник – Англия.
Революции во Франции и Бельгии (1830 год), Россия готова была предоставить войска для подавления революций; Подавление восстания в Царстве Польском (1830-1831 гг.); Союз с Австрией и Пруссией (1833 год); Подавление революции в Венгрии (1849 г.). НИКОЛАЙ I – ЖАНДАРМ ЕВРОПЫ.
И.Ф.Паскевич-Эриванский. Один из четырех полных кавалеров ордена Св.Георгия. Командуя 150-тысячной русской армией, подавил Венгерскую революцию.

Слайд 6

КАВКАЗСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
РУССКО-ИРАНСКАЯ ВОЙНА 1826-1828 гг. Стремление Ирана вернуть закавказские территории, отошедшие к России по Гюлистанскому договору 1813 года. 1828 год – Туркманчайский мирный договор: Присоединение к России Нахичеванского и Эриванского ханств (Восточная Армения); Исключительное право России иметь военный флот в Каспийском море; Иран (Персия) платит контрибуцию в 20 млн. рублей.
И.Ф.Паскевич-Эриванский. Командующий русской армией в Русско-иранской войне 1826-1828 гг.

Слайд 7

Граф И.Ф.Паскевич и принц Аббас-Мирза на подписании мирного договора в Туркманчае.
А.С.Грибоедов. Поэт, драматург, дипломат. Подготовил Туркманчайский договор. Убит в 1829 года в Тегеране.
Алмаз «Шах».

Слайд 8

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА (1817-1864 гг.)

Почему Российская империя приступила к покорению горцев Кавказа?

Слайд 9

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА (1817-1864 гг.)
КАВКАЗ - территория между Черным, Азовским, и Каспийским морями, она делится на Закавказье и Северный Кавказ, граница между которыми проходит по Главному Кавказскому Хребту.
Горцы Кавказа. XIX век.

Слайд 10

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА (1817-1864 гг.)
МЮРИД (ищущий путь к спасению) – мусульманин, посвятивший себя духовному совершенствованию. ГАЗАВАТ – священная война против «неверных». Участие в газавате – один из главных путей духовного совершенствования мюрида. ИМАМ (араб. - находящийся впереди): духовный руководитель, наставник у мусульман; глава мусульманской общины, правитель мусульманского теократического государства (в его руках и светская и религиозная власть).

А.П.Ермолов. Командующий войсками на Кавказе в 1816-1827 гг. Художник Дж.Доу. 1825 год.

Слайд 11

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА (1817-1864 гг.)
А.И.Барятинский. Командующий войсками на Кавказе в 1856-1862 гг.
1859 год – после 5 месячной обороны аула Гуниб Шамиль сдался в плен князю А.И.Барятинскому. До 1869 года в Калуге, потом переехал в Киев. Получил содержание в 20 тысяч рублей ежегодно. В августе 1866 года Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России. Спустя 3 года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство. В марте 1870 году Александр II отпустил его в Мекку. Умер в Медине в возрасте 72 лет - неудачно упал с верблюда. Похоронен в Медине..
Шамиль (1797-1871). Третий имам Дагестана и Чечни.

Слайд 12

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
…Но се - Восток подъемлет вой!.. Поникни снежною главой, Смирись, Кавказ: идет Ермолов! И смолкнул ярый крик войны: Все русскому мечу подвластно. Кавказа гордые сыны, Сражались, гибли вы ужасно; Но не спасла вас наша кровь, Ни очарованные брони, Ни горы, ни лихие кони, Ни дикой вольности любовь! А.С.Пушкин «Кавказский пленник». 1820-1822 год.
А там вдали грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной, Тянулись горы - и Казбек Сверкал главой остроконечной. И с грустью тайной и сердечной Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!.. Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он - зачем?» М.Ю.Лермонтов. 1840 год.

Слайд 13

ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС - пока Османская империя господствовала на Чёрном море, вопрос о Проливах фактически был её внутренним делом. Но к концу XVII века обстановка существенно изменилась: на побережье Азовского и Чёрного морей вышла Россия и вопрос контроля над проливами стал международной проблемой.
- пролив Босфор
- пролив Дарданеллы
Османская империя в 1683 году.

Слайд 14

ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС
Россия стремилась укрепить свое влияние на Балканах: борьба балканских (христианских) народов против османского владычества; в этой борьбе они рассчитывали на поддержку со стороны России.

Слайд 15


«Резня на Хиосе». Художник Эжен Делакруа. 1824 год.
Вооружённая борьба греческого народа за независимость от Османской империи, утвердившая Грецию как независимое государство. Греки были первыми из народов, покорённых Османской империей, кто обрёл независимость.
ПОДДЕРЖАТЬ ЛЕГИТИМНОГО МОНАРХА
ПОДДЕРЖАТЬ ГРЕЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ
ПОЗИЦИЯ РОССИИ
Принципы какой международной организации нарушила Россия, поддержав греков?

Слайд 16

ГРЕЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ (1821-1832 гг.)
Купив на собственные средства бриг, наняв команду в 500 человек и снарядив её, участие в войне принял знаменитый британский поэт-романтик лорд Байрон.
О Греция, восстань! Сиянье древней славы Борцов зовет на брань, На подвиг величавый. К оружию! К победам! Героям страх неведом. Пускай за нами следом Течет тиранов кровь! С презреньем сбросьте, греки, Турецкое ярмо! Кровью вражеской навеки Смойте рабское клеймо. Пусть доблестные тени Героев и вождей Увидят возрожденье Эллады прежних дней… Байрон «Песня греческих повстанцев». 1811 год.
Джордж Гордон Байрон. Художник Томас Филлипс. 1824 год.

Слайд 17

«Наваринское сражение». Художник И.Айвазовский.
НАВАРИ́НСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ
8(20) октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря.

Слайд 18

11 апреля 1827 года народным собранием в Трезене граф И. Каподистрия был избран на 7 лет правителем Греции (Κυβερνήτης της Ελλάδος). Новый президент переждал Наваринскую битву, обеспечившую свободу Греции, и лишь 18 января 1828 года прибыл во вверенную ему страну. Был убит в Греции 9 октября 1831 года.
Иоанн Каподистрия- министр иностранных дел Российской империи в 1816-1822 гг. и первый правитель независимой Греции в 1827-1831 гг.
УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РОССИИ НА БАЛКАНАХ
Какие страны могли быть недовольны усилением влияния России на Балканах?

Слайд 19

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА (1828-1829 гг.)
октябрь 1827 года – после Наваринского сражения Порта закрыла пролив Босфор для русского флота. 1828-1829 гг. – Русско-турецкая война. август 1829 года – Забалканский поход генерала И.И.Дибича и занятие Адрианополя. 2 сентября 1829 года – Адрианопольский мир: Россия получает устье Дуная; Россия закрепляет за собой побережье Черного моря (от Анапы до Сухума); Турция выплачивает 33 млн. рублей контрибуции; Греция получает независимость с 1830 года; проливы открывались для торговых судов России.
И.И.Дибич-Забалканский. Генерал-фельдмаршал, четвертый и последний полный кавалер ордена Св.Георгия.ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ:
Карикатура Гюстава Доре на николаевскую Россию. 1854 год.
http://www.zoomby.ru/watch/114146-academia - Academia - Спецкурс Государи Российские. Николай I.

Внешняя политика 1826-1848 г.

Учитель истории и обществознания

Беспалова Оксана Викторовна


Николай Павлович Романов

1796 - 1855

Император Всероссийский Николай I

1825-1855 г.г.


Полный титул Николая I

«Божиею поспешествующей милостию, Мы, имярек, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Сенигальский, Самогидский, Белостокский, Карельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новгорода низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северные страны повелитель; и Государь Иверские, Карталинские, и Кабардинские земли и области Армянские; Черкасских и Горских князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштинский, Сторнмарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая».


Найдите ошибки в тексте

Кайзер Российской империи Николай Александрович Романов родился в Варшаве, был любимым внуком Анны Иоанновны. После смерти старшего брата Константина вошёл на престол в 1824 году. Большое впечатление на Николая произвело выступление декабристов на манежной площади в Москве – столице нашей родины в XIX веке.


Александрович

Анна Иоанновна

Константин

Манежная площадь в Москве

Император

Павлович

Царское село

Екатерина II

Александр

Сенатская площадь в Петербурге

Император Российской империи Николай Павлович Романов родился в Царском селе , был внуком Екатерины Великой . После смерти старшего брата Александра вошёл на престол в 1825 году. Большое впечатление на Николая произвело выступление декабристов на Сенатской площади в Петербурге – столице нашей родины в XIX веке.


Давайте вспомним!

Назовите синонимы или ассоциации

ПОЛИ-ТИКА


ПОЛИТИКА

Внутренняя Внешняя


Задание на урок


  • Ближневосточное направление


Почему Россию называли «жандарм Европы»? (стр.79-80)

ПРОБЛЕМА

ВЫВОД


Приём ФИШБОУН

РЕВОЛЮЦИИ

ЖАНДАРМ ЕВРОПЫ

результат

результат


ВМЕШАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКИЕ ДЕЛА

РЕВОЛЮЦИИ

ЖАНДАРМ ЕВРОПЫ

результат

результат

РЕЗУЛЬТАТ

СОБЫТИЯ

  • Подавлено
  • Введение русских войск в Молдавию
  • Нарастание международной напряженности
  • 1830 г. – 1831 г. восстание в Польше
  • Февраль 1848 г. – разрыв дипломатических отношений с революционной Францией
  • Март 1848 г. – выступление Николая I с манифестом
  • 1849 г. – разгром революции в Венгрии.

Россия и революции в Европе

Николай I

с большой тревогой воспринял эти события

собственноручно

написал манифест


МАНИФЕСТ Работа с документом

1 группа

В чем Николай видит опасность событий, происходящих в странах Европе?

2 группа

К чему призывает императорский манифест?

3 группа

На чью поддержку рассчитывает Николай при неколебимости собственной власти.



Ближневосточное направление политики


Основные этапы развития восточного вопроса

  • Война с Ираном (1826-1828) Война с Турцией (1828-1829) Кавказская война (1817-1864)
  • Война с Ираном (1826-1828)
  • Война с Турцией (1828-1829)
  • Кавказская война (1817-1864)

Работа в группах с текстом

1 группа

Русско-Иранская война

2 группа

Русско-Турецкая война (причины, страны-участницы, итоги, работа с картой)

3 группа

Кавказская война (причины , страны-участницы, итоги, работа с картой)


РУССКО-ИРАНСКАЯ ВОЙНА

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА

Основные события

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА


Внешняя политика

Русско-иранская война 1826-1828 г.

Стремление Ирана вернуть закавказские территории, отошедшие к России по Гюлистанскому мирному договору 1813 г.

1828 г. – Туркманчайский мирный договор между Россией и Ираном:

  • Присоединение к России Ереванского и Нахичеванского ханств
  • Признание исключительного права России иметь военный флот на Каспии
  • Иран должен выплатить России 20 млн. рублей


Внешняя политика

Русско-турецкая война 1828-1829 г.

Закрытие Турцией проливов для прохода русских судов.

1829 г. - победа России.

Заключение Андрианопольского мирного договора между Россией и Турцией:

  • Закрепление за Россией устья Дуная и восточного побережья Чёрного моря
  • Открытие черноморских проливов для русских судов
  • Признание автономии Греции, Сербии, Молдавии и Валахии
  • Контрибуция Турции России


Внешняя политика

Кавказская война 1817-1864 гг.

Попытки России подчинить Кавказ и утвердить там российские законы и обычаи.

Стремление России обезопасить свои границы от набегов горцев.

Утверждение власти России на Кавказе и расширение влияния России на Востоке.



Задание на урок

«Какой характер носила внешняя политика Николая I ?»


Рефлексия

ПОПС - ФОРМУЛА!

  • П – позиция
  • О - обоснование (довод в поддержку твоей позиции)
  • П – пример (факты, иллюстрирующие твой довод)
  • С - следствие «поэтому…»

Внешняя политика Николая 1 1826 ­1849 гг. XIX века
Цель: познакомиться с основными событиями внешней политики Николая 1, продолжить
формирование умения анализировать тексты, карту, делать выводы, работая в паре.
Планируемые результаты
1. Предметные: знают особенности внешней политики России в западном и восточном
направлении, оценивают неоднозначность политики Николая 1. Относительно Западного
направления – Россия играла реакционную роль, относительно Востока Россия объективно
играла роль освободительницы
2. Метапредметные: анализ источников, смысловое чтение
3. Личностные формирование уважения к истории России, гордости за оказание помощи народам,
ведущим национально­освободительную борьб
1. Организационный момент
Здравствуйте, посмотрите, на все, что сегодня необходимо к уроку. Все ли готово к уроку.
Кроме ваших тетрадей и учебников на столах должны быть: атлас, рабочий лист и лист
самооценки
2. Актуализация (5 мин.)
Возвращаемся снова в 19 век. Вспомните времена какого российского императора мы с вами сейчас
изучаем? (Слайд №1) Хочу вам рассказать любимый анекдот Николая 1 о самом себе.
­ Подумайте, почему этот он очень любил.
Император Николай I, прогуливаясь по Летнему саду заметил жандарма ростом на голову
выше его самого. А надо сказать, что Николай I был человеком огромного роста.
­ Как твоя фамилия? ­ спросил царь.
­ Романов, ­ ответил кадет.
­ Ты родственник мне? ­ пошутил царь.
­ Так точно, ваше величество. Вы ­ отец России, а я ­ ее сын.
­ Какой скрытый смысл содержал этот анекдот? (теория офиц. народности)
­ Чего больше всего боялся Николай 1? (революций)
Посмотрите на рабочие листы, которые лежат у вас на столах
3. Мотивация (3 мин.)
Проблема (слайд 2)
международный
жандарм»
2. О Российской империи российские газеты писали: «Россия – освободительница народов, чем очень
раздражает правителей многих держав»
4. Определение темы (1мин)
Предположите какую тему мы должны с вами начать изучать на этом уроке?
Запись в тетрадях и на доске ВНЕШННЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 1826 ­1849 гг
5. Целеполагание (5 мин)
Какие цели судя по изложенной проблеме мы должны поставить?
Цель:
Усвоим:
События внешней политики России при Николае1. Определим есть ли противоречие в оценках
внешней политики Николая 1.
Средства достижения целей
Что для этого нам понадобится?
(учебник, карта, документы
Научимся:

анализировать источники



приводить факты, работать с картой
делать выводы о внешней политике Николая 1.
6. Изучение нового материала:
Во внешней политике России было как обычно
2 направления
Западное Восточное
Показать на карте
10 мин.
Задание парам №1 (Найдите ответ, обсудите в паре, распределите, кто какую часть вопроса
будет отвечать) При ответе соблюдаем правило, даем возможность высказаться каждому
не перебивая, внимательно слушаем ответ, дополняем при необходимости.
Вторая группа пар должная вас услышать, проверить все ли факты были учтены в ответе
Учебник Стр. 79 – 80
Учащиеся 1 группы называют факты (пары)
1. Николай 1 планировал подавить революцию во Франции в 1830 г.
2.
Подавление восстания в Польше., отмена конституции 1815г, урезана автономия Польши
3. Николай 1 порвал дипломатические отношения с революционной Францией в 1848 г
4. Николай 1 выступил с Манифестом о необходимости вести решительную борьбу со
«смутой»
5.
Николай 1 ввел войска в Молдавию и Валахию, чтобы не допустить там революций
6. Николай 1 ввел в 1849 г. 140тыс. армию для подавления революции в Венгрии
7. Николай 1 стремился укрепить союз с Австрией и Пруссией, чтобы противопоставить его
революционным стремлениям Запада
 Вывод: Россия на Западном направлении….действительно играла роль
«международного жандарма»
? Недаром в политике принято употреблять такое выражение «Внешняя политика, есть
продолжение политики внутренней» (Почему оно действительно соответствует ситуации?
Николай 1 стремится не допустить революцию в России и подавляет революции на Западе)
1. Николай 1 поддерживал освободительную борьбу балканских народов против Турции
Учащиеся 2 группы (пары)
(Османской империи), подчиняясь требованиям народа России.
2.
3.
Николай 1 не стремился нанести удар по турецкой монархии, а только заставить подчиняться
его требованиям.
Франция, Англия, Австрия стремились получить рынки сбыта на территории Османской
империи, им мешала Россия.

 Вывод: Высказывание российских газет о России как освободительнице справедливо на
восточном направлении, частично. Поддерживали борьбу балканских народов против
турков, но имели целью влиять на Балканы.
Какую задачу мы должны поставить на следующем этапе нашего урока?
Когда были эти войны, каковы их результаты и в причины этих результатов.
Задание №2
1. Русско­ Иранская война (5 мин)
1.1826 ­1828 гг
2. По инициативе иранского шаха, повод ­ проблемы с восстанием в Петербурге 1825 г
3. Победа России
4. Мирный договор в Туркманчае (отошли зависимые от Ирана территории Ереванское и
Нахичеванское ханства, исключительно право иметь флот на Каспийском море+ 20 млн рублей
заплатил шах)
2. Русско­турецкая война
1. 1828­28 ­1829 гг Россия получила право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы 1829
г
2. По инициативе России
3. Победа России, угроза самому Константинополю
4. Адрианопольский мирный договор приобрела устье Дуная, от устья Кубань до до порта св.
Николая. Босфор и Дарданеллы открыты для прохода торговых судов всех стран.
Признавалась внутренняя автономия Греции, Молдавии и Валахии. Главное – укрепление
влияния России на Балканах




Г) Спрогнозируйте как будут развиваться в дальнейшем отношения с этими странами
Результаты этой войны какую реакцию должны были вызвать в Европе?
Негодование! Раздражение!.
ПОСМОТРИТЕ на проблему, которую мы рассматривали в начале урока…
Беседа (5 мин)
Россия налаживала отношения с Турцией, стараясь установить с ней дружеские отношения против
Англии и др. евр. государст. Даже проход через проливы Босфор и Дарданеллы военным судам был
запрещен.
Что они предпримут? Тогговую войну, удалось заставить всем военным судам не пользоваться
проливами, уменьшить влияние на Кавказе
Снова будут стараться ослабить Россию, только теперь внутренними проблемами, подогревать войну
на Кавказе, поставляя тайно оружие горцам.
Кавказ был давно, как сказали бы мы сейчас, горячей точкой России Почему?
Когда Грузия добровольна вошла в состав России, а Армения и Азербайджан присоединились.
Северный Кавказ автоматически оказался внутри российских владений. Это был свободолюбивый
народ, не согласный с потерей независимости.(Чечня, Дагестан, Абхазия, Адыгея). Российское
самодержавие жестоко подавляло сопротивление, вызывая еще большее возмущение. Воровали людей
за выкуп. Объединились под знаменем ислама – священная война против неверных (мюридизм) –
содрали государство – иммамат Имама – лидера по имени Шамиль поддерживали Англичане и турки.
Герой От.войны 1812 года генерал Ермолов выбрал тактику карательную, выжигал селения. Строил
крепости. Служить на Кавказе было очень опасно, поэтому при Николае это была ссылка для

вольнодумцев – офицеров. Подавить сопротивление горцев стало возможные из­за их внутренних
противоречий. Шамиль был очень жесток к своим, селения переходили на сторону русских Война
оказалась длительной, что подрывало экономику страны.
Интересы России и Англии будут постоянно сталкиваться м в Азии и Казахстане.
Удалось ли нам достигнуть целей урока?
 Рефлексия (3 мин)
Согласны ли вы с утверждением
Да, нет
Внизу критерии, поставьте друг другу в паре оценку.
Как события внешней политики 19 века перекликаются с событиями нынешними. (Иностранные гос­
ва не хотят усложнения России)
ОЦЕНИВАНИЕ (1 мин)
В заключение лист самооценки работы в парах (1 мин
Рабочий лист (1)
Проблема
1. О Российской империи западноевропейские газеты 19 века писали: «Россия – это


Словарь

др
1. Задание №1
1 группа
Почему Россию называли «международный жандарм »?
(Приведите факты и запишите в тетрадь каждый факт, сформулировав его 1
предложении и пронумеровав их)
Факты:
1.
2…..


1.Источник. Учебник – стр 79 ­80
2. Источник документ « …Николай, опасавшийся возникновения в Европе всеобщего
революционного брожения под покровом либеральной Англии и революционной Франции,
считал важным теснее сблизится с Австрией и Пруссией, чтобы противопоставить этот союз
центральных и восточной великих держав всяким революционным стремлениям с запада.
… Николай считал особенно важным охранить тогдашний русский государственный строй от
всяких политических соблазнов, не допуская никакого идейного сближения с революционным
западом, никаких новшеств». (А.А. Корнилов, историк, вт.п. XIX­н.ХХ вв.)
2 . Задание №2

Изучить русско­иранскую войну стр 80 ­81
1 Даты войны
2 По чьей инициативе началась война
4. Изучите карту, определите словесно географическое положение территории, о которой идет
речь в договоре

Самостоятельно, в тетради выполните задание по форме, например, 1 ­нет, 2 ­да, 3
3.Задание №3

­нет и т.д (3 мин.)

Да
нет

Утверждение
1. Николай 1 поддерживал национально­ освободительную борьбу греческого
народа против Османской империи

3. Николай 1 поддерживал народное восстания в Венгрии против
австрийского господства

5. В результате русско­турецкой войны 1828 ­1829 гг только Россия получила
право прохода через Босфор и Дарданеллы
6. В результате русско­иранской войны 1826 ­1828 гг Россия утратила право
иметь флот на Каспийском море
7. В результате побед России на восточном направлении обострились
отношения с Англией
Рабочий лист (2)
Проблема
1. О Российской империи западноевропейские газеты 19 века писали: «Россия – это
международный жандарм» или «жандарм Европы»
2. О Российской империи российские газеты 19 века писали: «Россия – освободительница
народов, очень раздражающая этим правителей многих держав»
Словарь
Жандармерия ­ формирование в составе полиции, имеющее военную организацию,
использовалось для подавления общественных беспорядков в разных странах Европы
Балканские народы – народы, проживающие на Балканском полуострове – греки, болгары и
др
2 группа
1. задание №1

Почему о Российской империи российские газеты 19 века писали: «Россия – освободительница
народов, очень раздражающая этим правителей многих держав»
(Приведите факты и запишите в тетрадь каждый факт, сформулировав его 1 предложении
и пронумеровав их)
Факты:
1... 2…..
Сделайте вывод, закончив предложение ниже
 Вывод: Высказывание западноевропейских газет (верно, неверно, неверно, верно частично) в
отношении ….(западного, восточного направления)
Источники.
1. Учебник – стр. 79 ­80
2. Документы

« …Подчиняясь голосу народному, он (Николай) считал…необходимым защищать греков от
турецких неистовств… Это вынужденное заступничество привело его к войне с Турцией.…
император Николай стремился только заставить её (Турцию) принять свои требования, в то же
время стараясь не наносить ей слишком сильных поражений, не желая, чтобы турецкая монархия
разрушалась». (А.А.Корнилов, историк, вт.п. XIX­н.ХХ вв.).
 Франция, Англия и Австрия стремились получить на территории бывшей Османской империи
рынки сбыта. Успехи России в «восточном вопросе» толкали их на поддержку Турции. В 1826 г.

Англия спровоцировала русско­иранский конфликт, превратившийся в войну. (Ионов И.Н.,
современный историк).

3
Изучить русско­иранскую войну Учебник стр. 80 ­81
2 Задание №2
1. Даты войны
2. По чьей инициативе началась война
3.Результаты (чья победа, мирный договор – название, содержание)
4. Определите словесно географическое положение территории, о которой идет речь в договоре
3 .Задание №3

Самостоятельно, в тетради выполните задание по форме, например, 1 ­нет, 2 ­да, 3 ­нет и т.д (3
мин.)
Обменяйтесь тетрадями и выставьте оценки друг другу по критериям «5» ­ нет ошибок, «4» ­ 1
ошибка, «3» ­ 2­3 ошибки, «2» более 3 ошибок
Согласны ли вы с утверждением?
Утверждение
Да
нет
1. Николай 1 поддерживал национально­ освободительную борьбу греческого народа против
Османской империи
2. Николай 1 был инициатором принятия конституции в Польше
3. Николай 1 поддерживал народное восстания в Венгрии против австрийского господства
4. Николай 1 был инициатором подавления революций в европейских странах
5. В результате русско­турецкой войны 1828 ­1829 гг только Россия получила право прохода
через Босфор и Дарданеллы
6. В результате русско­иранской войны 1826 ­1828 гг Россия утратила право иметь флот на
Каспийском море
7. В результате побед России на восточном направлении обострились отношения с Англией

Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:
Утверждение
Полностью
Частично
Не
согласен
Затрудняюсь
согласен
согласен
ответить
заданий


решение

Фамилия, имя___________________________________
Лист самооценки работы в паре
(поставьте знак + в выбранных ячейках)
Оцени свою работу в паре:
Утверждение
Полностью
Частично
Не
согласен
Затрудняюсь
согласен
согласен
ответить
Я в полной мере участвую в выполнении всех
заданий
При разногласиях я принимаю другое решение
Большинство решений предложено мной
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое
решение
Работать в паре труднее, чем одному
Мне интереснее и полезнее работать в паре

Фамилия, имя___________________________________

Оцени свою работу в паре:
Утверждение
Лист самооценки работы в паре
(поставьте знак + в выбранных ячейках)
Полностью
Частично
Не
согласен
Затрудняюсь
согласен
согласен
ответить
Я в полной мере участвую в выполнении всех
заданий
При разногласиях я принимаю другое решение
Большинство решений предложено мной
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое

решение
Работать в паре труднее, чем одному
Мне интереснее и полезнее работать в паре

анализировать историческую информацию, представленную в разных
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
Критерии оценки
.»5» ­ нет ошибок,
«4» ­ 1 ошибка,
«3» ­ 2­3 ошибки,
«2» более 3 ошибок

Методический план урока
Класс: 8.
Тема: Внешняя политика Николая I. (базовый учебник «История России XIX» А.А. Данилов, Л.Г.
Косулина)
Технология: педагогическая мастерская.
Методика: используются методические приёмы проблемного урока.
Цель: способствовать формированию понимания учащимися необходимости реформ в России.
Задачи:
1. разделить класс на группы, с учётом уровня общеучебных навыков, образованности и желания
самих учащихся.
2. создать условия для проведения эвристической беседы.
3. провести эвристические беседы.
4. подобрать и сгруппировать исторический материал проблемного характера.
5. подобрать, необходимый для урока, словарь терминов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Класс рассаживается по группам, за специально приготовленные столы.
Всего 4 группы:




1­я группа со средним уровнем;
2­я группа с повышенным уровнем;
3­я группа с повышенным уровнем;
4­я группа со слабым уровнем.
II. Основная часть.
1. актуализация знаний: фронтальная беседа.
2. введение в тему: определение цели для учащихся.
3. работа в группах: самостоятельное распределение нагрузки внутри групп, анализ учебного
материала, подготовка конечного продукта – устный ответ.
4. представление результата работы.
Группа №1. Европейское направление.
Устный ответ > вывод.
Коллективная деятельность:
Работа с документом №1 > проблема > обсуждение > вывод.

Работа с документом №2 > проблема > обсуждение > вывод.
Ожидаемый результат: Николай 1 – спаситель России от революции.
Группа №2. Восточное направление.
Устный ответ > вывод.
Коллективная деятельность:
Работа с документом №3 > проблема > обсуждение > вывод.
Работа с документом №4 > проблема > обсуждение > вывод.
Ожидаемый результат: в развязывании военных конфликтов виновна не только Россия, но и не
желающие её усиления на Ближнем Востоке страны Западной Европы.
Группа №3. Крымская война.
Устный ответ > вывод.
Коллективная деятельность:
Работа с документом №5 > проблема > обсуждение > вывод.
Работа с документом №6 > проблема > обсуждение > вывод.
Ожидаемый результат: во всех неудачах во внешней политике виновен режим, самодержавие в лице
императора Николая 1, именно он причина бед и позора России.
5. Итог. Коллективная работа: оценка внешней политики Николая в целом.
6. Ожидаемый вывод: необходимость перемен (реформ) в Росси
рок по истории России в 8 классе по теме: « Внешняя политика Николая


Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна
Учитель истории МОУ Будинской ООШ
Тверская область
Цели: оценить положение России в мире,
- рассмотреть основные направления внешней политики,
- рассмотреть основные внешнеполитические события периода.
- развивать навыки и умения аргументации, личностных оценочных суждений, знания и
умения анализа и сравнения.
Оборудование:

Компьютер, презентация.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
3. Сообщение темы и целей урока.

(сл. 2) План урока:
1. Россия и революции в Европе.
2. Русско-иранская война (1826 – 1828 гг.)
3. Русско-турецкая война (1828 – 1829 гг.
4. Обострение русско-английских противоречий.
5. Кавказская война.
6. Россия и Центральная Азия.
4. Изучение нового материала:
1) рассказ учителя:
1. Россия и революции в Европе:
(сл. 3) При Николае I Россия играла ведущую роль в жизни Европы.
- Как вы думаете, какими были основные направления вешней политики при Николае I?
(сл. 4) - работа со схемой
(сл. 5)

задачей считал противодействовать революционному движению.
В 1822 г. министром иностранных дел становится Карл Нессельроде, который своей главной
(сл. 6) В 1830 г. во Франции вспыхнула революция. Был свергнут король Карл X, и на трон вступил Луи-
Филипп. Его власть ещё больше была ограничена конституцией. Следом вспыхнула революция в Бельгии,
в результате чего она получила независимость от Нидерландов.
В конце ноября 1830 г. в Польше вспыхнуло восстание, во главе
которого стоял А.Чарторыйский. Вскоре польская армия была разбита, автономия
Польши была урезана.
(сл. 7)

– работа со схемой
В 1848 г. во Франции вспыхнула новая революция. Король Луи-Филипп был свергнут и провозглашена
республика. Во многие европейских странах началась революция, которая в большинстве случаев носила
национально-освободительный характер.
- Во Франкфурте-на-Майне открылся учредительный парламент для разработки конституции
воссоединяемой Германии.
(сл. 8) Николай I с большой тревогой воспринял эти события.
25 февраля он прервал дипломатические отношения с Францией.
14 марта собственноручно написал манифест, в котором объявил о необходимости борьбы « со смутой»
(сл. 9) – работа со схемой (стр. 80-1-3 абзац)

2. Русско-иранская война 1826 – 1828 гг.
(сл. 10) Получив известие о событиях в Петербурге 1825 г., иранский шах решил вернуть территории,
отошедшие к России по договору 1813г. В этом его активно поддерживала Англия.
(сл. 11) Наступление иранской армии началось неожиданно. Прежде чем главноуправляющий на Кавказе
генерал Ермолов успел принять меры, противник захватил Закавказье и двинулся в Восточную Грузию. Но
уже через месяц Ермолов полностью освободил захваченные территории и перенёс войну на территорию
Ирака.
(сл. 12) Новым главнокомандующим был назначен И.Ф. Паскевич, который принял решение наступать.
Вскоре дорога на Тегеран была открыта. Шах вынужден был согласиться на мир, предложенный Россией.
(сл. 13) По заключённому мирному договору к России отошли Ереванское и Нахичеванское ханство,
признавалось исключительно еправо России иметь военный флот на Каспии. Шах должен был заплатить 20
млн. рублей. Эти события развязали руки Николаю I в отношении Турции.
3. Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг.
(сл. 14) Сразу после окончания войны с Ираном, Россия объявила войну Турции. Боевые действия
развернулись и на Балканах, и на Кавказе.
Причины:
1) обострение восточного вопроса
2) поддержка Россией греческого восстания против турецкого владычества
3) закрытие Турцией проливов для прохода русских судов
(сл. 15) 100-тысячная армия Витгеншнейна заняла Дунайское княжество и блокировала крепость Анапу.
Паскевич двинулся к Карсу. Лишь в Закавказье сопутствовал успех: были взяты Анапа, Сухум-Кале, Поти.
(сл. 16) 30 мая 1829 года новый главнокомандующий балканской армией генерал Дибич И.И. Дал
генеральное сражение, закончившееся разгромом и бегством турецкой армии. Вскоре он уже был у ворот
Константинополя.
Ход событий:
1828 г.
1) апрель: занятие русскими войсками Молдавии Валахии
2) май- август: основные действия разворачиваются в Болгарии
3) сентябрь: взятие русскими войсками Варны
4) июнь: захват русскими войсками под командованием Дибича Силистрии и Кулевчи
5) август - захват Андрианополя и открытие дороги на Константинополь
1) апрель 0 октябрь: русские войска под командованием генерала Паскевича взяли крепости Карс,
Аргадан, Поти, Баязет.
2) июнь: поход и взятие турецкой крепости Эрзерум

(сл. 17) 2 сентября 1829 года был подписан Адрианопольский мирный договор.
Итоги войны:
1) Россия закрепила за собой устье Дуная и восточное побережье Чёрного моря.
2) Открытие черноморских проливов для русских судов
3) признание автономии Греции, Сербии, Молдавии и Валахии.
4) контрибуция Турции России в размере 33 млн. рублей.
2) работа по учебнику:
4. Обострение русско-английских противоречий:
(сл. 18) Прочитайте материал на стр. 82 и ответьте на вопрос:
« Что стало причинами обострения русско- английских отношений?»
3) рассказ учителя:
5. Кавказская война:
(сл. 19) После присоединения к России Грузии, части Армении и Азербайджана территория обитания
многих народов оказались в окружёнными российскими владениями. Попытка ввести российские законы
привела к сопротивлению народов.
В 1817 г. началось открытое противостояние.
(сл. 20) А.П. Ермолов осуществлял многочисленные походы против горцев, уничтожал их селения,
возводил укреплённые пункты на путях их набегов.
(сл. 21) На территории Чечни и Дагестана на основе мюридизма возникло религиозное государство –
имамат, а его правителем стал Шамиль.
(сл. 22) Вскоре русские войска стали теснить горцев, которые стали высказывать недовольство
правлением Шамиля. Окончательная победа над имаматом была одержана уже после завершения
царствования Николая I.
4) самостоятельная работа:
Прочитаем материал на стр. 83 – 84.
5. Подведение итога урока:
Вопросы на стр. 84.
6. Домашнее задание: Параграф 12, вопросы, записи, рабочая тетради
Следом вспыхнула

Внешняя политика Николая I в 1826–1849 гг. Урок истории в 8­м классе

Цели:
Учащиеся должны усвоить основные направления и цели внешней политики России,
основные события и их итоги, взаимосвязь внешней и внутренней политики.
Формирование навыков работы в паре и группе, поиска информации в различных
источниках, систематизации информации, выявления причинно­следственных связей,
характерных признаков понятий и явлений, развитие логического мышления.
Воспитание культуры речи и поведения.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)
2. Повторение:
А) Работа в группах:
Вспомните основные события внешней политики Александра I: соотнесите дату,
событие и итоги.
­ война со Швецией 1808­1809,по мирному договору, подписанному 5 сентября 1809 г.
России передавалась вся территория Финляндии;
­ война с Ираном 1804­1813 гг. (Гюлистанский мирный договор (1813 г.):∙ Россия
получала право иметь флот на каспийском море,∙ Иран признавал присоединение к России
Северного Азербайджана и Дагестана)
­ война с Турцией 1806­1812 гг. (Бухарестский мирный договор (1812 г.):
∙ Россия получала Бессарабию, границу по реке Прут и ряд областей в Закавказье.
∙ Молдавия и Валахия возвращались Турции, получив право внутренней автономии.
∙ России обеспечивалось право покровительства христианам – подданным Турции)
­война 4 антифранцузской коалиции. В состав 4 антифранцузской коалиции входили
Англия, Россия, Пруссия и Швеция).
Вывод: Итогом этих войн стало расширение и укрепление южных границ России. В
условиях надвигавшейся войны с наполеоновской Францией этот мир обеспечил
нейтралитет Османской империи и позволил России перебросить часть войск с Южного на
Западное направление.
Б) Индивидуальное задание:
1. Дайте развернутый ответ на вопрос:
Каковы итоги Венского конгресса для России и Европы?

В каком году был созван конгресс?1814 год
С какой целью был созван конгресс?Для решения вопросов послевоенного
устройства
Какие страны участвовали в его работе?Решающий голос имели Россия во главе с
Александром, Великобритания и Австрийская империя.
Какие решения были приняты? Объединение польских земель под властью
Александра 1
Сделайте вывод о том, как Венский конгресс изменил положение России на мировой
арене?
2. Дайте развернутый ответ на вопрос:
Какова роль Священного союза для России и Европы?




1.
2.
3.
4.
5.

Для этого ответьте на вопросы:
Когда был создан Священный союз?
Какие страны вошли в союз?
С какой целью он был создан?
Какую роль в союзе играла Россия
1.
2.
3.
4.
Создателями Священного союза были русский царь Александр
I, австрийский император Франц I ипрусский король Фридрих­Вильгельм III. Текст
документа, подписанного ими в сентябре 1815 г., гласил, что, «связанные узами
истинного и нерасторжимого братства» и принципами христианской религии,они
обязываются оказывать друг другу помощь и поддержку «по всякому случаю и при
всяких обстоятельствах». Позднее к договору присоединились почти все европейские
монархи. Англия формально не входила в Священный союз, однако ее правительство на
первых порах фактически поддерживало его реакционную политику. Священный союз
был союзом монархов, объединившихся для совместной борьбы против народов. Его
целью было предотвращение и разгром революционного движения всюду, где бы
оно ни возникло. Но уже к началу 20­х гг. все чаще стали давать о себе знать
противоречия между странами­участниками союза. Камнем преткновения,
приведшим к распаду Священного Союза, стал Восточный вопрос.
3. Изучение нового материала:
Внешняя политика Николая 1 достаточно тесно связана с внешней политикой его брата.
Учащиеся записывают тему урока
Работа в парах:

Задания на рабочих листах: определите направления внешней политики. Запишите в
тетрадь.
А. борьба с революциями
Б. решение Восточного вопроса
Пост министра иностр. дел России занимал с 1822 года Карл Васильевич Нессельроде,
который считал главной целью своей деятельности противодействие революционному
движению.


(планировал подавление революции
во Франции, но вспыхнуло восстание в Польше)

(III отделение Собственной
его императорского величества канцелярии)
3) Восточный вопрос.
Беседа по вопросам:
Что такое "Восточный вопрос"? (Три основных фактора обусловили возникновение
и в дальнейшем обострение восточного вопроса: 1) упадок некогда могущественной
Османской империи, 2) рост национально­освободительного движения против
османского ига, 3) обострение противоречий между европейскими странами на
Ближнем Востоке.)
1.
2.
3.
1.

2.
3.



(Для самой России восточный
вопрос в первую очередь был связан с обеспечением безопасности ее южных границ и
хозяйственным освоением юга страны, с интенсивным ростом торговли через
черноморские порты.)




3 вариант – Кавказская война
Заполните таблицу:
Критерий сравнения
Русско­иранская война
Русско­турецкая война
Кавказская война
Хронологические рамки

Причины войны

Страны участницы

Итоги войны

4) Кавказская война.
Дайте определение понятий: имам, газават, мюридизм.
4. Закрепление:
Сделайте вывод об итогах внешней политики Николая I:
А) Чего добилась Россия на международной арене?
Б) Как это отразилось на ее авторитете?
В) Какие страны были недовольны усилением России? Почему?
Г) Спрогнозируйте как будут развиваться в дальнейшем отношения с этими странами.
5. Домашнее задание:

Параграф 12, вопросы 1­5 (устно), 6 письменно, учить записи в тетради.
«Внешняя политика Николая I в 1826–1849 гг.»
Работа в парах:
1) Направления и цели внешней политики Николая I.

2) Россия и революции в Европе.
Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос:
Почему Россию называли "Жандарм Европы"?
Какие события об этом свидетельствуют?
Как это связано с внутренней политикой Николая I?
3) Восточный вопрос.
Беседа по вопросам:
Что такое "Восточный вопрос"?
Какие цели в этом вопросе преследовала Россия?

Какие события правления Николая I связаны с восточным вопросом?
Индивидуальная работа с текстом учебника по вариантам:
1 вариант ­ Русско­иранская война
2 вариант ­ Русско­турецкая война
3 вариант – Кавказская война
Заполните таблицу:
Критерий сравнения
Русско­иранская война
Русско­турецкая война
4.
5.
6.
4.
5.
6.
7.



Кавказская война
Хронологические рамки
Причины войны
Страны участницы

Итоги войны

«Внешняя политика Николая I в 1826–1849 гг.»
Работа в парах:
1) Направления и цели внешней политики Николая I.
Задания на рабочих листах: определите основные направления внешней политики. Запишите в тетрадь.
2) Россия и революции в Европе.
Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос:

7.
8.
9.
8.
9.
10.
11.



Почему Россию называли "Жандарм Европы"?
Какие события об этом свидетельствуют?
Как это связано с внутренней политикой Николая I?
3) Восточный вопрос.
Беседа по вопросам:
Что такое "Восточный вопрос"?
Какие цели в этом вопросе преследовала Россия?
Как Россия участвовала в решении этого вопроса при Александре I?
Какие события правления Николая I связаны с восточным вопросом?
Индивидуальная работа с текстом учебника по вариантам:
1 вариант ­ Русско­иранская война
2 вариант ­ Русско­турецкая война
3 вариант – Кавказская война
Заполните таблицу:
Критерий сравнения
Русско­иранская война
Русско­турецкая война
Кавказская война
Хронологические рамки

Причины войны
Страны участницы
Итоги войны

Хотите лучше владеть компьютером?

Видеоролики — очень мощный инструмент в презентациях. Никакой текст или изображение не будут так наглядны, как видео. К счастью, Microsoft PowerPoint позволяет вставлять в презентации или ссылки на файлы с видеороликами, или сами видеоролики. К несчастью, не все работает с первого раза. То при вставке ролика звук в нем пропадает, то при демонстрации презентации на другом компьютере ролик вообще не проигрывается, то при переписывании презентации коллегам теряются видеофайлы, на которые имеются ссылки в презентации… Список этих проблем велик.

Читайте новые статьи

Урок может пройти плодотворно и радостно, на одном дыхании, а может вяло и скучно тянуться, изнуряя детей и учителя и не принося никому удовлетворения. И причина этого — не только методические ошибки, особенности материала и класса. Может быть, даже в большей степени причину надо искать в эмоциональном фоне урока, оказавшемся неблагоприятным. Создание эмоционального фона — это задача, которая неизбежно встает перед любым учителем и требует его внимания и усилий. Как создать положительный фон урока?

Как завладеть вниманием ученикав век цифровых технологий, когда поток информации полностью поглощает человека? Наверное, многим знакома ситуация, когда идет урок, а ученики смотрят на экран телефона и ничего не хотят больше делать. Как захватить внимание учащихся и сделать урок интересным? Рассмотрим несколько приемов создания заинтересованности на уроке.