Двери

В чем разница между монахом и иноком, разве это не одно и то же? Ежемесячная газета «Мир Православия.

В чем разница между монахом и иноком, разве это не одно и то же? Ежемесячная газета «Мир Православия.

Дорогая Надежда!!Могу сказать,то что и икоки и монахи,в душе уже только с Богом,и хотят служить верно только Ему,поэтому удоляются от многолюдности и приходят в монастыри,ну это вы знаете!

Монастырская жизнь начинается с трудничества,то есть нужно по своей собственной воли придти помочь монастырю,потом будет определенное послушание,за тем идет испытание,выдержит ли человек свое послушание,

в основном духовник смотрит на это,испытание длится около пяти лет,

но наверное я не правельно сказала,не испытание,нет.А просто нужно выполнять послушание в течение этого времени,а за тем если точно решил остаться,то посвещают в инокени,дают определенную одежду.

И молятся теме же молитвами,что и монахини,и в основном обед в душе Богу уже дан..А в монахини посвещают только в тридцать лет,не раньше..

это основное правело..А если сказать о монахах,там тоже приблезительно так же,только после трудника идет ступень следующая.Их называют кофтанниками.Они носят такие платья,только они им по колено..Но могут и не одевать,на это тоже смотрит духовник,это скорее всего на его усмотрение.

Надежда вы меня простите,если я написала,то что вам не нужно,может вы все это и так знали....а тут я влезла..

    • clef8195
    • August 31, 2009
    • 21:57

    Бог простит. меня простите) что знали, то и написали. мы же просто делимся друг с другом)

    • fireman
    • September 01, 2009
    • 17:58

    inok-eto poslyshnik ryasofornuj, toest" eshe ne monah. chtobu bulo prosto ponyat", nekotorue provodyat analogijy s obrycheniem pered tainstvom braka-eshe ne jenat,no opredelennue obeshaniya yje est". ya ranshe toje ne znala raznicu,poka ne prochitala poyasneniya v odnoj state. pozje vulojy ssulky na nee.

    • ^40hesperus
    • September 01, 2009
    • 23:26

    А я знаю монахиню, которой не больше 27 лет. Кроткое и смиренное существо! Правда она пришла в монастырь в 16.))

    • clef8195
    • September 04, 2009
    • 21:31

    да, я тоже недавно прочитала об этом) рясофорные послушники еще не дают никаких обетов, но и не вправе по своей воле покинуть монастырь

    • moonlight
    • October 07, 2009
    • 21:56

    А вообще-то инок- русское от "иной"т.е не мирской как все, ну а монах - иностранное от"монос" - одинокий, бессемейный. Это полные синонимы, хотя затем, в различных вариантах, были попытки придать этим словам смысловые различия, причем встречаются разночтения в этих определениях. Всем сестрам поклон от бывавшей в группе Полины Ортодокс. Теперь она послушница в Толгском монастыре (Яросл.обл.), чрезвычайно славном месте, но и правил чрезвычайно строгих. Есть желание узнать подробно - пишите в личку, что интересует

    • fingerprint9861
    • October 11, 2009
    • 19:07

    Инокиня - это не рясофорная послушница, существует иноческий постриг или постриг в рясофор. А послушница просто носит рясофорную одежду (без клобука), и никакого пострига. Монашеский постриг - постриг в мантию, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Еще существует постриг в схиму, это высшая ступень монашества. Схимник чаще всего живет в затворе, молится.

    • midstream
    • October 12, 2009
    • 20:26

    Можно только добавить немного.Первый постриг совершается без произнесения обетов. в этом чине дается новоначальному монаху право носить рясу, откуда название "рясофор", т.е. рясоношение.Перед совершением этого пострига дается наставление о смысле монашества и о необходимости отречения от мира и родных.

    Второй постриг- "малая" схима или "мантия". При постриге в мантию уже произносятся обеты. При постриге в высшую степень монашества, в "великую схиму", обычно именуемую просто "схима" те же обеты повторяются, в несколько измененной форме. (Схиигумен Савва)

    • subjectivity
    • November 20, 2009
    • 03:32

    только вернулась из монастыря (жила там неделю). большинство сестер - инокини. но они и постриг прошли, и имена изменили, и апостольник носят, а по праздникам - клобук...

    Мантийных монахинь - меньше было, а вот в схиму пострижены самые пожилые из матушек

    • esmark
    • November 22, 2009
    • 10:24

    Просто в каждом монастыре свой устав. И так равнять нельзя-где когда "одевают и стригут", а тем более это все зависит от человека, от молитвы, от исполнительности. Знаю двух сестер-так они вообще только 1.5 года пробыли послушницами-и им выдали рясофор.

    Так что Господь только решает и видит все только Господь.

    Выше было сказанно, что рясофорные уже не имеют права по своей воле покинуть монастырь.Хм... "Двери милосердия всегда открыты".....как "в" так и "из". Никто никого принудительно не держит. Ты сам спасаешься. Ведь не монастырь для нас- а мы для монастыря! И это первое правило, которое послушник должен выучить от а до я.

  • Монашество - это определённый образ жизни, посвящённый всецело Богу. Своеобразное второе крещение, перерождающее и обновляющее душу. Человек при совершении пострига отрекается от мира и облекается в святой ангельский образ. Учитывая последовательность того, как происходит постриг в монахини,можно сказать, что данное священнодействие глубоко символично. Инок даёт пожизненные обеты и взамен получает дар благодати в помощь на борьбу с греховными наклонностями.

    Чтобы стать монахиней необходимо пройти длительный период испытательного срока. До предполагаемого пострига условно можно выделить три пути монашеского делания:

    Трудником может стать любой верующий христианин, испытывающий потребность и желание поработать в монастыре во Славу Божию при наличии свободного времени. Такие люди не обязательно становятся монахами, могут иметь семью, детей. Возможно и заключение трудового договора с монастырём с получением зарплаты. Трудник, который проживает при монастыре, обязан жить по его уставу, соблюдать принятый распорядок дня, не иметь вредных привычек.

    Женщина, желающая стать монахиней, поступая в монастырь, именуется кандидаткой в послушницы. Знакомится с уставом, сама решает подходит ли ей такая жизнь, испытывает свою совесть. Период пребывания определяют настоятельница с духовником и старшими сёстрами. Если по окончанию испытательного срока женщина изъявляет желание остаться в обители и не имеет внешних препятствий, то её зачисляют в послушницы. Пишется прошение на имя правящего архиерея от настоятельницы и самой кандидатки. После благословения епархиального начальства сестру одевают в подрясник и полуапостольник, и она законно становится насельницей обители.

    На современном этапе в Русской православной церкви (РПЦ) существуют три типа монашеского пострига:

    • рясофор;
    • малая схима (мантия);
    • великая схима.

    Постригаемая в рясофор должна прожить в обители минимум три года. Исключение составляет смертельная болезнь кандидатки, когда настоятельница может ходатайствовать о постриге и раньше положенных трёх лет. Священнодействие производится:

    • с чтением специальных молитв;
    • пострижением волос крестом;
    • переменой или оставлением старого имени;
    • отсутствием обетов;
    • облачением в рясу и клобук.

    Несмотря на то, что обеты не произносятся, само свободное вступление на иноческий путь является обязательством перед Богом чистого жития. Рясофор можно назвать подготовительным этапом монашеского пострига, как обручение в браке. Насельница может называться инокиней, рясофорной монахиней или рясофорной послушницей. В помощь ей преподаётся благодать Божия и заступничество святого, имя которого получено в священнодействии.

    Существуют различные практики пострижения в монахини. В некоторых монастырях пропускается рясофор и сразу производят в малую схиму. На святой горе Афон есть случаи, когда верующий принимает великую схиму без предшествующих званий. Каждый человек неповторим, и в православной традиции, несмотря на каноны, любовь к ближнему превыше всего и сохраняется индивидуальный подход к верующему, желающему отдать себя на служение Богу и людям.

    Пострижение в малую схиму или мантию собственно и есть начало монашества, так как кандидат даёт обеты Богу, полностью отрекается от мира, получает новое имя, монашеские одежды. Чинопоследование в великую схиму характеризуется значительной торжественностью, длительностью молитв и наставлений игумена. Снова даётся новое имя и к одеждам добавляется великий параман, куколь с аналавом, а монахиня именуется схимницей. Сложилась практика в РПЦ постригать в великую схиму престарелых, тяжелобольных людей.

    Таинство может совершать как сам правящий архиерей, так и с его благословения другие высшие чины духовенства (иеромонахи, игумены, архимандриты) либо настоятели монастырей.

    Официально церковь не включает монашество в перечень основных семи таинств, но многие святые отцы и современные священники считают его таинством или вторым крещением. Пострижение есть символ послушания и жертва Христу.

    Самое настоящее монашество зарождается с пострига в малую схиму или мантию. В отличие от рясофора, данное священнодействие производится более продолжительно и торжественно во время литургии, после малого входа, или во внебогослужебный период. Символично начинается исполнением тропаря из недели о блудном сыне. В это время кандидатка в белой длинной рубахе ползёт на животе из притвора в центр храма, где остаётся лежать лицом вниз с распростёртыми крестом руками, её сопровождают по сторонам две инокини, прикрывающие своими мантиями. Начало пострига напоминает о монашестве как о пути плача и сердечного покаяния. Обращаясь с речью, игумен подаёт знак встать, задаёт вопросы о свободе решения стать монахиней, предупреждает, что её обеты принимает Сам Христос с Божией Матерью, Ангелами и всеми святыми. Далее послушница даёт обеты:

    • пребывать в монастыре, в котором принимает постриг или другом, куда могут отправить по послушанию;
    • постничества и целомудрия;
    • готовности соблюдать монашеские уставы;
    • терпеть скорби иноческой жизни;
    • безбрачия;
    • послушания (настоятелю монастыря и сёстрам);
    • бедности (нестяжания).

    После этого игумен изрекает поучение о сути монашеской жизни, кладёт книгу на голову постригаемой и молится Богу о наставлении, вразумлении и охранении Благодатью Святого Духа. А также производящий постриг становится сам духовником монахини либо поручает её кому-то из опытных монахинь. Затем послушница должна трижды подать игумену ножницы, намеренно брошенные на пол, подчёркивая добровольность своего выбора. Подстригая крестообразно волосы, инокиня впервые слышит своё новое имя. Обычно даётся имя святого дня или какое-то другое. Кандидатка в монахини заранее не знает, в честь кого её нарекут, советоваться не принято.

    Следующим этапом происходит облачение в монашеские одежды со специальными словами. Инокиня, принимая одежду, целует её и руку игумена. Далее вручаются чётки, крест и горящая свеча. Затем читается Апостол (Еф. 6: 10-17), два отрывка из Евангелия (Мф. 10: 37-38, 11: 28-30) о смысле иноческой жизни.

    В завершение чина сёстры со свечами в руках трижды обнимаются с новопостриженной, узнают её новое имя, желают спасения в Господе. Потом монахиня остаётся несколько дней в храме, участвуя во всех богослужениях, пребывает в молитве, чтении святоотеческого наследия.

    Всё вышесказанное относится к внешней стороне монашества, а гораздо выше стоит внутренняя цель иночества - соединение с Господом через молитву и деятельное покаяние.

    В Евангелии есть рассказ о Марфе и Марии (Лук. 10: 38-42): на примере их жизни Господь показывает два пути спасения - мирской и монашеский. Оба благословенны Богом. Спастись можно в миру и погибнуть. Рассмотрев вопрос, как происходит постриг в монахини, нужно заметить, что это одна из дорог, ведущая к Богу. Жизнь инока полна блаженной радости, утешения от Господа, но и скорбей хватает. Главное, каждому человеку найти своё место в этом мире и обрести Бога.

    В чем разница между монахом и иноком, разве это не одно и то же?

    Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

    Во всех старых словарях и энциклопедиях инок и монах – синонимы. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона: «Инок – то же, что монах, собственно “одинокий” (инокни), прямой перевод греческого monahos». В Полном церковно-славянском словаре (протоиерея Григория Дьяченко): «Инок – монах, чернец. Название имеет от того, что иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения. Иночествовать – монашескую жизнь вести». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка (под ред. А.Н. Чудинова. СПб., 1902): «Монах (от monos – один). Инок, чернец, отрекшийся от света». В Пандектах (XI в.) монаха Черной горы (близ Антиохии) Никона Черногорца дается такое определение: «Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь». В этом же значении употребляется слово инок в русской литературе. Например, у Ф.М. Достоевского в романе «Братья Карамазовы» книга шестая называется «Русский инок». Речь идет об иеросхимонахе старце Зосиме.

    Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инок и монах . Первый является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний. Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты (малая схима).

    Всё, поехали по домам, уже поздно, да и у Димки машина в металлолом, - сказал главный тренер клуба мотогонщиков. Все стали загружать в грузовик свои , в том числе и Димкин, который практически не подлежал восстановлению. А Димка − это на самом деле не Димка, а Наташа - единственная девушка в команде мотогонщиков. Просто называли ее созвучно фамилии - Демина. В тот день Наташа совершила на мотоцикле прыжок с горы, который чуть не стоил ей жизни. Машина разбилась вдребезги, а Наташа получила несколько царапин, вылетев из мотоцикла и удачно приземлившись в снег.

    В мотогонщики Наташу взяли благодаря ее настойчивости. Тренеру понравился мужской характер этой невысокой девочки, которой едва исполнилось 15 лет. Все подруги были рады ее смелому выбору, и лишь один человек его не одобрял - это была Наташина мама Галина. Она хорошо знала многих ребят, которые раньше были фанатами этого экстремального вида спорта. Некоторые бывшие мотогонщики стали молодыми инвалидами, а нескольких уже и не было в живых. Возражения Галины дочь не хотела слушать, поэтому матери ничего не оставалось, как только молиться Богу о своем самостоятельном ребенке.

    К Христовой вере Галина обратилась после внезапной смерти брата. Потеряв его, она поняла, что есть иной мир, где ее брат продолжает существовать, и жизнь человека не заканчивается могилой. Утешение женщина находила лишь в единственной в ту пору городской церкви, где отступала жгучая скорбь и на душе воцарялся покой. Так постепенно, благодаря молитвам о брате, Галина обрела бесценный бисер православной веры. Вскоре и внешний вид ее - руководителя отдела крупного предприятия - изменился: высокие каблуки и модные прически были забыты, одежда стала скромнее. Это, конечно, не понравилось дочери-школьнице, которая привыкла к тому, что мама - самая красивая женщина. Поэтому ей и не хотелось разделять с мамой ее религиозные взгляды.

    На летние каникулы в мотоклубе планировались многочисленные выезды на сборы и соревнования. Наташа активно готовилась к ним, а ее мама усердно молилась. Материнское сердце ныло в предчувствии беды и искало возможности уберечь ребенка. Господь откликнулся на молитву страждущего сердца и подсказал через добрых людей, как можно избежать надвигающегося искушения: паломничество - поездка по святым местам на время летних каникул. Галина горячо поблагодарила Бога и в мае объявила дочери, что летом они поедут в большое паломничество по святым местам.

    Мама, какое паломничество! У меня соревнования, сборы! - возмущалась Наташа.

    Я уже купила билеты, и мы едем, - отвечала Галина, - нас ждут древние святыни.

    Никуда не поеду! Лягу на кровать и никуда не поеду!

    Ничего, - отвечала мама, - я тебя вместе с кроватью повезу!

    И дочери ничего не оставалось делать, как послушать маму. Наташа все же надеялась, что ей удастся через неделю вернуться домой, выдумав благовидную причину. Но у Господа был совсем другой план.

    Красота богослужения, духоносные старцы, святые пещеры… Древняя обитель покорила советскую школьницу

    Первым местом, куда приехали паломницы, был Псково-Печерский монастырь. Эта древняя монашеская обитель покорила советскую школьницу. Красота богослужения, духоносные старцы, святые пещеры - все это настолько повлияло на Наташу, что об отъезде не было и речи. Побывали они с мамой у отца Иоанна (Крестьянкина), у отца Адриана, сподобились духовных бесед с монахами Псково-Печерской обители. И православная вера для Наташи представилась совсем в другом виде: высмеиваемая в школе, запрещенная в государстве, вера здесь била ключом. Именно она оказалась неисчерпаемым источником стремлений и идеалов, которыми были наполнены молодые сердца того времени. Юная паломница настолько была поражена «пиром веры» этой святой обители, что горячо сожалела о том, что она не парень и не может остаться здесь навсегда.

    Но Господь, по слову , намерение целует, и уже в Троице-Сергиевой Лавре Наташа побывала у старца, который сказал ей, что со временем она будет жить в женском монастыре. Что такое мужской монастырь, ей было понятно, а женский - это для нее была большая загадка. Ведь на территории СССР в то время было лишь четыре женских монастыря - два на Украине, один - в Эстонии и один - в Латвии. Мама решила помочь разгадать Наташе ее загадку, и из Лавры они сразу поехали в Латвию, в Троице-Сергиев Рижский женский монастырь. И здесь юная комсомолка снова попала на торжество веры: удивительная матушка-игумения Магдалина, добрые монастырские сестры, богослужебное пение - все это подсказывало Наташе, что ее место именно здесь, в женском монастыре. Но время летних каникул пролетело быстро, и мама с дочкой возвратились домой.

    А дома всё то же самое: в школе смеются над верующими, в государстве религия далеко не приветствуется, и главное - мотоцикл. В первых числах сентября Наташа снова устремилась в любимый мотоклуб, где, встретив главного тренера, услышала от него грозные слова: «Где была все лето, туда и возвращайся!» Эта резкая фраза, как молот стекло, разбила Наташину любовь к мотоциклам, а сердце Галины упокоилось. были услышаны Богом.

    Вскоре исполнились слова лаврского старца, и Наталия ушла в монастырь

    Шло время, жизнь Наталии шла своим чередом: школа, медицинское училище… После чудесного паломничества некогда было в суете дней задумываться о вере. Тем более что у них был очень дружный двор: ребята и девчата, почти ровесники, жили одной большой семьей и были друг другу как братья и сестры. Всех ребят почти одновременно дружно проводили в армию. А потом появилось в жизни двора колючее слово «Афган». И стали постепенно возвращаться из армии вчерашние дворовые ребята - кто-то с искалеченным телом, кто-то с искалеченной душой, а кто-то вообще не вернулся. В молодых стариках нельзя было узнать вчерашних весельчаков и балагуров. Такая странная и страшная метаморфоза сильно повлияла на Наталию. Она уже на практике, а не в теории убедилась, как непостоянен мир и как коротка человеческая жизнь. И начала ходить на службу в храм. Для нее, как когда-то для ее мамы, во всей полноте открылась истина, что жизнь человека не заканчивается на земле, а продолжается в вечности. Вскоре исполнились слова лаврского старца, и Наталия ушла в монастырь, а вслед за ней - ее мама Галина.

    В начале 1990-х годов Русской Православной Церкви было передано много древних и старинных монастырей. Все они пребывали в плачевном состоянии и требовали много сил и средств для восстановления. В одном из таких монастырей и поселилась Наталия. На плечи первых насельниц этой древней обители легли неженские заботы: надо было расчищать завалы в храмах, восстанавливать монастырские здания и массивные стены, перекидывать массу кирпича при любой погоде. Летом - разрабатывать огороды на целине, вручную косить, ворошить и убирать сено. В ту пору на весь женский монастырь была одна ванна, в которой утром коровам запаривали комбикорм, в обед стирали белье, вечером набирали воду, а сестрам для мытья оставалась только ночь. И в таких нелегких условиях сердца сестер восстанавливающегося из руин древнего монастыря горели любовью к Богу. Все они понимали, что совершают великое дело - Божие дело, и от этого их сопровождала постоянная духовная радость. Как говорят старцы, при открытии или восстановлении монастыря первым насельникам дается большая благодать.

    В монастыре у Наталии прошла скорбь по искалеченным ребятам-афганцам, точнее, не прошла, а переросла в молитву. Именно в Боге она нашла утешение и покой душе. Монастырская жизнь била ключом: древняя намоленная обитель, жизнерадостные сестры, ответственные послушания… Кроме того, Наталия обнаружила, что у нее получается выполнять свою работу быстро и качественно и еще успевать помогать другим сестрам. Это было для нее чудесным открытием, ведь часто в монастыре назначают в послушание не то, что ты хорошо умеешь делать, а именно то, чему тебе надо сначала научиться.

    Эта была реальная духовная атака: все окружающие пытались уговорить послушницу не возвращаться из больницы в монастырь

    Но все же нагрузки, которые приходилось нести молодой послушнице, обострили ее травмы, полученные в мотоклубе, и ей пришлось лечь в больницу. Анализы были неутешительными: травмы постепенно превращались в тяжелое заболевание, при котором человек теряет возможность ходить. «Предрасположенность организма», - вздыхал врач. И в этот момент для Наталии началось настоящее испытание: все врачи и медсестры уговаривали ее покинуть монастырь, рисуя самые мрачные перспективы; звонили родственники, плакали в трубку, умоляли не губить молодость. Эта была реальная духовная атака, когда практически все окружающие люди мрачными перспективами и слезами пытались отвратить человека от избранного пути. Послушница же горячо молилась и просила Бога о помощи. Господь не замедлил откликнуться: приехала мама Наталии, Галина, и первое, что она услышала от своего страждущего ребенка: «Мама, забери меня в монастырь!» Галина забрала дочь обратно в монастырь, где нашлись уже другие врачи, которые действительно помогли Наталии поправить здоровье.

    Прошло несколько лет, и Наталия приняла монашеский постриг. Теперь в монастыре стала жить монахиня Феодора. Ее заболевание со временем начало проявляться в некоторой хромоте, но это не было препятствием для ее ревности о Боге: мать Феодора выполняла все свои послушания как образцовый офицер, при этом всегда старалась помочь ближним, в числе первых приходила в храм и неукоснительно исполняла монашеское правило. Когда в патериках пишут о святых монахах, их жизнь кажется недосягаемой. А когда перед глазами есть такой человек, который все написанное исполняет на деле и теорию из житий святых воплощает на практике, становится понятно, что мы можем быть гораздо ближе к Богу, чем нам кажется.

    Похоже, за то, что мать Феодора смогла преодолеть большие трудности в начале монашеского пути, Господь даровал ей умение утешать сестер в трудной ситуации. Она всегда старалась ободрить новеньких молодых сестер, всегда у нее в запасе было сладкое утешение для тех, кто начинал падать духом. Угостив человека, она ненавязчиво принималась рассказывать разные интересные истории из жизни старцев, из житий святых, и унывавшая послушница понимала, что ее проблема - не проблема, и после сильной бури ярко светит солнце. Ей было достаточно сказать несколько слов, и человек переставал огорчаться. Даже мама матери Феодоры, принявшая монашеский постриг вслед за дочерью, замечала это и не переставала удивляться, как ее дочь парой слов может ободрить человека. Матери Феодоре было достаточно сказать: «Мы же монахи!» - и монастырская сестра начинала смотреть на проблему совсем под другим углом, избавляясь от парализующего уныния.

    Однажды мать Феодора рассказывала про преподобного Досифея, бывшего послушником аввы Дорофея, который своим послушанием достиг святости всего за пять лет и удостоился Царствия Небесного. После рассказа она вздохнула и сказала: «Преподобный Досифей достиг святости за пять лет, а я живу в монастыре много лет, и, видно, далеко мне до святости, раз Господь меня не забирает». В другой раз она говорила монастырским сестрам о том, как к пришел один юноша и стал хвалиться тем, что родился на Покров. На что старец ему ответил: «Родиться на Покров - это не так важно, вот если умереть на Покров - это милость Божия!» Этот рассказ матери Феодоры оказался пророческим: она умерла именно на Покров Пресвятой Богородицы.

    В тот год страшный грипп собрал себе большую дань. Но про монахиню Феодору можно сказать смело: ее забрал Господь!

    Она отказалась от операции такими словами: «Все суставы не заменишь - Бог терпел и нам велел»

    После погребения матери Феодоры сестры стали разбирать ее вещи и в тумбочке обнаружили рентгеновский снимок, на котором отчетливо было видно, что на одной ноге головка бедра совершенно разрушена и кость острыми краями входит в сустав. Сестра, которая знала мать Феодору близко, рассказала, что она отказалась от предложенной операции с такими словами: «Все суставы не заменишь - Бог терпел и нам велел». То есть мать Феодора, будучи доброй к своим ближним, была не просто строга, а безжалостна к себе. Она была настоящей подвижницей! Как сказал хирург, люди с таким диагнозом сидят в инвалидной коляске, если еще могут сидеть. Но Господь, за любовь к Нему и горячее усердие, даровал матери Феодоре силы и Свою благодатную помощь. При таком заболевании, о котором знали лишь единицы, она не только обслуживала себя, но и ревностно несла послушание, помогала ближним! Сестры монастыря, открыв для себя эту тайну, которую мать Феодора тщательно хранила много лет, только и могли промолвить: «Сила Божия в немощи совершается» и «все возможно верующему».

    Так Господь показывает нам, что Он стоит у дверей нашего сердца и стучит. Однажды, постучав в сердце юной комсомолки, Он увидел его открытым для Себя и наполнил его Своей благодатью. И далекая от религии советская девушка стала доброй монахиней, которая показала нам святой образец самопожертвования и любви к ближним.

    Мы уже не раз затрагивали тему православного монашества, публикуя в нашем издании беседы с иночествующими о сути мироотреченного образа жизни, о необходимых добродетелях монаха, о проблемах, с которыми сталкиваются насельники современных обителей. Однако разговор о монашестве видится нам интересным всегда - в виду того, что каждый собеседник делится не только размышлениями и знаниями, почерпнутыми из книг, но и своим безценным, неповторимым, сокровенным опытом жизни во Христе. Поэтому мы планируем и дальше освещать эту тему в надежде, что публикации послужат к укреплению и назиданию не одних лишь монашествующих, но и тех, кто еще только задумывается о выборе тесной и в то же время небесно-радостной иноческой стези в наше время воспевания низменных ценностей и свободы порока.

    Сегодня мы предлагаем вниманию читателей беседу с монахом Виктором, насельником одного из русских монастырей.

    - Отец Виктор, расскажите, пожалуйста, о монашестве. Как и когда оно возникло, как развивалось?

    Согласно Церковному Преданию, первой монахиней была Пресвятая Богородица. Неслучайно многим преподобным Отцам Она являлась в образе игуменьи. Известна и Ее икона «Игуменья Святой Горы». Она в Самой Себе показала всем последующим монахам и монахиням образец, идеал иночества. Одним из первых монахов был и святой Иоанн Предтеча. Конечно, он не имел пострига в современном понимании, но именно он дал пример всем последующим отшельникам, и его мы считаем своим покровителем.


    А то отшельническое монашество, которое мы сейчас знаем, возникло в первые века христианства. Спасаясь от гонений язычников, христиане, как и завещал Христос, скрывались в горах и пустынях. Именно из их среды вышел преподобный Павел Фивейский, старший современник преподобного Антония Великого.

    Преподобный Пахомий Великий является родоначальником монашества общежительного. Однажды ему явился Ангел Господень и дал подробный устав монашеской жизни. Поэтому неслучайно монашество называют ангельским житием.

    - Кто же такой монах, и кто может им стать?

    Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию безплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто, скорбя и болезнуя душой, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне, и во бдении ». Эти слова дополняет преподобный Макарий Оптинский, который учит, что «образ монашества есть образ смирения». А преподобный Амвросий Оптинский говорил так: «Монашество есть блаженство ». Итак, по учению Святых Отцов, монах есть исполнитель всех заповедей Божиих и, в первую очередь, заповеди смирения.

    Стать монахом может любой православный христианин, свободный от брачных уз, имеющий на это призвание Божие.

    - А для чего люди уходят в монастыри?

    Существуют разные причины, по которым человек может уйти в монастырь, но не все они равноценны в очах Божиих. Некоторые идут в монахи по любви к Богу, ради достижения духовного совершенства. Другие - для принесения деятельного покаяния в соделанных ранее грехах. «Все, усердно оставившие житейское , - говорит преподобный Иоанн Лествичник, -без сомнения, сделали это или ради будущего царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их от мира было безрассудное. Впрочем, добрый наш Подвигоположник ожидает, каков будет конец их течения».

    - Каково основное делание православного монаха?

    Основным занятием монаха безусловно является молитва Иисусова. Преподобный Серафим Саровский говорил:«Монах, не имеющий Иисусовой молитвы, - обгорелая головешка». А преподобный Варсонофий Оптинский однажды сказал своему ученику преподобному Никону:«Враг все вам даст - и иеромонашество, и настоятельство, и даже патриаршество, только не даст Иисусовой молитвы. Так она ему ненавистна».

    Но главный долг всех монашествующих - это твердое стояние на страже чистоты Православия. Ибо без истинной веры никакие добродетели не спасут человека и не смогут доставить ему духовного совершенства. В житиях мы видим, что Святые Отцы - исихасты, пустынники, затворники, - когда это было необходимо, оставляли молитвенное уединение и шли в города на защиту Православия. Об этом мы читаем в житиях преподобных Антония Великого, Феодосия Великого, Максима Исповедника, Иосифа Волоцкого, святителей Григория Паламы, Марка Ефесского, Геннадия Новгородского и многих других.

    Отсюда становится понятным изречение великого нашего современника блаженного старца архимандрита Гавриила Тбилисского:«Монах должен как лев рыкать за Православие».

    - В чем особенности русского монашества?

    В целом русское монашество такое же, как и иерусалимское, сербское, грузинское или афонское. Принципиальных отличий нет. Мы составляем одно братство во Христе. Но, конечно же, за века существования Православия на Руси наш народ привнес в монашество некоторые особенности своего характера. Например, в нем четче выражено стремление к сохранению в непорочности веры. Эту отличительную черту усилили гонения на Церковь в ХХ веке. Кроме этого, поскольку Москва - Третий Рим, т.е. блюстительница Православия во вселенной и с XV века русские Цари стали главными хранителями чистоты Православной веры, то и русское монашество не замыкалось исключительно на молитве, а при определенных условиях старалось влиять на государственные дела. Например, когда ересь жидовствующих захватила первопрестольный град, преподобный Иосиф Волоцкий посчитал своим долгом восстать против нее, и в течение двадцати лет он вел эту борьбу. Он же готовил в своем монастыре ревностных хранителей и защитников Православия для святительских кафедр.

    - Есть ли какие-то существенные различия женского и мужского монашества?

    Существенной разницы между мужским и женским монашеством нет. Господь сказал:Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 27-28). Но есть свои особенности в духовном воспитании и возрастании у монахов и монахинь. Соответственно, они накладывают отпечаток на монастырский уклад мужских и женских обителей.

    - Что Вы можете сказать о современном монашестве? Чем монах в России XXI века отличается от древних монашествующих и живших в конце XIX - начале XX века (до революционных событий)? Насколько после 70-летия безбожия сохранились монашеские традиции, уставы, дух? Можно ли говорить о том, что сегодня монашество возрождается?

    Конечно, разница есть. Об этом писал еще Отец современного монашества святитель Игнатий (Брянчанинов) в середине XIX века. Во-первых, в древности люди были намного крепче в духовном и физическом отношении. Современный же человек по сравнению с ними немощен и плотью, и духом. Это не может не отражаться и на монашестве, потому что монах не с неба «прилетает» в обитель, а приходит туда из современного мира и несет в себе свойственные нашему времени и обществу черты.

    Другой момент - крайнее оскудение духоносных наставников. Это ощущалось уже и в XIX веке, но в наше время особенно. Например, до революции еще существовали такие очаги старчества, как Саров, Оптина Пустынь, Валаам, Глинская Пустынь, Дивеево. В этих монастырях были настоящие руководители в духовной жизни, и традиции старчества передавались от старца к его ученику. Но в ХХ веке духовные форпосты старчества были разорены, и до сих пор русское монашество еще не может преодолеть последствий этих разрушений и следующих за ними десятилетий безбожия. Сейчас старчество сохранилось, пожалуй, только в Троице-Сергиевой лавре, да еще в Почаеве. Из женских монастырей можно назвать Свято-Боголюбский. Но все-таки русское монашество возрождается. Некоторые старцы, выжившие в годы гонений, смогли передать драгоценный, уникальный опыт мученичества, исповедничества и подвижничества следующему поколению монашествующих.

    - В чем, на Ваш взгляд, заключаются главные проблемы современного монашества?

    Наверное, одной из главных проблем является недостаток живого примера. Еще одна сложность - неявные, скрытые гонения на Церковь и на православное монашество. Многим малоцерковным, да и даже воцерковленным людям кажется, что никаких гонений, притеснений сейчас нет, полным ходом идут восстановительные работы, реставрируются храмы, монастыри, наступил золотой век Православия в нашем Отечестве. Церковь открыто выступает в СМИ, в интернете. В тюрьмы и лагеря пока никого не заключают и нас пока не расстреливают. Это и создает иллюзию возрождения. Но если копнуть глубже, то станет очевидно, что подлинное монашество уже сейчас гонимо. В качестве примера можно указать на старца Петра (Кучера). Он прошел еще хрущевские гонения, а в наше время ему пришлось испытать на себе травлю со стороны глобалистов, которые устроили ему провокацию в СМИ.

    Или - иеросхимонах Рафаил (Берестов). Как в 70-е годы его изгнали из Лавры за борьбу против ереси экуменизма, так до сих пор он и скитается «в горах и вертепах». Но именно они, эти старцы, и показывают нам пример стойкости и твердости в перенесении скорбей и испытаний. Ведь, несмотря на все гонения и преследования, они не уклонились ни в ересь, ни в раскол.

    - Что такое монашеский постриг? Какие его степени существуют? Насколько сильно меняются люди после пострига, и от чего это зависит?

    Монашеский постриг многие святые называют вторым Крещением. Человеку, постригающемуся в монашество, Господь прощает все грехи предыдущей жизни и сообщает духовные силы к подвигу о Христе. Духовное возрастание монаха происходит в соответствии со следующими степенями: послушник, рясофорный послушник или инок, монах, схимонах. При постриге монах к обетам Крещения присоединяет обеты целомудрия, послушания и нестяжательности.

    Но постриг действует «не автоматически». Конечно, грехи прощены, силы даны, но если человек расслаблен, если сам не прилагает усилий к подвигу, к борьбе со страстями, к стяжанию добродетелей, то очень быстро на смену прежним грехам и страстям приходят новые, и бывает такому монаху «последняя горше первых».

    - Расскажите, пожалуйста, о молитве. Является ли непрестанная молитва обетом монаха? Какова роль умной молитвы в современных монастырях? Много ли сегодня монахов, занимающихся умным деланием? С чем это связано?

    В чине пострига есть момент, когда монаху со словами «Приими, брате, меч духовный, еже есть глагол Божий», вручаются четки. При этом ему завещается непрестанно обращать молитву в уме и сердце. Отсюда видно, что делание молитвы Иисусовой действительно есть обет монаха. И в древние времена монашеские степени сообщались подвижникам соответственно их возрастанию в Иисусовой молитве. Например, в малую схиму постригали подвижников, достигших умной молитвы. В великую схиму - монахов, стяжавших умно-сердечную молитву. Но если сейчас применить такой принцип, то очень мало окажется монахов и схимников, соответствующих этим высочайшим меркам.

    Но хотя мы и недостойны и не преуспели в молитвенном делании, это не отменяет необходимости занятия молитвой. Причем Иисусова молитва благотворна для подвижника даже в начальной ее степени, когда он творит ее устами. В наследии преподобного Варсонофия, старца Оптинского, описан такой случай.«Однажды пришел ко мне схимник, - рассказывает Старец, - и сказал: „В уныние прихожу я, Авва. Ибо ношу великий ангельский образ, а дел его не имею. Ведь Господь строго взыщет с тех, кто монах или схимник только по имени. Но как исправиться? Как победить в себе грех?“» Старец ему ответил:«А Вы читайте всегда Иисусову молитву и больше ни о чем не безпокойтесь» .«Но какая от этого польза?» - спросил схимник. Преподобный пояснил:«Огромная. Творящий непрестанно Иисусову молитву постепенно преодолевает страсти и такой рано или поздно спасется» .«Воскрешен, - воскликнул схимник, -больше не буду унывать» . Поэтому даже устная молитва Иисусова спасительна. Если же монах кроток, смирен, терпелив, незлобив, что великая редкость в наше время, то Господь дарует ему молитву и умную, и умно-сердечную. Он и ныне Тот же, как и в древние времена, только мы часто не можем по своей крайней греховности и развращенности вместить Его даров.

    БеседовалаАнна САМСОНОВА


    Окончание следует