Двери

Собор святой софии в константинополе. Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Собор святой софии в константинополе. Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Это грандиозное архитектурное сооружение на берегу Босфора каждый год привлекает множество туристов и паломников из многих стран и с разных континентов. Движет ими осознание того факта, что простое описание Храма в Константинополе из школьного учебника истории не даёт полного представления об этом выдающемся памятнике культуры античного мира. Его необходимо увидеть своими глазами хотя бы один раз в жизни.

Из истории древнего мира

Даже самое подробное описание Храма Святой Софии в Константинополе не обеспечит всей полноты представления об этом архитектурном феномене. Без последовательного рассмотрения той череды исторических эпох, сквозь которую ему довелось пройти, вряд ли получится осознать всю важность этого места. Прежде чем он предстал перед нашим взором в том состоянии, в каком его могут видеть современные туристы, утекло много воды.

Собор этот изначально возводился как высший духовный символ Византии, новой христианской державы, возникшей на обломках античного Рима в четвёртом веке нашей эры. Но история Храма Святой Софии в Константинополе началась ещё до распада Римской империи на западную и восточную части. Самому этому городу, расположенному на стратегически важном рубеже между Европой и Азией, необходим был яркий символ духовного и цивилизационного величия. Император Константин I Великий понимал это как никто другой. И только во власти монарха было начать возведение этого грандиозного сооружения, не имевшего аналогов в древнем мире.

Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Даже несмотря на то что фактическими авторами собора были другие люди, жившие гораздо позже, в эпоху правления императора Юстиниана. Из исторических источников нам известно два имени этих крупнейших архитекторов своей эпохи. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Именно им принадлежит авторство как инженерно-строительной, так и художественной части единого архитектурного проекта.

Как строился храм

Описание Храма Святой Софии в Константинополе, изучение его архитектурных особенностей и этапов строительства неизбежным образом приводит к мысли о том, что изначальный план его возведения существенно менялся под воздействием различных политических и экономических обстоятельств. Подобного масштаба сооружений в Римской империи до этого не было.

Исторические источники утверждают, что дата основания собора - 324 год от рождества Христова. Но то, что мы видим сегодня, начало возводиться примерно через два столетия после этой даты. От сооружений четвёртого века, основателем которых был Константин I Великий, в настоящее время сохранились лишь фундаменты и отдельные архитектурные фрагменты. То, что стояло на месте современного Собора Святой Софии, носило название Базилики Константина и Базилики Феодосия. Перед правившим в середине шестого века императором Юстинианом стояла задача воздвигнуть нечто новое и доселе невиданное.

По-настоящему поражает воображение тот факт, что грандиозное сооружение собора продолжалось всего лишь пять лет, с 532 по 537 годы. На строительстве одновременно трудилось более десяти тысяч рабочих, мобилизованных со всех концов империи. На берег Босфора для этого доставлялись в необходимом количестве лучшие сорта мрамора из Греции. Средств на строительство император Юстиниан не жалел, поскольку возводился не просто символ государственного величия Восточной Римской империи, но и Храм во славу Господа. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения.

Из исторических источников

Описание Храма Святой Софии в Константинополе можно найти в ранних исторических хрониках придворных византийских летописцев. Из них явствует, что на современников производили неизгладимое впечатление грандиозность и величие этого сооружения.

Многие считали, что совершенно невозможно построить такой собор без непосредственного вмешательства божественных сил. Главный купол величайшего христианского мира был издалека виден всем морякам в Мраморном море, приближавшимся к Босфорскому проливу. Он служил своеобразным маяком, и в этом было ещё и духовно-символическое значение. Так было задумано изначально: византийские храмы должны были затмить своим величием всё то, что строилось до них.

Интерьер собора

Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Но по своему объёму и уровню исполнения интерьеров Храм Софии в Константинополе значительно превосходит всё, что строилось до него. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Его волей из многих городов империи на отделку храма были доставлены готовые колонны и другие архитектурные элементы, взятые из ранее существовавших античных сооружений. Особую сложность представляло купольное завершение.

Грандиозный главный купол поддерживала арочная колоннада с сорока оконными проёмами, обеспечивавшими верхнее освещение всего храмового пространства. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости. По свидетельству византийских историографов и оценкам современных экспертов, император Юстиниан только на интерьер собора потратил несколько годовых бюджетов своей страны. В своих амбициях он хотел превзойти ветхозаветного царя Соломона, воздвигнувшего Храм в Иерусалиме. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. И есть все основания полагать, что императору Юстиниану удалось осуществить своё намерение.

Византийский стиль

Софийский собор, фото которого в настоящее время украшают рекламную продукцию множества туристических агентств, является классическим воплощением имперского в архитектуре. Стиль этот легко узнаваем. Своим монументальным величием он, безусловно, восходит к лучшим традициям имперского Рима и греческой античности, но перепутать эту архитектуру с чем-то другим просто невозможно.

Византийские храмы без труда можно обнаружить на значительном удалении от исторической Византии. Это направление храмового зодчества и сегодня являются преобладающей архитектурной стилистикой на всей территории, где исторически доминировала православная ветвь мирового христианства.

Для этих сооружений характерны массивные купольные завершения над центральной частью здания и арочные колоннады под ними. Архитектурные особенности этого стиля вырабатывались веками и стали неотъемлемой частью русской храмовой архитектуры. Сегодня даже не все догадываются о том, что исток её находится на берегу Босфорского пролива.

Уникальные мозаики

Всемирно признанной классикой изобразительного искусства стали иконы и мозаичные фрески со стен Собора Святой Софии. В их композиционных построениях легко просматриваются римские и греческие каноны монументальной живописи.

Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Сама техника мозаики имеет значительно более сложную технологию по сравнению с традиционно темперной росписью по сырой штукатурке. Все элементы мозаичных фресок создавались мастерами по только им одним известным правилам, в которые не допускались непосвящённые. Это было и медленно, и очень затратно, но средств на интерьер Храма Святой Софии византийские императоры не жалели. Торопиться мастерам было некуда, ведь то, что они создавали, должно было пережить многие века. Особую сложность в создании мозаичных фресок создавала высота стен и кровельных элементов собора.

Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. Византийские иконописцы были первыми в истории мирового изобразительного искусства, кому приходилось учитывать этот фактор. До них такого опыта ни у кого не было. И с поставленной задачей они справились достойно, это могут сегодня засвидетельствовать многие тысячи туристов и паломников, ежегодно посещающих Софийский собор в Стамбуле.

В длительный период османского правления византийские мозаики на стенах храма были залеплены слоем штукатурки. Но после проведённых в тридцатые годы двадцатого века реставрационных работ они предстали взору в практически первозданном виде. И сегодня посетители Храма Святой Софии могут наблюдать византийские фрески с изображениями Христа и Девы Марии вперемежку с каллиграфически выведенными цитатами сур из Корана.

К наследию исламского периода в истории собора реставраторы тоже отнеслись с уважением. Интересно отметить и тот факт, что некоторым православным святым на мозаичных фресках иконописцы придали портретное сходство с правящими монархами и другими влиятельными людьми своей эпохи. В последующие столетия такая практика станет обычной при возведении кафедральных в крупнейших городах средневековой Европы.

Своды собора

Софийский собор, фото которого увозят с берегов Босфора туристы, свой характерный силуэт приобрёл не в последнюю очередь благодаря грандиозному купольному завершению. Сам купол имеет относительно небольшую высоту при внушительном диаметре. Такое соотношение пропорций в дальнейшем войдёт в архитектурный канон византийского стиля. Высота его от уровня фундамента - 51 метр. Превзойдён он по величине будет только в эпоху Ренессанса, при возведении знаменитого в Риме.

Особую выразительность своду Софийского собора придают две купольные полусферы, расположенные с запада и с востока от главного купола. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора.

Все эти архитектурные открытия древней Византии впоследствии много раз использовались в храмовом зодчестве, при возведении кафедральных соборов в городах средневековой Европы, а потом и по всему миру. В Российской купол Собора Святой Софии нашёл очень яркое отражение в архитектурном облике в Кронштадте. Как и знаменитый храм на берегу Босфорского пролива, он должен был быть виден с моря всем морякам, приближающимся к столице, символизируя тем самым величие империи.

Конец Византии

Как известно, любые империи достигают своего расцвета, а потом движутся в сторону деградации и заката. Не минула эта участь и Византию. Восточная Римская империя обрушилась в середине пятнадцатого века под тяжестью собственных внутренних противоречий и под нарастающим натиском внешних врагов. Последнее христианское богослужение в Храме Святой Софии в Константинополе состоялось 29 мая Этот день был последним и для самой столицы Византии. Просуществовавшая почти тысячу лет империя была в этот день повержена под натиском турок-османов. Прекратил своё существование и Константинополь. Теперь это город Стамбул, на протяжении нескольких веков он был столицей Османской империи. Завоеватели города ворвались в храм в момент богослужения, жестоко расправились с находящимися там, и безжалостно разграбили сокровища собора. Но само здание турки-османы разрушать не собирались - христианскому храму суждено было стать мечетью. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора.

Купол и минареты

В период Османской империи внешний облик Храма Святой Софии претерпел существенные изменения. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Существовавшее в пятнадцатом веке здание храма этой цели соответствовало отнюдь не идеально. Молебны в мечети должны совершаться в направлении Мекки, в то время как православный храм ориентирован алтарём на восток. Турки-османы провели реконструкцию доставшегося им храма - пристроили грубые контрфорсы к историческому зданию для укрепления несущих стен и соорудили четыре больших минарета в соответствии с канонами ислама. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. В юго-восточной части интерьера был сооружён михраб, таким образом, молящиеся мусульмане должны были располагаться под углом к оси здания, оставляя слева алтарную часть храма.

Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. Но именно это позволило реставрировать в девятнадцатом веке аутентичные росписи стен храма. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Софийский собор в Стамбуле уникален ещё и тем, что в его внешнем облике и во внутреннем содержании причудливым образом переплелось наследие двух великих культур и двух мировых религий - православного христианства и ислама.

Музей Айя-Софья

В 1935 году здание мечети Айя-София было выведено из разряда культовых. Для этого понадобился специальный декрет президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Этот прогрессивный шаг позволил поставить точку в притязаниях на историческое здание представителей разных религий и конфессий. Лидер Турции смог к тому же обозначить свою удалённость от разного рода клерикальных кругов.

Из государственного бюджета были профинансированы и проведены работы по реставрации исторического здания и территории вокруг него. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. В настоящее время Софийский собор в Стамбуле является одной из важнейших культурно-исторических достопримечательностей Турции. В 1985 году храм внесён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как один из наиболее значимых материальных объектов в истории развития человеческой цивилизации. Добраться до этой достопримечательности в городе Стамбуле очень просто - находится она в престижном районе Султанахмет и заметна издалека.

Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.

Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»

), возникает удивительное чувство - это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.

Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.

Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.

Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.

Красавица Святая София. Вехи истории

У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга - одна из самых «толстых» в мире.

История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части - византийский, османский, современный.

Византийская Святая София - Собор Премудрости Божией

Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.

В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.

В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία - большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии - Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус - здесь короновались правители.

В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий - Младший -(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.

И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα - Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы - патриции и плебеи. Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены. Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.

В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.

Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.

Строительство и его масштабы

Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.

Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора - Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы - пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же - по другую.

Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.

Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.

Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.

А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь - из храма Артемиды в Эфесе.

На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.

На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни - ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!

Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений - Проконес славился белоснежным, Ясос - красно-белым, Каристос - светло-зеленым, а Фригия - розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.

Для изготовления купола привезли глину с острова - она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.

Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени - через пять с половиной лет храм был готов.

В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».

С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.

Архитектурные секреты

Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора - купольную систему храма - я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им - величайшим архитекторам своей эпохи.

То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.

Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов. Например, «паруса» - сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).

Что же здесь особенного? Главный купол - чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг - 30 метров, образованная 40 радиальными арками.

В куполе столько же окон, сколько и арок - 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» - как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.

Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.

От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.

Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет - эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов - результата очень точных вычислений масштабных соотношений.

Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.

Для подробного ознакомления с архитектурой византийских (и не только) храмов можно почитать «Историю архитектуры» Огюста Шуази (Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture).

Безусловно, не последнюю роль в восприятии играет внутреннее убранство собора - его облицовка, мозаики, аксессуары. Об этом подробнее.

Мозаики

Мозаики собора можно разглядывать бесконечно. Самыми удивительными по красоте и мастерству считаются «Богоматерь с младенцем» и «Архангел Гавриил» - они украшаюют апсиду (место в храме, где находится алтарная часть) и виму (возвышение, трибуна, примыкающая к алтарю). Мозаики отличаются особым стилем исполнения - мягкостью лепки, игрой полутонов, отсутствием жестких линий, несмотря на то, что относятся они к самому раннему периоду становления македонской монументальной живописи (второй половине X века).

С точки зрения иконографии интересны мозаики периода правления императора Льва VI (конец IX-начало X века), когда фигурные композиции заменили изображение креста, украшавшее восточную стену нарфика в эпоху Юстиниана (нарфик или нартекса -входное помещение, которое примыкает к западной стороне храма).

Это изображения Иисуса Христа, полуфигуры Богоматери (слева), архангела Михаила (справа) и императора ЛьваVI, припадающего к ногам Вседержителя

Искусствоведы говорят, что на эту мозаику нужно смотреть снизу и на большом расстоянии - только так можно получить прямой угол со взглядом зрителя и достичь необходимого визуального эффекта.

Мозаики южного вестибюл я отличает более зрелый стиль, обусловленный, конечно же, более поздним периодом их создания, хотя разница в «возрасте» с их предшественницами составляет всего пятьдесят лет.

На мозаике люнеты (часть стены, выраженная аркой и располагающаяся над дверью или окном) над дверью из южного вестибюля в нарфик изображена Богоматерь с младенцем и два великих византийских императора - Константин и Юстиниан (вторая половина Х века).

На мозаике южной галереи - Христос на троне, а Константин Мономах и императрица Зоя подносят дары

Эту работу относят к началу ХI века.

В южной галерее также находятся две мозаичные иконы XII века, которые являются единственными представителями эпохи Комнинов, сохранившихся на территории Константинополя.

Это портрет императорской четы - Иоанна II Комнина и императрицы Ирины, расположенных по обе стороны от Богоматери и подносящих ей свои дары.

И Деисус, от первоначального облика которого, к сожалению, осталось лишь меньше половины.

Но даже по этим фрагментам можно увидеть уровень мастерства авторов. Специалисты сравнивают изображение с самыми совершенными образцами византийской живописи того времени - иконами Владимирской Богоматери и фресками Дмитриевского собора во Владимире.

Если вам интересны художественные, исторические, иконографические подробности, профессиональный взгляд, цифры, факты, исследования, можно почитать об этом в «Истории византийской живописи» В. Н. Лазарева.

Еще есть интересное исследование про реставрацию мозаик, правда, на английском языке: Mosaics of Hagia Sophia, Istanbul: The Fossati Restoration and the Work of the Byzantine Institute, Natalia B. Teteriatnikov.

Другие достопримечательности собора, оставшиеся с византийских времен

Находясь на нижнем уровне храма, обратите внимание на омфалион - место коронации императоров Византии.

Чтобы его найти, встаньте под центром купола и посмотрите направо. Это большой квадрат, выложенный цветным камнем, в центре его - круг, на который ставили трон для вновь провозглашенного императора.

По широкому проходу поднимитесь на второй ярус, который использовали церковные синоды и где совершали богослужение женщины. Обратите внимание на интересный наклон дороги - он был рассчитан специально для того, чтобы добиться максимальной плавности при движении, когда императрицу несли на паланкине (носилках на двух жердях).

С верхнего этажа вы сможете получше разглядеть мозаики, посмотреть на нижний уровень с двадцатиметровой высоты, обратить внимание на разницу в восприятии огромного пространства снизу и сверху.

Прогуляйтесь по верхним галереям и найдите Ложу императрицы , расположенную в центре западной галереи.

Отсюда ей открывался отличный вид для наблюдения за ритуалами и церемониями.

Проходя по северной галерее, подойдите к перилам и попробуйте найти на них «граффити» (в переводе с итальянского это слово обозначает «царапины»). Это вовсе не «хулиганство» наших современников, это скандинавские руны - следы, которые в IX веке оставили варяжские воины, видимо, хотели увековечить память о себе.

В южной галерее вы увидите массивную мраморную дверь , которую в свое время члены Синода использовали для входа и выхода в комнату собраний

Османская Айя-София - мечеть

1453 год был последним годом существования христианского Собора Святой Софии. По описаниям историков 29 мая 1453 года в нем состоялась последняя служба, во время которой в храм ворвались османы и разграбили его, не пощадив молящихся. Уже 30 мая Мехмед II приказал переделать Собор Святой Софии в мечеть.

На протяжение следующих пяти веков мечеть, получившая название Айя-София, так же, как и когда была христианским храмом, продолжала претерпевать изменения - ее восстанавливали после разрушений, реконструировали, добавляли одни и убирали другие элементы декора.

В первую очередь к собору пристроили минареты (сначала два наспех при Мехмеде II, затем еще два - при Селиме II и Беязиде II) и заштукатурили мозаики и фрески, в юго-восточную часть храма поместили михраб.

Заменили серебряные канделябры на железные, а позже, при Ахмете III, повесили огромную люстру, которая освещает собор по сей день.

Существенно изменился внешний вид уже в 16 веке, когда здание мечети было решено укрепить массивными контрфорсами.

В середине 19 века была произведена серьезная реставрация храма, которой занимались швейцарские архитекторы - братья Гаспар и Джузеппе Фоссати.

В 1935 году, под правлением Ататюрка, когда Турецкая республика была провозглашена светской, Айя-София обрела статус музея.

Ей возвратили фрески и мозаики, с которых были счищены многовековые слои штукатурки, а для мусульманских обрядов, проводимых сотрудниками музея, выделили небольшое пространство.

Достопримечательности османских времен

С момента превращения христианского собора в мечеть и на протяжение последующих пятисот лет почти каждый османский султан привносил в интерьер Айя-Софии что-то свое.

Каллиграфические надписи

Первое, что бросается в глаза - огромные круги и прямоугольные свитки с каллиграфическими надписями на фоне православной тематики.

Это крупнейшие каллиграфические панели в исламском мире, на них написаны имена пророков и первых халифов. Сделаны они из ослиной кожи.

Мраморные вазы

На первом ярусе у боковых нефов вы увидите огромные вазы, высеченные из цельного куска мрамора.

Они были привезены в Собор из в конце 16 века в период правления Мурада III и использовались для хранения воды - около 1250 литров в каждой.

Библиотека Махмуда I

В 1739 году по инициативе Махмуда II в соборе была построена библиотека. Эта комната, расположенная на первом ярусе в южной галерее, была богато и со вкусом украшена мрамором и изникской плиткой. Библиотека имела читальный зал, соединенный коридором с книгохранилищем. В его шкафах, сделанных из розового дерева, насчитывалось более 5000 книг. В наше время они все хранятся в библиотеке мечети Сулеймание под названием «Специальная коллекция Святой Софии».

На восточной стене библиотеки висит «тугра» - каллиграфическая подпись Махмуда I, который проявлял большой интерес к Святой Софии - помимо библиотеки он приказал отремонтировать собор, во дворе установить фонтан для омовений, на территории организовать столовую для бедных.

Ложа султана

Маленькая «комнатка», в которой султан мог участвовать в ритуалах, не будучи замеченным публикой. Высокие резные решетки укрывали его не только от глаз простого народа, но и от недоброжелателей - обеспечивали безопасность.

Ложа и правда напоминает золотую клетку - красивая резная шестигранная коробочка, водруженная на устойчивые подпорки. Нижняя часть ложи - мраморная ажурная панель, а верхняя - деревянная, покрытая золотом.

Решетки выполнены в турецком стиле, а несущие колонны - византийские.

Ранее ложа находилась на апсиде, имела другой внешний вид, но в 1847 году при реставрации храма братья Фоссати декорировали ее и перенесли туда, где она находится по сей день.

Загадочное холодное окно

У входа, предназначенного для султанов, было прорезано небольшое окошко. Удивление вызывает особый микроклимат, который образовался рядом с ним - в любую погоду, даже в самый жаркий и безветренный день, здесь всегда прохладно.

Плачущая колонна

Эта колонна имеет особенность - стены ее всегда влажные. Когда она начала «плакать», и когда ее стали так называть, доподлинно неизвестно, но сегодня она стала настоящим туристическим «аттракционом» - ведь люди во все времена верят в то, что, исполнив некий ритуал, они станут здоровее, богаче, счастливее.

История «волшебства» берет начало с византийских времен, когда на колонне висела икона Николая Чудотворца, к которой христиане приходили просить об исцелении.

После того, как храм был захвачен османами, икону сорвали, а на ее месте оказалось отверстие. Мусульмане придумали собственный ритуал - в это отверстие нужно вставить большой палец, остальными четырьмя очертить круг и загадать желание. Если палец станет влажным, желание сбудется. Ритуал актуален и сегодня. Вот такая история.

Где она находится? Вам не составит труда ее найти - где очередь, там и колонна.

Некоторые цифры

Часто наше впечатление от визуального восприятия помогают дополнить цифры и факты. Вот некоторые измерения и подсчеты:

  • площадь собора - 7570 кв.м;
  • высота от пола до вершины купола 55,6 м;
  • колонны: всего 104, в нижней галерее 40, в верхней 64;
  • диаметр купола: 31,87 метр - с севера на юг, 30,87 - с востока на запад;
  • количество окон в куполе - 40;
  • вместительность 100 000 человек;
  • диаметр каждого круга с каллиграфическими надписями -7,5 метров.

Было в византийские времена:

  • 6000 огромных канделябров;
  • 6000 переносных подсвечников;
  • каждый переносной подсвечник весил 45 кг.

Современная Святая София - Айя София - музей

Сегодня ведется огромное количество дискуссий на тему принадлежности собора и возврата его христианскому миру. Пока ведутся диспуты, Айя-София продолжает оставаться музеем мирового значения, удивительным образом сочетающая в себе элементы разных эпох, мировоззрений и культур.

Каждый год сюда приходит около трех миллионов человек.

Начать осмотр музея можно с западного сада, в котором собраны остатки колонн и другие фрагменты первых двух церквей, найденные в ходе раскопок, проводимых Стамбульским Институтом археологии.

Потом пройти внутрь, осмотреть все, что вас заинтересовало, на выходе зайти в бывший баптистерий собора, где теперь находится мавзолей Мустафы I и Ибрагима.

И в завершение посмотреть на мавзолей султана Селима II - произведение гениального Мимара Синана, мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, которые находятся на небольшой отдельной территории слева от выхода из баптистерия.

Как добраться

Музей Айя-София находится в самом сердце исторической части города - в районе Султанахмет.

Сюда можно доехать на трамвае ветки Т1, которая проложена практически через весь центр и соединяет район Зейтинбурну и Кабаташ.

Вам нужна остановка «Sultanahmet. Blue Mosque» - название еще одной знаменитости, Голубой мечети.

Выйдя из трамвая, вы окажетесь точно напротив мечети, а слева от нее примерно в пятистах метрах находится Айя-София. Ее трудно не заметить.

Время работы

Музей работает:

  • с 15 апреля по 25 октября с 9.00 до 19.00, кассы и вход в музей закрываются в 18.00;
  • с 25 октября по 15 апреля с 9.00 до 17.00, кассы и вход в музей закрываются в 16.00.

Учитывайте, что практически всегда в музей есть очередь как минимум на 15 минут, в туристический сезон можно простоять и час. Рассчитывайте свое время, не откладывайте визит на вечер.

Также имейте в виду, что:

  • с мая 2016 года музей закрыт по понедельникам;
  • вы не сможете посетить музей в первый день Рамадана и в дни проведения Фестивалей Жертвоприношений (Sacrifice Festivals).

Стоимость билетов и способ их покупки

Обычный полный билет стоит около 12 евро или 14 долларов (40 TL).

Студентам льгот нет.

Бесплатно могут пройти:

  • турецкие дети до 18 лет;
  • дети иностранных граждан до 12 лет;
  • граждане Турецкой Республики старше 65 лет;
  • инвалиды и один сопровождающий;
  • солдаты и сержанты;
  • владельцы карт COMOS, UNESCO, ICOM;
  • студенты, обучающиеся в Турции по программам обмена (например, Erasmus) при предъявлении контракта.

Купить билет можно:

Вход на территорию захоронений султанов свободный.

Что посмотреть рядом

Рядом, конечно же, много всего интересного - и Голубая мечеть, и Дворец Топкапы, и Археологический музей, и музей исламского и турецкого искусства, и еще много чего.

Но раз уж в этом тексте речь идет о главной достопримечательности византийского православия, дабы не смешивать все вместе, назову лишь пару тематических мест.

Собор Святой Ирины

Выйдя из Айя-Софии прогуляйтесь в сторону дворца Топкапы, буквально в пяти минутах ходьбы вы увидите еще один собор, который совсем недавно открыли для посетителей.

Это один из старейших храмов Константинополя - Собор Святой Ирины, который после строительства Святой Софии был объединен с нею.

Сейчас там еще вовсю ведутся реставрационные работы, и лично мне очень понравилась идея открытия собора-музея для посещения на раннем этапе его восстановления.

Кучук Айя-София (Малая Святая София)

Я уже писала, что пятью годами раньше начала строительства Святой Софии ее архитекторы Анфимий и Исидор построили храм Великомучеников Сергия и Вакха. Юстиниан его очень любил и пригласил тех же зодчих повторить его образ в более крупном масштабе, поэтому в сходстве соборов нет ничего удивительного.

В период Бейязида II османы превратили храм Сергия и Вакха в мечеть и дали ей название «Кучук Айя-София», что значит «Маленькая Святая София».

Если вы пройдете от музея Айя-София в сторону Голубой мечети, затем будете двигаться вниз в сторону моря,

вы попадете в довольно тихое место. Лично мне здесь очень нравится.

Зайдите во двор, познакомьтесь с его «обитателями».

А потом пройдите внутрь.

Мозаики все еще покрыты штукатуркой, внутреннее убранство скучновато, здесь нет ничего такого, от чего захватывает дух.

Но мне было любопытно сравнить собор с его «младшей сестрой», и впечатления остались довольно интересные. Зайдите, проверьте, это не займет слишком много времени.

Музей мозаики

И, если хотите дополнить художественный образ древнего Константинополя, зайдите в музей византийской мозаики, который находится на месте бывшего Большого Дворца императоров, буквально за Голубой мечетью.

Великолепные византийские мозаики были обнаружены при раскопках Большого Императорского дворца, но это уже другая история...

После музея

Лично я не люблю смешивать впечатления и сваливать их в одну кучу, поэтому после Святой Софии и близлежащих (в первую очередь, тематически) достопримечательностей рекомендую просто неспешно прогуляться.

Если ваша «экскурсия» закончилась у Кучук Айя-Софии, то можно спуститься к морю, пройтись по набережной и заглянуть в один из рыбных ресторанов на пристани Кумкапы. Здесь очень спокойно, народу немного, всегда свежая и вкусная еда, очень приятное обслуживание - независимо от того, закажете ли вы полный обед или просто выпьете чашку кофе, вам уделят одинаково достойное внимание. Цены немного ниже, чем в туристическом центре города.

Если же вы остались около Айя-Софии, то прогуляйтесь вдоль трамвайных путей в сторону Эминёню. Здесь можно поглазеть на витрины маленьких магазинчиков, за 0.9 евро или 3 TL «отвоевать» мороженое (дондурму) у веселого продавца

посмотреть, как готовят манты и гёзлеме турецкие женщины в ресторане Han и соседнем Ela Sofia.

Конечно, вы можете их тут же и отведать. Мы заходили в этот ресторанчик ради интереса. Вкусно? да. Дорого? Да.

Нужно сказать, что здесь поесть бюджетно будет более проблематично, чем у моря, поэтому, если вы голодны, но не хотите тратить много денег и времени, дойдите до пристани Эминёню.

Любители рыбы могут попробовать знаменитый «балык экмек» - рыба в хлебе. Свежевыловленную сардинку обжаривают при вас и кладут в хрустящий хлеб, щедро добавив зеленый салат и лук 0.9 евро (3 TL), а рядом можно купить стаканчик с маринованными овощами за ту же цену.

Если вы не едите рыбу, то вам подойдут любимые стамбульцами «тефтельные» (или «котлетные»?). Здесь все быстро, вкусно, недорого. Такие заведения называются «köftecisi», они бывают подороже, такие, например, как на фото ниже.

Есть и попроще, туда в основном ходят местные жители. Качество еды везде одинаково хорошее.

Если же вы не голодны, замечательным завершением прогулки будет парк Гюльхане. Вход в него (бесплатный) находится сразу за чередой магазинчиков и кафе, мимо которых вы проходили вдоль трамвайных путей.

а можно просто погулять, помечтать, усвоить новые впечатления,

подняться на возвышенность и полюбоваться городом.

Желаю удачи в путешествии!

Есть что добавить?

В 325 году римский император Константин перенес столицу на границу Европы и Азии. Так на месте маленького греческого городка Византий возник город Константинополь. Он считался самым богатым и красивым среди других городов и поражал своим своеобразием. Константинополь утопал в зелени. Золотом отливали купола храмов. Дворцы, монастыри, общественные бани казались чудесным видением.

Главный храм Константинополя носил имя Святой Софии , что означает «храм мудрости божьей» . Софию построили в VI веке при императоре Юстиниане. Храм стоял на холме и был выше всех зданий в городе. Стены его сложены из крупных плоских кирпичей — плинфы. Внешне здание казалось немного неуклюжим. Совсем иным оно было внутри.

Четыре главных стены храма образовывали квадрат. Они соединялись четырьмя колоссальными арками, на которых покоился главный купол, опоясанный венком из сорока окон. Золотые солнечные лучи проникали внутрь через окна, заливали храм светом и словно отрезали круг огромного купола от остального здания. Казалось, купол висит в воздухе.

В Софии стены украшены мозаикой, сложенной из многочисленных кубиков золотой смальты. В восточной части храма находилась огромная мозаика, изображающая богородицу на троне. Привлекали внимание ее глаза — огромные и печальные.

Большое значение в византийском искусстве имели не только изображения, но и цвета. Золотой — это цвет божества. Золотая мозаика фона обозначала, что бог везде и повсюду. Пурпурный — это царственный цвет. Поэтому пурпурное покрывало, накинутое на голову Богородицы, говорит о том, что она царица небес. Синий — цвет знати. Одежда Марии именно синего цвета.

Византийцы называли свой храм «духовным театром». Песнопения, чтение молитв, медленные движения, горящие свечи, курение ладана как бы воспроизводили историю жизни Христа: сошествие на землю, распятие и воскрешение.

Главную роль в этом спектакле храма Святой Софии играл христианский первосвященник — патриарх. На голову его был надет головной убор, усыпанный драгоценными камнями. Этот убор означал терновый венец, который был возложен на голову Христа перед казнью. На плечи патриарха была надета накидка из золотистой ткани. Она символизировала дерюгу, наброшенную на Христа по дороге на Голгофу.

Чем выше был сан священнослужителя, тем богаче священные одежды, в которых он стоял перед алтарем. Но в остальное время все духовенство носило одинаковые черные рясы и черный головной убор — клобук, который закрывал лоб, виски и затылок.

Храм Софии Премудрости Божией находится на правом южном берегу Москвы-реки напротив исторического центра Москвы - Кремля, в местности, заключенной между основным руслом Москвы-реки и ее прежним руслом, или старицей, превратившейся со временем в цепь небольших водоемов и болотец, получивших общее название "Болота". Этот уникальный храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, - ближе к Дому на Набережной.

Bпервые деревянная церковь упоминается в летописи в 1493 году. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Пожар уничтожил и Софийский храм.

Указ Ивана III о сносе церквей напротив Кремля

B связи с указом Ивана III 1496 г. о сносе всех церквей и дворов напротив Кремля: «Того же лета рекою Москвою против города и повеле на техместех чинити сад», в Заречье запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома. А на освободившемся от жилья пространстве требовалось устроить что-то особенное. И зареченскую территорию отдали под новый Государев Сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники, который был разбит уже в 1495 году.

Oколо Государева Сада возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за Садом. Они-то и дали позднейшее название местности. Только в XVII веке садовники обосновались на непосредственно территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь.

Пожар 1812 года

Hезадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум, и "прихожан учением своим отлучил многих". Вследствие этого "запустошения церквей" его сослали из Москвы.
B пожар 1812 г. Софийская церковь пострадала незначительно. В ведомости о состоянии московских храмов после нашествия неприятеля было сказано, что на Софийской церкви «крыша от пожара в некоторых местах обвалилась, иконостасы и в них святые иконы целы, в настоящей (в главной церкви) престол и одежда целы, антиминс же похищен. В приделе престол и антиминс цел, а срачицы и одежды нет. … Книги для священнослужения находятся в целости, но некоторые из них частью изорваны».

Уже 11 декабря 1812 года, меньше, чем через 2 месяца после изгнания французов, был освящен Андреевский придел храма. В этом приделе, как и во всех действующих храмах Москвы, 15 декабря 1812 г. прошел благодарственный молебен за победы, одержанные над войском «двунадесяти язык».

После устройства в 1830-х гг. каменной набережной, именно по имени находившейся здесь храма Софии, она была названа Софийской.

Строительство новой колокольни

В марте 1862 г. протоиерей А. Нечаев и церковный староста С. Г. Котов обратились к Московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже довольно ветха.

Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой.

Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г.

Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья.

В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва - третий Рим», напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни - храма Софии Константинопольской».

Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия - Небесного Иерусалима. Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада - Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

Сооружение колокольни приходится на период, последовавший за поражением в Крымской войне, которое привело к резкому ослаблению позиций России. В этих условиях сооружение Софийского ансамбля представляется как материальное выражение моления о будущих победах и уверенности в обретении былого могущества. Дополнительное звучание этой теме придавало географическое расположение Софийского храма. Если храм Христа Спасителя, находившийся к западу от Кремля, являлся памятником в борьбе с западным нашествием, то положение Софийского храма к югу от Кремля географически совпадало с направлением на Черное море.

К сожалению, грандиозные планы не соответствовали небольшим размерам участка, сильно вытянутого в длину между Москвой-рекой и обводным каналом. Комиссия установила, что здание не впишется в узкий участок, возможности же расширения участка были исчерпаны. В результате от строительства нового храма было решено отказаться. В результате размеры колокольни пришли в противоречие с размерами самого храма.

Наводнение 1908 года

14 апреля 1908 г. храм пережил тяжелое наводнение, во время которого церковному имуществу и зданию был нанесен огромный ущерб, оцениваемый в сумму более 10000 рублей. В этот день вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров.

В храме Софии вода затопила внутреннее помещение на высоту около 1 метра. Были испорчены иконостасы в главном храме и приделах, в ризнице были опрокинуты шкафы и подмочены облачения. На главном престоле был снесен на пол серебряный ковчег со святыми дарами.

На следующий год после наводнения в храме был проведен обширный комплекс ремонтно-восстановительных работ.

Послереволюционные годы

О судьбе храма впервые послереволюционные годы известно мало. В 1918 г. новой властью был конфискован общий капитал храма, который составил 27000 рублей.
В 1922 г. была объявлена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих.

По поводу возникших при изъятии эксцессов Святейший Патриарх Тихон писал: «И посему горестью исполни-лось сердце наше, когда до слуха нашегодостигли вести о побоищах и кровопролитии, бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Верующие имеют законное право заявлять о требованиях от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления, тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при Святом Причащении, не могущие по канонам иметь употребления не священного, подлежали выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. И тогда, при соблюдении всего этого не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе».
Изъятое имущество в основном было описано на вес. Одних серебряных риз взято двадцать штук. Особую ценность представляла золотая риза, украшенная двумя бриллиантами.

  1. Из церкви Взыскания Погибших ценностей весом 12 фунтов 74 золотника
  2. Святой Софии - 9 пудов 38 фунтов 56 золотников.

Наиболее известной иконой, находящейся в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона Владимирской Божьей Матери, написанная в 1697 г. священником Иоанном Михайловым. Во время ликвидации храма в 1932 г. все имущество церкви было конфисковано. Икона Владимирской Богоматери была передана в Третьяковскую галерею, где и хранится до сих пор.

Митрополит Уральский Тихон (Оболенский)

Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию.

Одним из выдающихся людей, имевших отношение к храму Софии Премудрости Божией, был митрополит Уральский Тихон (Оболенский).

В клировой ведомости за 1915 год содержится первое упоминание о сближении с Софийским храмом архиепископа Тихона Уральского: «за последние время Высокопреосвященный Тихон Уральский посещает храм очень часто, почти каждые воскресные и праздничные дни».

Будучи епископом Уральским и Николаевским владыка Тихон принимал участие в Соборе 1917-1918 гг. А с 1922 года, ввиду невозможности управления своей епархией (был лишен права выезда), владыка Тихон жил в Москве, был близок к патриарху Тихону. В 1923 г. он вошел с состав Священного Синода при Святейшем патриархе Тихоне.

В феврале 1925 года не задолго до своей кончины Святейший Патриарх Тихон служил литургию в Софийском храме.

12 апреля 1925 г. митрополит Тихон был одним из подписавших акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), а 14 апреля 1925 года митрополит Тихон вместе с митрополитом Петром Полянским нанес визит в газету «Известия» для передачи завещания патриарха Тихона для публикации.

Скончался митрополит Тихон в мае 1926 года и был похоронен в храме Софии Премудрости Божией.

Отец Александр Андреев

В 1923 г. по представлению Тихона Уральского настоятелем Софийского храма был назначен его келейник молодой священник отец Александр Андреев. Благодаря его выдающимся личным качествам Софийский храм стал одним из центров духовной жизни в Москве.

14 сентября 1923 г. управляющий Московской епархией архиепископ Илларион (Троицкий) поручил о. Александру Андрееву «временное исполнение пасторских обязанностей при Московском храме Святой Софии, что в Средних Набережных Садовниках - впредь до избрания приходом». Такое избрание состоялось чуть позже, и с этих пор дальнейшее служение о. Александра неразрывно связанно с Софийским приходом.

Сестричество

На новом месте проповеднический и организаторский талант о. Александра развернулся во всю ширь.

Здесь возникло сестричество. В сестричество входило около тридцати женщин, не посвященных в монашество, но глубоко верующих, в храме было налажено народное пение. Целью создания сестричества была помощь бедным и нищим, а также работы по храму для поддержания его убранства и церковного благолепия. Официального написанного устава в сестричестве не было. Жизнь сестер по предписанию о. Александра строилась на трех основаниях: молитве, бедности и делах милосердия. Одним из первых послушаний сестер стало устройство горячих обедов для многочисленных нищих. По воскресным и праздничным дням в столовой храма на средства прихожан и сестричества устраивались обеды, на которые собиралось от сорока до восьмидесяти нуждающихся. Перед обедами о. Александр обязательно служил молебен, а по окончании, как правило, говорил проповедь, призывая к истинно христианскому образу жизни. Сестры никогда не собирали денежных пожертвований на обеды, так как прихожане, видя высокую благородную цель их деятельности, сами приносили пожертвования.

Отцом Александром были устроены жилые помещения для сестер.

Обновление и переустройство храма

В 1924-1925гг. отец Александр предпринял обширный комплекс работ по обновлению и переустройству храма.

Из церкви Рождества Богородицы на Старом Симонове были перенесены главный иконостас и иконостас Никольского придела, которые были установлены в Софийском храме.

Одновременно в конце 1928 г. отец Александр пригласил для росписи храма известного церковного художника графа Владимира Алексеевича Комаровского. В. А. Комаровский был не только художником-иконописцем, но и выдающимся теоретиком иконописания, одним из основателей общества "Русская икона" и членом редакционного совета одноименного сборника. Его заботило воспитание хорошего вкуса и понимания в деле иконописного убранства храмов.

Комаровский работал над росписями целыми днями, а иногда и ночами. Отдыхал тут же, в небольшой ризнице храма, размещавшейся под колокольней.

В храме Софии Комаровский изобразил над средней аркой сюжет «О Тебе радуется всякая тварь», а на столбах под аркою, ангелов в стиле Андрея Рублева. В трапезной штукатурка была вся сбита и заменена новой. Сам батюшка работал целыми днями, часто даже спал на лесах.

Наконец ремонт был закончен - хотя, к сожалению, и не все удалось осуществить, что предполагалось. Богослужение во время ремонта, тем не менее, в храме не прерывалось. И, самое удивительное, постоянно чувствовалась прочная непрерывная связь между алтарем и молящимися.

Арест о.Александра

25 марта 1929 года о. Александр был арестован и привлечен к ответственности по ст. 58 п. 10 за то, что, «являясь служителем религиозного культа, вел среди верующей массы антисоветскую агитацию, организовав и поддерживая существование нелегального сестричества». Кроме того, он обвинялся в том, что «молился за убиенных и находящихся в темницах открыто при всех с амвона и говорил проповеди религиозного содержания». Ему вменялось в вину и то, что сестричество собирало деньги и иные пожертвования «для помощи находящимся в ссылке и тюрьмах духовенству и членам церковных советов».

10 мая 1929 года священник Александр Андреев был приговорен к трем годам высылки в Казахстан. С 1929 по 1932 годы он находился как высыльный поселенец в г. Каркаралинске Семипалатинской области.

Так как по окончании ссылки о. Александр был лишен права проживания в Москве и некоторых других крупных городах, то он прибыл в Рязань. Отец Александр Андреев был арестован 14 января 1936 года и содержался под стражей в Таганской тюрьме г. Москвы.

Особым Совещанием при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года протоиерей Александр Александрович Андреев «за участие в контрреволюционной группе» был приговорен к пяти годам заключения в концлагерь.

Союз безбожников и клуб

Следующее постановление о закрытии храма для занятия под клуб расположенного неподалеку завода «Красный Факел» Президиум Мособлисполкома вынес в декабре 1931 г.
Вокруг судьбы храма развернулась настоящая драма, подоплека которой, к сожалению, не известна. На своем заседании 19 февраля 1932 г. Комиссия по вопросам культов при ВЦИКе вновь отменила это решение, постановив оставить церковь в пользовании верующих.

Однако 16 июня 1932 г. Комиссия вновь вернулась к этому вопросу и утвердила решение Президиума о ликвидации церкви «При условии предоставлении заводом «Красный Факел» в Облисполком плана переоборудования, сведений о наличии средств и строительных материалов». Через месяц это решение Комиссии было утверждено ВЦИКом, и Софийский храм разделил печальную судьбу многих московских храмов. С церкви были сняты кресты, вывезено убранства интерьера и колокола, икона Владимирской Божией Матери была передана Третьяковской галерее. Никаких сведений о дальнейшей судьбе убранства храма неизвестно.

Лаборатория термомеханической обработки


После клуба завода «Красный Факел» помещение храма в середине 1940 г. было переоборудовано под жилье и разделено междуэтажными перекрытиями и перегородками.
Внутри храма работала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов. В 1960-1980-е года в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой».

60-е годы

В 1960 г. здания храма и колокольни постановлением Совета Министров РСФСР были поставлены на охрану как памятники архитектуры.

В 1965 году М.Л. Богоявленский записывал: «Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами обвалилась, некоторые кирпичи выскочили, в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры. Колокольня в 1960-е годы реставрировалась».

Реставрационные работы

В 1972 г. было проведено исследования живописи храма. В 1974 г. начались реставрационные работы.

Сами росписи, покрытые слоями побелки, долгие годы считались утраченными. Но в начале 2000 г. реставраторам удалось расчистить росписи свода и несколько фрагментов на стенах, и им открылась поистине прекрасная картина.

В заключении эксперта, сделанном по просьбе нынешнего настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина и прихожан храма, говорится: "Сохранившиеся фрагменты росписи храма должны рассматриваться как уникальный памятник русского церковного искусства XX века и как реликвия Церкви, достойная особого поклонения".

Возобновление богослужений

В 1992 г. здание храма и колокольня по распоряжению Правительства Москвы были переданы Русской Православной Церкви. Крайне тяжелое состояние полученных зданий не позволило сразу же возобновить богослужение. Лишь в декабре 1994 года начались службы в подколокольном храме «Взыскания погибших».

11 апреля 2004 года, На Пасху, в стенах храма Софии Премудрости Божией прошла Литургия - первая с тех мрачных времен запустения.

В 2013 году произведена реставрация внешнего вида здания колокольни "Взыскание погибших" организацией ООО РСК "Возрождение".

В настоящее время проводятся реставрационные работы внутри колокольни. Богослужения в ней приостановлены до окончания реставрационных работ.


Собор размещен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет. В сегодняшнее время является одним из символов города и музеем.

Собор Святой Софии признан одним из величайших образцов византийской архитектуры, сохранившихся до наших дней, который даже иногда называют «восьмым чудом света».


По словам русского ученого Н.П. Кондакова, этот храм «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Храм Святой Софии в Константинополе стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа.


Храм является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии. Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане.


Имя София обычно толкуют как «премудрость» , хотя оно имеет гораздо более широкое значение. Оно может обозначать «разум», «знание», «умение», «талант» и т.д. Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. Тем самым София представляет собой аспект Иисуса как образ Божественной Премудрости.


София — это не только духовная категория, но и популярное женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке — ее память празднуется 15 мая. Имя София распространено в Греции, Румынии и южнославянских странах. В Греции существует также мужское имя Софрониос с аналогичным значением — разумный, мудрый.

Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи.

«Айя-София»

Светильники горели, непонятный
Звучал язык, — великий шейх читал
Святой Коран, — и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,
Шейх поднял лик, закрыл глаза — и страх
Царил в толпе, и мертвою, слепою
Она лежала на коврах…
А утром храм был светел. Все молчало
В смиренной и священной тишине,
И солнце ярко купол озаряло
В непостижимой вышине.
И голуби в нем, рея, ворковали,
И с вышины, из каждого окна,
Простор небес и воздух сладко звали
К тебе, Любовь, к тебе, Весна!

Иван Бунин


Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».


БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ОСТАВАЛСЯ САМЫМ БЮЛЬШИМ ХРАМОМ В ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ.(ДО ПОСТРОЙКИ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ).
Его высота - 55 метров, диаметр купола - 31 метр, длина — 81 метр, ширина — 72 метра. Если смотреть на храм с высоты птичьего полета можно увидеть, что он представляет собой крест размерами 70х50.


Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.


Эксперты заключают, что купольная система этого древнего строения таких колоссальных размеров , что до сих пор поражает специалистов и остается настоящим шедевром архитектурной мысли. Впрочем, как и само убранство собора. Оно всегда считалось самым роскошным.



Внутренняя отделка храма длилась в течении нескольких веков и отличалась особой роскошью - 107 колонн из малахита (по преданию из храма Артемиды в Эфесе) и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Мозаика на золотом полу. Мозаика полностью покрывающая стены храма.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол



Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен на Рождество Христово 537 года и его освящали, император Юстиниан воскликнул: “Соломон, я превзошел Тебя”.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Даже на современного человека храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал.







Храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад. Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года.


Над входом Вы увидите икону Богоматери Влахернской с ангелами, в эксонартексе отображено детство Христа.





Мозаичное изображение Богородицы в апсиде


Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей


Император Александр


Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Иоанн Златоуст


Михраб, расположенный в апсиде


Когда Константинополь захватил султан Мехмед II (1453 год), храм был превращен в мечеть. Было пристроено 4 минарета, сильно изменено внутреннее убранство, замазаны штукатуркой фрески, перемещен алтарь.Софийский собор переименовали в мечеть Айя-София.

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть . Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем , а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Падение Константинополя (картина неизвестного венецианского художника конца XV — нач. XVI в.)