Утепление

Правила русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль! Десять знаменитых дуэлей

Правила русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль! Десять знаменитых дуэлей

Публикации раздела Литература

Дуэли и дуэлянты

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». Вспоминим с Натальей Летниковой, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

История дуэли

Валерий Якоби. Перед дуэлью. 1877. Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Илья Репин. Дуэль. 1896. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». 1890–1891. Государственная Третьяковская галерея

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I .

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

Дуэльный кодекс

Илья Репин. Этюд к картине «Дуэль». 1913. Национальная галерея Армении, Ереван

Неизвестный художник. Дуэль Пушкина и Дантеса. Фотография: i-fakt.ru

Неизвестный художник. Дуэль Лермонтова с Мартыновым. 2-я пол. XIX в.

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

Дуэли литераторов

Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884

Адриан Волков. Последний выстрел А.С. Пушкина. 2-я половина XIX века

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно» . Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым . Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев . Будучи в гостях у Фета , Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Открытка, конец XIX века

Самый веский довод в споре иногда превращал этот спор в фарс. Иногда в комедию. Чаще же — в трагедию. «Моя Планета» рассказывает о самых известных спорах недавнего прошлого.

С давних времен дуэли использовались как наилучший способ доказать свою правоту — по праву сильного. Само понятие «дуэль» возникло примерно в XIV веке и происходит от латинского duo — «два». К XVI веку «поединки чести» превратились в настоящую головную боль для европейских монархов. Гибли тысячи людей, среди которых были и довольно известные и значимые личности. Ниже мы расскажем про десять самых знаменитых дуэлей в истории.

Четверная дуэль: Завадовский и Грибоедов против Шереметева и Якубовича

В 1817 году из-за очаровательной балерины Авдотьи Истоминой, царицы светского Петербурга, в схватку вступили сразу четверо мужчин.

К тому моменту Авдотья два года находилась в связи с кавалергардским штабс-ротмистром В.В. Шереметевым. Отношения были нестабильны, и после очередной ссоры Истомина покинула ухажера. Через пару дней один из ее приятелей — начинающий писатель А.С. Грибоедов — позвал расстроенную балерину к себе на чай. Однако в гостях ее ждал еще и новый ухажер — светский лев граф Завадовский, снимавший с Грибоедовым квартиру. Шереметев пришел в бешенство, узнав о связи Завадовского с Истоминой, и по совету друга Александра Якубовича вызвал графа на дуэль. А Грибоедова, невольно оказавшегося инициатором знакомства Истоминой с графом, вызвал сам Якубович.

12 ноября Шереметев погиб в результате дуэли. Якубович же с Грибоедовым сразились только через год, в ходе чего Якубович остался невредим, а писателю прострелили мизинец на руке. Много позже это увечье помогло опознать его труп среди убитых религиозными фанатиками в Тегеране.

Несостоявшаяся дуэль: Иван Тургенев против Льва Толстого

К счастью, дуэль так и не состоялась

В XIX веке на почве дуэлей отличился и Лев Толстой, имевший характер далеко не сахарный. Молодой писатель нередко конфликтовал со своим окружением, поучая всех, как надо жить. Тургенев являл собой полную противоположность: типичный интеллигент, творчество — в расцвете, уже написаны «Записки охотника», «Дворянское гнездо».

27 мая 1861 года, когда оба мэтра гостили у Афанасия Фета, Толстой в запале оскорбил дочь Тургенева — Полину: дескать, ее благотворительность в отношении бедняков носит неискренний и даже театральный оттенок. Разозленный Тургенев покинул дом Фета. Между писателями начались письменные выяснения отношений, в которых они вызывали друг друга на дуэль. Но поскольку письма приходили с опозданиями, Толстой и Тургенев по очереди успевали уже остыть к моменту получения сообщений.

К счастью, дуэль так и не состоялась, иначе бы, возможно, до нас так и не дошли бы «Анна Каренина», «Война и мир» и другие литературные шедевры. Однако дружбу писатели возобновили только спустя 17 лет бойкота.

Самая нелепая дуэль: Отто фон Бисмарк против Рудольфа Вирхова

Случай практически уникальный: рациональный человек науки Рудольф Вирхов перехитрил влиятельного министра Отто фон Бисмарка

Министр-председатель Пруссии Отто фон Бисмарк, как большинство политиков, имел и сторонников, и противников, главным из которых был Рудольф Вирхов, избранный лидером радикальной партии. Вирхов был сторонником революции, которую Бисмарк хотел, наоборот, подавить.

Разногласия достигли кульминации во время дебатов 30 мая 1865 года. Бисмарк почувствовал себя оскорбленным после высказываний Вирхова о том, что военный бюджет Пруссии непомерно раздут по вине министра, а страна погрузилась в нищету. Не дождавшись извинений, Бисмарк вызвал оппонента на дуэль.

Однако Вирхов был еще и ученым. Когда к нему явились секунданты Бисмарка, он отстоял свое право выбрать оружие для дуэли и предложил сразиться на сосисках. Одна из них должна была быть заражена токсинами и оказаться смертельной для того, кто ее съест. Бисмарк от подобной затеи отказался, остроумно ответив, что «герои не объедаются до смерти».

Дуэль человека с животным: Ришар де Макер против собаки

Хронист Оливье де ля Марш не преминул отметить: когда тело Макера перестало дергаться в петле, собака покойного де Мондидье сразу же успокоилась

В конце XIV века во Франции при дворе Карле V служили два рыцаря — Обри де Мондидье и Ришар де Макер. Обри был более успешным и частенько вызывал зависть у Макера. Как-то раз приятели отправились на охоту, но вернулся с нее только Ришар. Труп рыцаря был найден в лесу, спрятанный под листьями, собакой Обри. После похорон пес, нашедший кров у друга убитого хозяина, встретив Макера на улице, неожиданно набросился на него с диким лаем, что вызвало подозрение у присутствующих. Так случалось всякий раз, как собака видела рыцаря. Феномен дошел до самого короля, который решил лично провести расследование. По его приказу около 200 рыцарей, в числе которых был и Макера, выстроились перед дворцом. Затем во двор ввели собаку, которая тут же бросилась в сторону подозреваемого.

Во время допроса короля Макер отрицал все обвинения. Тогда Карл решил прибегнуть к практике Божьего суда, отведя роль обвинителя собаке. Так 8 октября 1371 года впервые в истории состоялась дуэль человека с животным. Макер был вооружен палкой и щитом, однако они ему не помогли. Едва собаку спустили с поводка, она атаковала противника. Пораженный Макер признался, что это он убил Обри, и начал просить пощады. Однако, по решению Его Величества, рыцарь был отправлен на виселицу, а псу, отомстившему за хозяина, воздвигли памятник в окрестностях Фонтенбло.

Самая известная дуэль: «дуэль миньонов»

Дуэль воспринялась большинством придворных как бессмысленная бойня

В этой схватке сразилось сразу шестеро: трое миньонов короля Генриха III и трое со стороны его противника герцога де Гиза. Однако причина крылась вовсе не в политике. Однажды один из миньонов, граф де Келюс, случайно застал барона д‘Антрага (сторонника герцога де Гиза) у своей возлюбленной. Через день граф намеренно пошутил о ней публично, сказав, что эта дама «более прекрасна, чем добродетельна». Вызов от барона поступил мгновенно.

Дуэль прошла в парке Турнель в Париже 27 апреля 1578 года. В бой вступили сперва де Келюс и д’Антраг, но позже не выдержали и их секунданты (хотя по дуэльному кодексу не должны были вмешиваться в поединок). В итоге секунданты убили друга дуга, а вот зачинщики дуэли остались живы. Барон отделался царапиной на руке, а де Келюс получил около 19 ранений. Король выделил немалую сумму на лечение своего любимца, и неугомонный граф даже пошел на поправку, но вздумал прокатиться на лошади. Раны открылись, и миньон погиб.

Если все описанное кажется вам знакомым, немудрено — история этой дуэли вошла в сюжет романа Александра Дюма-отца «Графиня де Монсоро».

Самая необычная дуэль: месье де Грандпре против месье Ле Пика на воздушном шаре

При падении умерли и дуэлянт, и пилот, управлявший шаром

В 1808 году во Франции состоялась дуэль в воздухе. Два почтенных господина — де Грандпре и Ле Пик — влюбились в одну и ту же танцовщицу Парижской оперы, мадемуазель Тиреви. Соперники пришли к выводу, что нет лучшего способа выяснить, кто из них достоин сердца примадонны, кроме как стреляться. Поскольку в то время среди парижской знати была мода на воздушные шары, дуэлянты решили выяснить отношения прямо в небе.

Поднявшись каждый на своем шаре примерно на 900 м, мсье остановились на этой высоте и выстрелили друг в друга. Пуля де Грандпре попала в воздушный шар Ле Пика, после чего он загорелся и упал на землю вместе с дуэлянтом и пилотом.

Победитель заявил свои права на сердце мадемуазель Тиреви. Однако примадонна не оценила проявленного в поднебесье мужества, отдав предпочтение совершенно другому мужчине.

Самая известная дамская дуэль

Русские женщины знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений

Думаете, дуэли были исключительно мужской забавой? Отнюдь. В Европе в XVII веке мода на драки буквально охватила милых дам. Женские сражения были еще жестче мужских и чаще заканчивались смертью. Подробнее о самых известных дамских дуэлях и их истории можете прочитать в, а пока расскажем, откуда все это началось.

Июнь 1744-го. Немецкая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Ангальт. Дуэлянткам по 15 лет! Не поделившие какую-то мелочь принцессы заперлись в спальне и дрались на шпагах. К счастью, обе вовремя остановились, иначе мировая история не узнала бы Екатерину Великую.

После восшествия на престол императрица буквально ввела в России моду на женские дуэли. Так, за 1765 год состоялось 20 поединков, на восьми из которых она даже выступала секундантом. Однако, будучи противницей летальных исходов, Екатерина ввела лозунг: «До первой крови!» Благодаря этому за время ее правления было всего три случая гибели женщин на дуэлях.

Самая курьезная дуэль: Сасаки Кодзиро против Миямото Мусаси

Мастеру хватило двух быстрых ударов по самураю, чтобы того убить

В японской культуре дуэли занимали особое место и проходили иначе, чем в Европе и России. Никаких пистолетов, никаких шпаг. На Востоке было другое оружие — мечи. Была другой и тактика: противники сперва замирали друг перед другом, затем кружили, выискивая момент для удара, который впоследствии решал всё. Подобные сцены часто можно увидеть в японских фильмах.

Одной из самых знаменитых дуэлей среди самураев называют сражение в 1612 году двух известных фехтовальщиков — Миямото Мусаси и Кодзиро Сасаки. Считается, что причиной поединка стали их разные взгляды на, собственно, искусство фехтования. В то время как Сасаки, который являлся настоящим мастером меча и автором коронного приема «выпад ласточки», был грозен и самоуверен, Мусаси представлял собой комическое зрелище, явившись на место с веслом, наскоро обструганным под меч. Сасаки заранее расслабился и посчитал дуэль выигранной, однако Мусаси удалось отклониться от удара и убить противника всего одним четким ударом веслом по голове. Остается лишь добавить: оружие — ничто, техника — всё!

Самая трагическая дуэль: Александр Пушкин против Жоржа де Геккерна (Дантеса)

Дантес стрелял первым и ранил Пушкина в живот. Упав в снег, поэт вскоре приподнялся и выстрелил, легко ранив обидчика в руку

Творчество Пушкина признано национальным достоянием. Культ поэта сложился еще при его жизни, но у популярности есть всегда и оборотная сторона.

В 1835 году молодой привлекательный офицер Дантес-Геккерн познакомился с Натальей Пушкиной, женой поэта, и влюбился. В светских кругах Петербурга сразу поползли слухи, в том числе и о взаимности чувств Натальи. Пушкин, несмотря на легкое волнение, сохранял доверие и нежность к супруге, пока в ноябре 1836 года не получил анонимное письмо, в котором его окрестили рогоносцем и намекнули на отношения его жены с Дантесом.

И быть бы дуэли уже тогда, но Дантес женился. И не на ком-нибудь, а на сестре Натальи — Екатерине Гончаровой. Впрочем, и после свадьбы Жорж продолжал ухаживать за Натальей, что дало обществу повод для новых острот. Потеряв терпение, в 1837 году поэт отправляет письмо приемному отцу Дантеса Луи Геккерну, где обоим отказывает от дома. Дуэль неизбежна.

8 февраля 1837 года Пушкин был смертельно ранен в живот, а Дантес отделался небольшим ранением руки. Через два дня страна потеряла своего гения. Люди приходили толпами, чтобы проститься. Василий Жуковский, поразившись умиротворенному выражению лица умершего друга, вызвал скульптора, и тот снял посмертную маску. После она разошлась в копиях среди ближайших друзей, ну а теперь есть чуть ли не в каждом пушкинском музее. С кого еще снимали посмертные маски, читайте в .

Бескровные дуэли

Сейчас бескровные дуэли иногда называют прообразом пейнтбола

В начале XX века наконец задумались о ценности человеческой жизни и придумали относительно безопасную альтернативу — бескровные дуэли. Соперники стреляли с 20 м из пистолетов с восковыми пулями. Столь оригинальное оружие придумал французский врач де Виллер в 1905 году. После он проводил учебные занятия в элитной парижской Школе поединка, а в числе их посетителей был даже экс-президент Франции — Казимир Перье.

Восковые пули были неспособны нанести смертельную травму, кроме того, для защиты использовались длинные холщовые плащи и стальные маски. Таким образом, бескровные дуэли больше походили на спорт, выглядели эффектными и быстро обрели популярность. Об одном из поединков в 1906 году писала New York Times: двое состоятельных американцев в кожаных плащах и защитных масках стреляли по команде в некоем мужском клубе. Закончилась дуэль ничьей, но свою порцию адреналина получили как участники, так и публика. Сейчас бескровные дуэли иногда называют прообразом пейнтбола.

История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам (в частности, в «Русской Правде»), цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:

  1. цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);
  2. участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);
  3. средство дуэли - смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);
  4. наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

«Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным

До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. Для иллюстрации приведем его полностью:

  1. Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  3. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал - его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15-20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении - до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего - 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25-35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25-35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно - по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

Сегодня можно оскорбить любого человека с помощью Интернета. Спорят порой незнакомые люди, не выбирая слов. Только вот ответить обидчику можно только лишь с помощью такого же «виртуального» оружия, не причиняя ему реального вреда.

А ведь в былые времена вопрос оскорблений решался намного проще. Если мужчины ругались друг с другом, то они назначали поединок или дуэль. Сперва оружием являлись мечи и шпаги, а потом их заменили пистолеты. И такое решение проблемы было куда убедительнее, чем нажать кнопку «пожаловаться».

А самое интересное, что дуэли в некоторых странах и в некоторые периоды истории были вполне законным средством выяснения отношений. Правда, разгоряченных мужчин зачастую не останавливал даже запрет на такие поединки. И хотя дуэли являлись благородным способом выяснить защитить честь, бои эти порой оказывались довольно смешными и нелепыми.

Шарль Огустен Сент-Бёв против Поля-Франсуа Дюбуа. Дуэли объяснимы, когда сталкиваются в споре два злейших врага. Но порой ситуация выходит из-под контроля и между старыми друзьями и коллегами. Именно так и произошло с Сент-Бёвом и Дюбуа, чей поединок состоялся 20 сентября 1830 года. Сент-Бёв был литературным критиком, который создал свой метод оценки работ писателей. Он полагал, что все их повести и романы на самом деле в той или иной степени отражают их собственную жизнь и опыт. Дюбуа же являлся редактором газеты «Le Globe». Пол-Франсуа мало того, что обучал знаменитого критика в лицее Карла Великого, так и нанял его на работу в свое издание. О чем точно они спорили, так и осталось загадкой. Но результатом стала дуэль, назначенная в лесу около Роменвиля. Проблемой стал сильный дождь. Сент-Бёв заявил, что не против умереть, однако отказывается промокнуть при этом. Критик взял в руки зонтик вместо пистолета. В итоге так никто не погиб, а два литератора позже снова стали друзьями. Сам Сент-Бёв вспоминал о Дюбуа, как о замечательном и душевном человеке. А вот издатель за глаза называл критика «маменькиным сынком, боящимся дождя».

Отто фон Бисмарк против Рудольфа Вирхова. Эта история о том, как политик был готов отстаивать свои убеждения, чего в современном мире просто не встретить. Отто фон Бисмарк являлся прусским министром, объединившим Германию и ставшим ее канцлером. В 1865 году он столкнулся с лидером Либеральной партии, Рудольфом Вирховым. Этот ученый и оппозиционер считал, что политик излишне раздул военный бюджет Пруссии. В результате чего страна погрузилась в нищету, перенаселенности и эпидемии. Бисмарк не стал оспаривать взгляды своего оппонента, а просто вызвал его на дуэль. При этом политик великодушно предоставил своему противнику выбрать оружие. Но Вирхов поступил нестандартно, он решил сражаться с помощью сосисок. Одна из них была сырой, зараженной бактериями. Бисмарк понимал, что при использовании холодного или огнестрельного оружия у Вирхова просто не было шансов. А вот сосиски уравнивали возможности. Тогда Бисмарк заявил, что герои не имеют права наедаться до смерти и отменил дуэль. История мало того, что веселая, она примечательно еще и тем, что глава страны вызвал оппозиционера. Обычно все случается наоборот.

Марк Твен против Джеймса Лэрда. Твен являлся известным противником дуэли. Писатель считал их неразумным и опасным способом выяснить отношения. По мнению Твена это к тому же греховно. Если кто-то бросил бы ему вызов, то писатель обещал с максимальной учтивостью и вежливостью отвести противника в тихое место и там убить. Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что когда он вызвал редактора конкурирующей газеты на дуэль, то всячески старался ее предотвратить. Описывая так и не состоявшийся поединок, Твен вспоминал, что пребывал в ужасе. Дело в том, что его противник был известным стрелком. Но как только Лэрд со своим секундантом подошли к месту поединка, секундант Марка Твена, Стив Гиллис, с 30-метров поразил голову пролетавшей птицы. Лэрд изумленно спросил, кто же так метро выстрелил? Тогда Гиллис сказал, что сделал это Твен, превосходный снайпер. К счастью для писателя Лэрд предпочел не рисковать жизнью и отменил поединок.

Марсель Пруст против Жана Лоррена. Цифровые технологии мешают писателям бороться с разгромными рецензиями на их творения. Борьба сводится к бесконечным комментариям, перепостам и лайкам. В 1896 году Пруст издал сборник новелл «Утехи и дни», но поэт и романист Жан Лоррен выпустил на этот счет разгромную рецензию. К тому же критик назвал самого автора «мягкотелым» и позволил себе сделать замечания о его личной жизни. Дуэль назначили на 5 февраля 1897 года. Единственной просьбой Пруста было не начинать поединок до полудня, так как он являлся ярко выраженным «совой». Тем не менее писатель прибыл на дуэль безукоризненно одетым. Оба литератора выстрелили и оба промахнулись. Тогда секунданты согласились с тем, что честь была восстановлена. Стоит сказать, что такая реакция на рецензию все же являлась чрезмерной, но с помощью дуэли оба писателя смогли урегулировать свои разногласия. Хорошо еще, что оба они оказались плохими стрелками, в противном случае литература сильно бы обеднела.

Леди Альмерия Брэддок против миссис Эльфинстоун. Эта дуэль вошла в историю, как «юбочный поединок». Две дамы решили пойти в выяснении своих отношений немного дальше, как это было принято у француженок. А ведь ничто не предвещало такой развязки обычного чаепития между двумя подругами - миссис Эльфинстоун и леди Брэддок. Просто первая стала описывать внешность хозяйки с помощью прошедшего времени: «Вы были красивой женщиной». Леди Альмерия Брэддок так оскорбилась этими словами, что тут же назначила поединок в соседнем Гайд-парке. Первоначально было решено стреляться на пистолетах. После того, как пуля попала в шляпу леди Брэддок, та все еще настаивала на продолжении дуэли. Тогда дамы взяли в руки шпаги. И только когда лети Брэддок смогла легко ранить свою обидчицу, она согласилась на письменные извинения с ее стороны. Дуэль закончилась, но представляла она собой необычайно зрелищное действо.

Сасаки Кодзиро против Миямото Мусаси. Эта дуэль может показаться смешной, но нельзя отказать его участникам в изобретательности. В 1612 году в поединке на территории феодальной Японии сошлись два бойца, принципиальных противника. Они не сошлись во взглядах на искусство фехтования. Есть немало различных описаний того поединка. Самая распространенная версия гласит, что Мусаси опоздал на три часа, к тому же вместо меча он явился с обтесанным веслом. Это был психологический удар по противнику. Мусаси улыбался своему противнику, бросающему в него оскорбления. А когда Кодзиро был ослеплен лучами восходящего солнца, то ударил его своим импровизированным оружием, убив его. Оказывается, победить легендарного воина оказалось можно с помощью опоздания и лодочного весла.

Франсуа Фурнье-Сарловез против Пьера Дюпона. Фрнье-Сарловез был очень импульсивным человеком, который прибегал к шпаге при каждом удобном случае. Не останавливало его и то, что дуэли во Франции в XVII веке находились под запретом. Самый известный поединок Фурнье-Сарловеза растянулся на долгих 19 лет. Эти события даже легли в основу романа Джозефа Конрада «Поединок» и фильма Ридли Скотта «Дуэлянты». А началось все в 1794 году. Пьер Дюпон, армейский курьер, доставил сообщение Фурнье. Но тому не понравилось послание. Слово за слово, виноватым оказался незадачливый курьер, которого тут же задира и вызвал на поединок. Тот согласился и сумел ранить Фурнье, но не смертельно. Выздоровев, тот предложил реванш. На этот раз ранение получил Дюпон. В третий раз ранения получили оба. На протяжении следующих 19 лет дуэлянты сходились около 30 раз, пытаясь доказать что-то друг другу. Они даже заключили договор, что дуэль не может состояться, только если между ними окажется расстояние свыше ста километров. И хотя французы называли друг друга заклятыми врагами, они переписывались и даже порой обедали вместе после поединка. В 1813 году Дюпон решил жениться, а застарелая вражда ему была ни к чему. Он предложил окончательно решить вопрос. Решающая дуэль состоялась в лесу. Дюпон решил схитрить - он повесил свой камзол на ветку, куда и разрядил заряды Фурнье. Тогда жених заявил, что стрелять не будет, но в следующий раз сделает это дважды. Так Фурнье прекратил преследование своего давнего врага.

Хамфри Ховард против графа Бэрримора. Опытные дуэлянты знают, что всегда надо предпринимать некоторые меры предосторожности перед поединком. В 1806 году между двумя почтенными английскими джентльменами, членом парламента Хамфри Ховардом и Генри Барри, восьмым графом Бэрримором, разгорелся спор, который привел к дуэли. Но Ховард, бывший армейский врач, знал, что именно попавшая в открытую рану инфекция и становится чаще всего смертельной. Именно поэтому он решил, что одежда является самым предметом. И если граф, как настоящий джентльмен, явился в бой в сюртуке и цилиндре, то его оппонент благоразумно разделся догола. Говорят, впрочем, что Ховард принял такое решение под влиянием алкоголя. Но граф оказался достаточно трезвым, предпочтя замять дело. Велика ли честь - убить голого человека или же, напротив, самому погибнуть от рук нудиста? Ховарда такое решение вполне устроило, и джентльмены разошлись по домам.

Алексей Орлов против Михаила Лунина. Когда человек соглашается принять вызов на дуэль, хорошо бы обладать какими-то навыками к этому. Алексей Орлов к поединку оказался не готов. Он был хорошим генералом, проявившим себя в наполеоновских войнах. Но это не говорит о том, что он умел метко стрелять. Орлов никогда не дрался ни с кем на дуэли, что стало поводом для шуток молодежи. Лунин предложил генералу испытать новое для него ощущение, по сути, вызвав на поединок. Отказаться от такого, пусть даже и шутливого вызова было нельзя. Уязвимость Орлова стала заметной во время дуэли с куда более опытным и умелым кавалеристом Михаилом Луниным. Тот настолько провоцировал генерала, что Орлов реально захотел убить обидчика. Первый выстрел достался неопытному дуэлянту, но пуля только сбила эполет Лунина. Тот в ответ лишь посмеялся и выстрелил в воздух. Тогда разъяренный Орлов выстрелил снова, попав на этот раз в шляпу. Лунин рассмеялся и снова выстрелил в воздух. Он находил удовольствие в опасности. Разъяренный Орлов хотел было снова зарядить оружие, но бессмысленную дуэль прекратили. Лунин предложил своему противнику уроки стрельбы. И хотя молодой офицер не выиграл дуэль, в битве он одержал вверх - Орлов был унижен.

Месье де Грандпре против месье де Пике. Кажется, что дуэли - нечто французское, кто, как не они, знают в этом занятии толк и блюдут определенный стиль. В 1808 году одна оперная примадонна влюбила в себя двух почтенных месье. Соперники решили, что нет лучше возможности отвадить конкурента от своей пассии, кроме как стреляться с ним. Да и сама победа должна была положительно воздействовать на ту самую даму. Мужчины решили для пущей эффектности осуществить дуэль на воздушных шарах, высоко в небе. Противники поднялись вверх над парижским садом Тюильри, прихватив с собой мушкеты с порохом и свинцовыми пулями. Помогали управлять шарами вторые пилоты, которым была отведена незавидная участь. Как только шары сблизились на расстояние выстрела по команде Грандпре и Пике выстрелили друг в друга. Шар Пике загорелся и упал вниз. Вместе с дуэлянтом погиб и его второй пилот. Самое интересное, что примадонна не оценила такой жертвы и сбежала с другим поклонником.

Андре Маршан против собаки. Эта удивительная история случилась в XIV веке. Андре Маршан отправился на охоту со своим другом, Жаком Шевантье. Приятели не смогли найти себе третьего попутчика, прихватив зато дружелюбного пса. Во время охоты Жак Шеваньте куда-то исчез. Никто бы и не заподозрил в исчезновении мужчины Маршана, вот только пес пропавшего, бывший очевидцем событий, буквально заходился лаем при виде друга своего хозяина. Знакомые Шевантье пришли к оригинальному выводу - пес хочет вызвать Маршана на дуэль, вместо пропавшего Шевантье. Для того чтобы сохранить честь, Маршану пришлось принять вызов. Но револьвер он выбрать не мог, его тогда еще попросту не существовало. Тогда дуэлянт решил сражаться с помощью палицы с железными клыками. Они как раз напоминали собачьи клыки. У пса же не было особого выбора, как положиться на свое природное оружие - зубы и когти. Поединок оказался на удивление коротким. Как только пса спустили с поводка, он тут же вцепился в шею противнику. Маршан даже не успел воспользоваться своей палицей. Говорят, что умирая, бедняга успел сознаться в убийстве друга. Но скорее всего эта легенда была придумана организаторами столь дикого поединка, чтобы оправдать свое безумство.

Граф Калиостро против доктора Созоновича. Знаменитый европейский чародей граф Калиостро в XVIII веке побывал в России. Тут ему оказали теплый прием - у мага нашлось множество поклонников и клиентов. Но при дворе оказались и те, кто открыто называл заезжего гостя шарлатаном. Самый серьезный конфликт разразился у Калиостро с доктором Созоновичем, придворным врачом императрицы Екатерины II. Произошел любопытный случай - у князя Голицына заболел его единственный десятимесячный сын. Официальная медицина развела руками, а вот Калиостро всего за месяц сумел его излечить. Сплетники шептали, что граф попросту подменил младенца. Тогда оскорбленный Созонович вызвал Калиостро на дуэль. Тот заявил, что раз речь касается медицины, то оружием должен выступить собственноручно приготовленный яд. Враги должны обменяться пилюлями и победит тот, у кого окажется лучше противоядие. Позже Калиостро хвастался, как у всех на глазах сумел подменить яд шариком шоколада. А вот доверчивый Созонович выпил яд, пытаясь приглушить его действие несколькими литрами молока. К счастью, оба дуэлянта остались живы. Возможно, хитрый итальянец решил пощадить своего противника и не дал ему яда. Ведь Калиостро после той дуэли отписал Созоновичу, что в пилюле было лишь усиливающее потенцию средство.

Джек Робсон и Билли Бэкхем. Времена меняют оружие дуэлянтов. Сперва это были мечи и шпаги, позже - огнестрельное оружие. Как видно, даже воздушные шары принимали участие в выяснении отношений. В данном случае два американских фермера решили выяснить отношения с помощью своих автомобилей. Повод для дуэли был банален - оба парня влюбились в некую красотку. Американцы решили, что в середине XX века и оружие должно быть соответствующее, вот почему они выбрали автомобили. С утра пораньше соперники съехались на край плато, где за честностью поединка должны были наблюдать секунданты - врач и механик. Да и сам предмет спора - очаровательная леди, явилась на место дуэли. По команде машины с огромной скоростью помчались друг навстречу другу. Но в последнее мгновение дуэлянты свернули, избежав мгновенной смерти. Мужчины решили изменить тактику - теперь они пытались столкнуть машину противника в пропасть. Победителем оказался Джек Робсон, но его призом стало не сердце девушки, а 15 лет тюрьмы. Сама же красавица вышла замуж за водителя автобуса, который любезно подвез ее домой после страшной дуэли.