Утепление

Первые шахматы. Индийские шахматы – история, правила игры

Первые шахматы. Индийские шахматы – история, правила игры

Шахматы — настольная логическая игра для двух человек со специальными фигурами и 64-клеточным полем. Шахматы сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Как вид спорта, шахматы имеют иерархию званий, развитую систему регулярных турниров, национальные и международные лиги.

Международная шахматная федерация (ФИДЕ, фр. Federation Internationale des Echecs, FIDE) — международная спортивная организация, которая занимается популяризацией шахмат, а также организацией международных соревнований и турниров. Объединяет в себе национальные шахматные федерации.

История возникновения и развития шахмат

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Шахматы придумали в Индии в V-VI веке до нашей эры. Не позднее VI века в Индии появилась игра - чатуранга, которая имела узнаваемый шахматный вид. В отличие от шахмат в нее одновременно играли 4 игрока, а ходы зависели от бросков игральных костей. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все фигуры оппонентов.

Распространившись из Индии в соседние страны, чатуранга претерпела ряд изменений. На востоке она стала носить название - шатрандж, в Китае - сянци, в Тайланде - макрук. В IX—X веке игра попала в Европу, где были составлены «классические» правила игры. Окончательно правила сформировались в XIX веке.

В 1886 году был проведен первый чемпионат мира по шахматам.

Шахматные фигуры

Пешка ♙ — ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.

Конь ♘ — ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.

Слон ♗ — ходит на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ — ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.

Ферзь ♕ — ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Король ♔ — ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:

  • пешка - 8 шт.;
  • ладья - 2 шт.;
  • конь - 2 шт.;
  • слон - 2 шт.;
  • ферзь - 1 шт.;
  • король - 1 шт.

Правила шахмат

Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.

Ход считается сделанным в следующих случаях:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:

  • Рокировка - одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе - специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.

Выигрыш в шахматах

Шах - ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.

Партия считается выигранной если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Пат - ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.

Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:

  • никакая последовательность ходов не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

Шахматные соревнования

Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров:

  • швейцарская система;
  • круговая система;
  • нокаут-система;
  • схевенингенская система.

К популярным международным шахматным турнирам относятся:

  • чемпионат мира по шахматам;
  • чемпионат Европы по шахматам;
  • кубок мира;
  • национальные чемпионаты;
  • FIDE Grand Prix Series.

Шахматные структуры

Профессиональная шахматная ассоциация (ПША, англ. Professional Chess Association, PCA) — организация, которая была создана по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта, которые приняли решение провести матч на первенство мира без участия ФИДЕ.

Международная федерация шахматной игры по переписке (англ. ICCF — International Correspondence Chess Federation).

2017-02-08

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему "Шахматы".

Индийские шахматы известны также как шатрандж. Эта логическая игра – потомок древнеиндийской чатуранги, известной еще с VII века до н.э., а также предшественник современных шахмат.

История

Первоначально древние индийские шахматы предназначались для четырех человек и велись с помощью четырех комплектов фигур. Для игры использовалась известная и ныне шахматная доска, но ходы выполнялись после подбрасывания игральных костей. До 6 века правила игры были неточными и противоречивыми, передаваясь в устной форме между игроками.

Фигуры в игре соответствовали структуре индийской армии того времени:

  • пехота, представленная в игре пешками;
  • Король и советник (генерал или визирь) в центральной части доски;
  • Боевые слоны в центральной части армии;
  • Боевые колесницы (ладьи).

Фигуры были довольно малоподвижными, поэтому каждая партия занимала много времени – количество ходов достигало 200. Игроки играли командами – пара партнеров, сидящих друг напротив друга играли с оставшейся парой.

Основная цель игры заключалась в захвате обеих вражеских королей.

В VII-VIII веке с Индии чатуранга распространилась по всей территории арабского Востока и Средней Азии. Поскольку в арабских языках отсутствует звук «ч», название «чатуранга» было переиначено на «шатрандж».

Еще одно нововведение, которое было введено арабами, является особенностью местной культуры. Шариат накладывает запрет на использование изображений людей и животных, поэтому традиционные резные фигурки, которые использовались в индийских шахматах, были заменены абстрактными схематическими изображениями.

После того, как древние шахматы попали в Европу, появилось немало книг, которые описывали особенности этой игры. Одна из наиболее ценных – книга авторства Альфонсо Мудрого, испанского короля, которая была написана в 1283 году. Помимо словесных описаний, там также имеется около 150 цветных иллюстраций, которые были основаны на древнеперсидских рисунках.

Правила игры

Для индийских шахмат использовалась квадратная доска размером 8х8 полей. В игре принимает участие пара игроков, каждая из которых имеет комплект фигур своего цвета. Комплект состоит из короля, ферзя, пары слонов, коней, ладьи, а также 8 пешек.

Перед началом партии фигуры расставляются на противоположных сторонах доски симметрично. Расстановка фигур не отличается от классических современных шахмат ничем, кроме одного момента – короли и ферзи можно менять местами.

Король, ладья и конь в шатрандже ходят аналогичным образом, как и в современных шахматах. Другие фигуры имеют отличные правила ходов от современных шахмат:

  • Слон выполняет ход по диагонали через одно поле. Поле, через которое выполняется ход, может иметь фигуру. Слон считался слабой фигурой на доске, поскольку мог ходить только по 8 полям на доске, тогда как современный слон охватывает половину полей.
  • Ферзь выполняет ход и бьет на одно поле по диагонали. Современный аналог может делать ход на любое количество полей по всем направлениям, если ему не преграждает путь иная фигура.
  • Пешка может осуществлять ход вперед только на одно поле или осуществлять удар на одно поле вперед по диагонали. После того, как пешка достигала конца доски, она превращалась в ферзя. Первый ход новоиспеченного ферзя мог осуществляться только на второе поле по диагонали или вертикали, независимо от занятости этого поля.
  • Понятие рокировки ладьи и короля было введено намного позже.

Различные варианты шахмат

В исторических хрониках зафиксированы различные варианты индийских шахмат, каждая из которых имела свои специфические особенности:

  • Цитадель – игра ведется на доске 10х10, которая по углам имеет дополнительные поля, «цитадели», на которых располагаются боевые машины, которые ходят аналогично современному слону.
  • Четыре времени года – вариант индийских шахмат на обычной доске для четырех игроков.
  • Удлиненные шахматы – игра ведется на доске 4х16 со стандартным для шатранджа комплектом фигур. Для ограничения ходов фигур могут использоваться шестигранные кости.
  • Византийские шахматы – игра ведется с помощью обычных фигур на круглой доске.
  • Шахматы Тамерлана – шахматная игра на доске 11х10, которая имеет дополнительные поля-цитадели и фигуры, а также различные виды пешек.

Индия, которая является родиной шахмат, подтвердила свое высокое мастерство – гражданин Индии Вишванатан Ананд стал чемпионом мира по шахматам в 2000-2002 годах, затем получил чемпионский статус в 2007 году, а в 2010 подтвердил это звание и носит его до сих пор.

На территории Индии шахматы до сих пор являются популярной игрой среди людей различного возраста. Правила игры в шахматы в Индии имеют некоторые отличия. Среди примеров – в Индии первый ход пешки возможен только на одну клетку, тогда как в международных правилах – на две.

Доброго времени суток, дорогой друг!

Общепринятое мнение, что происхождение шахмат индийское. Конкретное авторство шахматной игры до сих пор не установлено. Кто придумал шахматы? Историки считают, что изобретение шахмат – плод коллективного творчества нескольких народов.

Родина шахмат

Относительно происхождения шахмат бытует несколько легенд. Наиболее расхожая такая:

Приблизительно в шестом веке в Индии появилась игра под названием чатуранга.

Доска в чатуранге выглядит следующим образом: Играют четыре человека. Двое против двоих. У каждого свое «войско» определенного цвета. Задача игры – уничтожить все фигуры противника.

Впоследствии, по мере распространения чатуранги на древнем Востоке, количество игроков уменьшилось до двух, и по 16 фигур каждому. То есть примерно так, как мы знаем шахматы сегодня.

Интересный факт: в чатуранге ходы генерировались не игроками, а игральными костями.

Историки сходятся во мнении, что шахматы с правилами игры, похожими на современные, появились в 6 веке. Именно этим временем датированы найденные рукописи, в которых впервые упомянуты шахматы.


Распространение по миру

Примерно в 7 веке чатурангой заинтересовались арабы, китайцы и другие народы юго-восточной Азии. Соответственно игра претерпевала изменения, включая название.

Шатранж у арабов, у персов — шатранг. На востоке – китайская сянци, через море — японская версия - сёги. В Таиланде – макрук. Эти разновидности до сих пор занимают доминирующее положение на Востоке.

Примерно в 8 – 9 веках шахматы обосновались в Европе. Начиная с Испании, куда арабы «занесли» шатранж. Затем Франция и к концу 9 века шахматы завоевали сердца большинства народов Европы, включая Скандинавию.

На Русской земле шахматы, как говорят историки, вначале появились прямиком из Персии примерно в девятом веке. Затем, по обыкновению, сказалось влияние просвещенной Европы и где-то веке в десятом, шахматы на Руси окончательно приобрели европейские очертания.

Правила шахмат также претерпевали изменения постепенно.

Интересный факт: В Италии в восемнадцатом веке существовало правило: пешка, при достижении поля превращения, может стать только той фигурой, которая на доске отсутствует в данный момент. Пешка на последней горизонтали могла остаться пешкой. Превращение происходило в момент взятия какой -либо фигуры соперником. Пешка становилась этой взятой фигурой.

Гонения

В 14-16 веках шахматы практиковались и в логической версии, и в «азартной». Правила были похожи на правила чатуранги. Когда ход определялся числом, выпавшим на игральных костях.


Этот вид шахмат воспринимался как разновидность игры в кости и подвергался запретам со стороны церкви, как азартная игра.

Неприятие «азартных» шахмат демонстрировали и многие государственные деятели, приравнивая шахматы к занятиям праздного времяпровождения.

Однако запреты запретами, но шахматы распространялись в европейской культуре все больше . Кстати, в том числе и в среде духовенства. При раскопках шахматы находили и находят едва ли не в каждой усадьбе 15 века.

Постепенно запреты начали просто игнорировать. Более того, в среде придворных, дипломатов, умение хорошо играть в шахматы признавалось правилом хорошего тона.

Развитие теории

В 16-17 веке правила шахмат постепенно унифицировались. Стало возможным развитие теоретических моделей игры.


По мнению Филидора, ключевую роль в партии играет пешечное расположение. Именно вокруг пешечных цепей строится вся игра.

В 1585 году прошел первый международный турнир в Испании.

Вид спорта

Века с 17 начинают создаваться шахматные клубы. Появились первые профессионалы.

Интересный факт: Итальянский мастер Лоренцо Буснардо по неподтвержденным данным, ужу в 17 веке заработал целое состояние, участвуя в турнирах.

В 18 веке стали проходить национальные первенства, затем международные турниры и матчи.

Первым неофициальным чемпионом мира был объявлен Адольф Андерсен, одержавший победу в турнире в Лондоне в 1851 году. Затем корона перешла к Полу Морфи, затем вернулась к Андерсену, после того, как Морфи перестал выступать.

И наконец, первым официальный мировым чемпионом стал Вильгельм Стейниц, победивший в матче И. Цукерторта в 1886г.

Еще одно эпохальное событие –установление контроля времени. Вначале были простые песочные часы. Изобретателем настоящих шахматных часов является англичанин T.Уилсон


Именно с контролем времени во многом связана спортивная составляющая, которая со временем заставила мировое сообщество признать шахматы как вид спорта.

Пути развития шахмат

В 20 веке шахматы активно развивались. Существенный вклад в этот процесс внесла советская шахматная школа. В СССР шахматы культивировались и поддерживались государством.

С распадом страны в шахматах наметился некоторый застой. Шахматам трудно конкурировать по зрелищности и доходности с такими видами, как футбол например.

ФИДЕ предпринимает попытки сделать турниры более зрелищными и привлекательными для спонсоров. Так, на смену круговой, появилась нокаут-система и некоторые другие изменения, связанные в основном с убыстрением игры.

Конец 20 века ознаменовался еще одним эпохальным событием, – компьютеризацией шахмат. Сегодня лучшие компьютерные программы играют сильнее человека.


Глубокая проработка теории и компьютеризация привели к повышению популярности нетрадиционных видов шахмат. Например, где значение дебютной теории практически сведено на нет.

И все же шахматы в нашей стране возрождаются. Это отрадный факт. Есть уверенность, что это не одноразовый всплеск, а долговременный тренд.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Д.И.Менделеева

Кафедра физического воспитания


РЕФЕРАТ

«История шахмат»


Выполнил: студент

курса, группа П-18

Рощин Дмитрий Евгеньевич

Зачетная книжка №

Проверил: Иванов И.И.


Москва 2014


Введение

1 Индия - Родина шахмат

1 Шатранж

2 Динамический ферзь

Список литературы


Введение


Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Многие до сих пор задаются вопросом, что такое шахматы? Спорт, игра, наука, искусство? Все придерживаются разных мнений. Например, Михаил Ботвинник полагал, что это наука, основа которой логика. Шахматы, по его мнению, - торжество разума. А вот его тезка Михаил Таль своей игрой доказывал, что это великое искусство, способное дарить настоящее эстетическое удовольствие. Манера ведения игры у всех шахматистов своеобразная: одним нравится нападать, другим - выстраивать оборону, третьи - мастера комбинаций. Но в любом случае все известные шахматисты - виртуозы. Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера. Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.

В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии - чесс (chess), в Испании - ахедрес (el axedres), в Германии - шах (Schach), во Франции - эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» - властитель побежден.

Глава 1: Пути шахмат через века и страны


1 Индия - Родина шахмат


История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т.д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264?1?1,845×1019зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.


2 Развитие шахмат после завоевания персидской империи


После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, шахматы были завезены в страны Запада мусульманами, которые завоевали территории от Индии и Персии на Востоке до Испании на западе.

К 10-11 векам, шахматы были известны в Скандинавии и позднее в конце 11 века они из Италии достигли Богемии. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в X-XI веках, из Италии, через Польшу . Нижеследующая диаграмма иллюстрирует путь шахмат через века и страны


Глава 2: Исторические варианты шахмат


1 Шатранж


Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает "четыре", а анга означает "отряд"). в персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави (среднеперсидском языке), которая носила название "Учебник шахмат". В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначение современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента - земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также что слово шахматы произошло он персидского "король" (шах) и термин шахматы происходит от персидского "Король умер". Ниже представлена эволюция европейских названий шахматных фигур от их древних вариантов названий, которые до настоящего времени используются в Индии, Иране, и многих других частях света.


Доска для древней шахматной игры Шатранж


Надо заметить, что хотя названия шахматных фигур слегка различаются в разных частях света, но их форма и правила перемещения практически идентичны.

Арабы-мусульмате внесли вероятно наибольшее влияние на игру в шахматы, чем какая-либо другая культура. Слово "шахматы" изначально происходит от персидского Шах (король) и арабского слова мат (умер). Вклад ранних мусульман в игру включает: игру вслепую, упомянутую еще в 700 году н.э., первые турниры и квалификационные турниры, шахматные задачи, описанные в первой книге о шахматах Аль-Адли. Книги Аль-Адли содержат дебюты, первые шахматные задачи "мансубы", обсуждаются различия в персидских и индийских правилах игры. К сожалению, эта ценная книга в настоящее время утрачена. Однако в югославской библиотеке хранится ценный арабский манускрипт начала 9го века, в котором содержатся мансубы. Этот манускрипт был обнаружен в 1958 году. Некоторые из этих мансубов (шахматных задач) основывались на легенде "Мат Диларама". Согласно легенде, Диларам был шахматным игроком, который играл на деньги и проиграл все свое имущество. В последней партии он поставил на кон свою жену, но играл опрометчиво и практически проиграл эту партию. Однако его жена заметила, что он может поставить мат своему противнику, если пожертвует обе свои ладьи. Жена шепнула ему это на ухо, и он выиграл партию.

В следующей таблице приводятся некоторые из древнеарабских названий фигур, и их значения:


2 Византийские шахматы Затрикион


Игрались на круглой доске, но фигуры и их перемещение были похожи на арабские шахматы того же периода времени


После проникновения шахмат в Европу, появилось много книг, посвященных этой игре. Вероятно, одна из наиболее важных и ценных из этих книг была написана в Средние Века испанским королем Альфонсо Мудрым в 1283 году. Замечательная книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных на исходных персидских рисунках. Эта книга включает в себя также коллекцию эндшпилей, заимствованную из арабской литературы. Шахматы прошли через историю многих культур и испытали их влияние. Современные официальные правила игры в шахматы прекрасно сохранились и мало отличаются от тех, что использовались еще 1430 лет назад.


Глава 3: Интересные факты из истории шахмат


1 Шахматный автомат, который всех надул


В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы. Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин. Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».


2 Динамический ферзь


Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь. Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля. Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.


3 Христианская церковь против шахмат


С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. Так, на одном только Неревском раскопе Новгорода археологами было найдено в слоях XIII-XV веков множество шахматных фигур, причём в слое XV века шахматы находятся почти в каждой раскопанной усадьбе. А в 2010 году шахматного короля нашли в слое XIV-XV веков в Новгородском Кремле, рядом с резиденцией архиепископа



Шахматная партия - это не только творческий, но и всегда соревновательный процесс. В многовековой истории шахмат изменялись правила игры, различные формы приобретали шахматные фигуры, но всегда во главу угла ставился вопрос - кто сильнее?!

Постоянно расширялся спектр шахматных состязаний. В прошлом веке, например, была распространена игра с гандикапом, когда более сильный соперник давал слабому фору - какую-либо шахматную фигуру. Но наиболее распространенными формами соревнований стали: турниры - состязания с участием нескольких шахматистов; матчи - с участием двух соперников; матч-турниры - с участием от 3 до 6 шахматистов, играющих между собой в несколько кругов.

Турниры (первый состоялся в 1575 в Мадриде с участием испанских и итальянских шахматистов) проводятся по различным системам. Самая распространенная - круговая, когда шахматист должен играть со всеми другими участниками. С начала 1970-х гг. одной из наиболее популярных становится швейцарская система, при которой в очередном туре встречаются между собой соперники, имеющие одинаковое количество очков. Кроме этого существуют: олимпийская система или «нокаут-система», то есть проигравший участник выбывает из состязания; схевенингенская система, при которой половина участников играет поочередно с другой половиной

Одна из наиболее традиционных форм шахматных соревнований - матчи. Уже более 100 лет именно в матчах (первый в 1886, Стейниц-Цукерторт) определяется сильнейший шахматист мира. Исключение составил матч-турнир на первенство мира 1948 с участием 5 шахматистов в 5 кругов, победителем которого вышел М. Ботвинник.

В 1883 на Лондонском международном турнире были впервые использованы механические шахматные часы (изобретатель - английский инженер Г. Уилсон). С тех пор они - непременный атрибут любого серьезного шахматного соревнования.


Список литературы

шахматы игра фигура

1.https://www.gambler.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82

К. Е. О происхождении шахмат //Шахматы в СССР . 1984, №1.

Калинин О. М., Черевко К.Е.Древнекитайская нумерология, протошахматы (ци) и генетический код // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. I. М., 1988. С.46-50.

Новотельнов Н.А. Знакомьтесь: шахматы. - Л.:Лениздат , 1976. - 256 с.

Линдер И. М. Шахматы на Руси / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР В. Л. Янин .- Изд. 2-е, доп. и перераб.-М.:Наука , 1975.- 208, с.- (Из истории мировой культуры ).- 150 000 экз. (обл.)

6. http://www.riddle.ru/?page=articles/chess/history


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Наталья Сурмина
«История возникновения шахмат». Конспект занятия в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе на тему

«Что за игра – шахматы ? Сказка про великого царя и про появление шахмат

Цели и задачи :

1. Воспитывать у детей интерес к шахматам .

2. Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.

3. Обогащать словарный запас детей.

4. Развивать связную речь.

5. Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.

6. Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.

7. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.

8. Развивать внимание, память.

9. Формировать познавательную активность детей.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : мудрецы, чародеи, шахматная доска , шахматные фигуры ,партнеры.

Материал :

1. Компьютер.

2. Компьютерное сопровождение совместной деятельности.

3. Шахматы .

4. Музыка В. Зубкова. А. Горохова «Шахматная королева »

Предварительная работа :

1. Разработка проекта на тему : «Шахматное королевство »

2. Рассматривание и чтение книг о шахматах :

«Шахматы для самых маленьких » , «Приключения в шахматной стране »

И. Г. Сухин;

«Приключение пешки» Е. Ильин;

«Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске »

В. Гришин, Е. Ильин.

3. Беседа с детьми об истории шахмат в России .

4. Просмотр DVD из серии Советы тетушки совы «Шахматы » .

5. Зарисовки, обводки по данной теме.

6. Аппликация «Шахматная доска » , рисование на тему : «Шахматное королевство »

7. Разучивание и чтение стихов, отгадывание и составление загадок про шахматные фигуры .

8. Обучение правилам игры в шахматы .

Ход ЗАНЯТИЯ.

Звучит сказочная музыка. Дети рассаживаются по местам.

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в сказку.

Вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?

Рассматривание картинок из сказки.

1. Что вы видите на картинке? (обсуждение картинок из сказки)

Физкультминутка.

(под музыку «Шахматные кони )

Вся в квадратах – белых, черных,

Деревянная доска.

А ряды фигур точеных – деревянные войска.

Люди их передвигают, коротают вечера.

Люди в шахматы играют , гениальная игра!

Ну вот ребята мы с вами немного отдохнули а теперь пора отправляться в сказку. Вы готовы?

СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное - непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты! Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом : «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!» Прибежали испуганные мудрецы : «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет мой меч - голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось. Опечалились мудрецы пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовет их грозный владыко к себе. «Ну что, придумали?» спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» закричал. Хорошо ещё, что казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там - деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами : «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско : и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя. Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско. Падишах с усмешкой спрашивает : «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил : «Давай, повели-тель, попробуем!» - объяснил царю правила игры и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по- царски наградить. Когда царь добирался до шахматного короля противника , то он по своей былой военной привычке окликал врага : «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил : «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ .

В КАКИЕ ИГРЫ ВЫ ИГРАЕТЕ? Дети называют различные игры, которые знают. Например, шашки, домино, уголки и т. п. Ваша задача лишь немного помогать. А в какие игры играют дяди? Футбол, хоккей, воллейбол. А во что можно поиграть на улице? Прятки, пятнашки, Али-Баба. Хороший результат, если дети вспомнят 20 различных игр. Побеждает тот, кто знает больше игр или ответит последним.

Дети, а посмотрите, что это лежит у нас на столе?

Ответы детей : шахматы .

Правильно, шахматы . А ответьте мне, пожалуйста, на вопрос : «Сколько человек может играть в шахматы » ?

Ответы детей : два человека, два партнера.

Я предлагаю вам выбрать себе партнера по игре в шахматы . А для этого у нас есть шахматная считалка !

Раз, два, три, четыре!

Будем жить в ладу и мире!

Будем весело играть :

В шашки, шахматы , лото –

Не поссорит нас не кто!

Дети рассаживаются за столы и расставляют фигуры на шахматной доске . После того как дети справились с заданием, преподаватель проверяет правильную расстановку фигур.

Публикации по теме:

Конспект занятия «История возникновения мяча и игры с мячом» "История возникновения мяча и игры с мячом" Программное содержание: - познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, происхождением.

Конспект познавательного занятия по развитию речи «История возникновения новогодних атрибутов» Конспект познавательно занятия по развитию речи: «История возникновения новогодних атрибутов» Цель: Познакомить с историей возникновения.

«История возникновения загадок». Консультация для педагогов История возникновения загадок. Загадка - это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и.

Конспект обучающей ситуации «История возникновения нашего города - Краснодара» Конспект обучающей ситуации на тему «История возникновения нашего города- Краснодара» Цель: расширять и закреплять знания детей о родном.

Конспект НОД в старшей группе «История возникновения города Ишима» Тема: «История возникновения города Ишима» Цель: Научить детей способам исследования: находить проблему, ставить цель, обобщать. Задачи:.

Цель: Дать детям понятия об истории возникновения бумаги, книги и книгопечатания. Задачи: Познавательное развитие: Расширять и систематизировать.

Краткосрочный проект «История возникновения часов» Краткосрочный проект