Ремонт и отделка

Основные этапы жизни и творчества а.Пушкина. Идейно-художественная эволюция поэта

Основные этапы жизни и творчества а.Пушкина. Идейно-художественная эволюция поэта

«Фаталист» является заключительной повестью романа Лермонтова « ». Действие повести «Фаталист» разворачивается возле казачьей станицы, где на протяжении двух недель проживал .

Основным занятием офицеров была игра в карты. В один из дней между ними разгорелся спор о человеческой судьбе и роли в ней человека. Один из офицеров поведал присутствующим краткое содержание одной из мусульманских притч о том, что судьба любого человека предопределена небесами и что человек не является хозяином своей судьбы. Многие соглашались с этим. Но был среди присутствующих поручик Вулич, человек достаточно вспыльчивый и храбрый. Он предложил проверить на практике суждение о предопределенности судьбы человека. Вулич сказал, что если все уже решено, то выстрел из пистолета не убьет его. Поручик предложил пари. Единственным, кто согласился - был Печорин.

Вулич схватил первый попавшийся пистолет, зарядил его и выстрелил, приставив к виску. Пистолет дал осечку. В этот момент Печорин заметил на лице поручика смерть и сказал, что тот непременно сегодня погибнет. Следующий выстрел сделал огромную дыру в шляпе, висевшей на стене. После этого главный герой начал сомневаться в своих предсказаниях. Позже все расходятся. По дороге домой Печорин все еще верит в свои слова Вуличу. На одной из улиц он спотыкается о тушу изрубленной свиньи. Люди на улице искали какого-то пьяного казака, который гонялся за животным. Утром Печорину приносят весть о том, что Вулича зарубил тот пьяный казак.

Печорин был фаталистом по натуре. Когда выпал случай, он тоже решил испытать свою судьбу. Убийца Вулича заперся в одном из домов на окраине станицы. В момент, когда его отвлекли, Печорин влез в окно. Казак начал отстреливаться, но главному герою удалось остаться невредимым и обезоружить убийцу.

Вернувшись в крепость, Печорин рассказал эту историю . На это он ответил, что с пистолетами такое часто бывает. Позже добавляет, что, скорее всего, у Вулича на роду была написана такая судьба.

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 1

1. Кем доводился Азамат Бэле?

а) отец

б) друг

в) брат

г) сын

2. Укажите звание Максима Максимыча.

а) подпоручик

б) полковник

в) поручик

г) штабс-капитан

3. Укажите национальную принадлежность Бэлы.

а) осетинка

б) грузинка

в) черкешенка

г) чеченка

4. Куда отправились Печорин и Максим Максимыч в тот день, когда погибла Бэла?

а) по делам службы

б) на рыбалку

в) на охоту

г) на свадьбу

5. Укажите имя и отчество Печорина.

а) Алексей Петрович

б) Григорий Александрович

в) Александр Максимович

г) Петр Григорьевич

6. Укажите, на каких животных автор-рассказчик перевозил поклажу?

а) лошади

б) буйволы

в) быки

г) собаки

7. В чем особенность композиции повести «Бэла»?

а) рассказ о Бэле перемежается с рассказом о путешествии автора

б) история Бэлы находится в середине рассказа о путешествии автора

в) история Бэлы включает в себя рассказ о путешествии автора

8. Что из вещей Печорина хранил, а затем отдал автору Максим Максимыч?

а) пистолеты

б) записки

в) платок

г) эполеты

9. Чем удивил Максим Максимыч автора-рассказчика? (глава «Максим Максимыч»)

а) тем, что удачно зажарил фазана

б) тем, что метким выстрелом убил кабана

в) тем, что переплыл Терек

г) тем, что поставил на место слугу

10. На что обратил внимание Максим Максимыч прежде, чем узнал о приезде Печорина? (глава «Максим Максимыч»)

а) на коляску

б) на чемоданы

в) на лошадей

г) на трубку

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 2

1. Какой дворянский титул носил отец Бэлы?

а) граф

б) барон

в) баронет

г) князь

2. Укажите кличку коня, за которого Азамат продал Бэлу.

а) Черкес

б) Карагёз

в) Казбич

г) Абрек

3. Укажите место, где происходила история любви Печорина и Бэлы?

а) в крепости за Тереком

б) в сакле на берегу Арагвы

в) в замке у подножия Казбека

г) в особняке в Тифлисе

4. Где Печорин впервые увидел Бэлу?

а) на свадьбе

б) на новоселье

в) на народном празднике

г) на именинах

5. От чьего лица рассказана история Бэлы?

а) Печорин

б) Максим Максимыч

г) Бэла

6. Укажите причину, по которой автору-рассказчику пришлось заночевать на станции у подножия Крестовой горы?

а) приближалась буря

б) не было лошадей

в) была размыта дорога

г) не было носильщиков

7. Когда происходят события, описанные в повести «Максим Максимыч»?

а) до истории с Бэлой

б) после истории с Бэлой

в) во время истории с Бэлой

8. Куда отправлялся Печорин, когда Максим Максимыч встретился с ним во второй раз?

а) в Петербург

б) в Грузию

в) в Персию

г) в Турцию

9. Когда произошла встреча Печорина и Максима Максимыча после того, как слуга доложил о нахождении старика в гостинице? (глава «Максим Максимыч»)

а) сразу

б) через час

в) к вечеру

г) наутро

а) походка

б) улыбка

в) глаза

г) нос

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 3

1. Укажите фамилию княжны Мери.

а) Ланская

б) Лиговская

в) Петровская

г) Раевская

2. В каком городе произошло знакомство Печорина и Мери?

а) Ессентуки

б) Кисловодск

в) Железноводск

г) Пятигорск

3. Что уронил Грушницкий у колодца, чтобы привлечь внимание Мери?

а) стакан

б) трубку

в) трость

г) лорнет

4. Укажите бальный танец, на который мечтал пригласить Мери Грушницкий, но заранее ее пригласи Печорин.

а) мазурка

б) полонез

в) вальс

г) кадриль

5. В каком воинском звании Грушницкий приехал на воды и скрывал его от княжны.

А) офицер

б) юнкер

в) кадет

г) прапорщик

6. Как звали женщину с родинкой на щеке, с которой тайно встречался Печорин?

а) Мери

б) Вера

в) Бэла

г) Даша

7. Как называли людей, приехавших лечиться на Кавказ?

а) светское общество

б) больное общество

в) водяное общество

г) горное общество

8. На скольких шагах стрелялись Печорин и Грушницкий?

а) 9

б) 8

в) 7

г) 6

9. Чей это портрет: «…мал ростом, худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…»?

а) Грушницкий

б) драгунский капитан

в) Вернер

г) Печорин

10. Кто в повести говорит эти слова: «Эти петербургские слётки всегда зазнаются, пока их не ударишь по носу! Он думает, что он только один и жил на свете, оттого что носит всегда чистые перчатки и вычищенные сапоги…»

а) Грушницкий

б) драгунский капитан

в) Вернер

г) Печорин

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 4

1. Укажите фамилию доктора, с которым Печорин подружился на водах.

а) Битнер

б) Апфельбаум

в) Вернер

г) Вулич

2. Вблизи какого города произошла дуэль Печорина и Грушницкого?

а) Ессентуки

б) Кисловодск

в) Железноводск

г) Пятигорск

3. Что купил Печорин, дав большую цену, чем княжна Мери, и вызвал тем самым ее досаду и злость?

а) кресло

б) ковер

в) плед

г) шаль

4. Укажите бальный танец, на который Мери приглашал пьяный господин, но Печорин спас княжну от унижения, сказав, что танец обещан ему.

а) мазурка

б) полонез

в) вальс

г) кадриль

5. В какое звание Грушницкий был произведен на водах и очень этим гордился?

А) офицер

б) юнкер

в) кадет

г) прапорщик

6. Кто был зачинщиком нечестной дуэли Грушницкого и Печорина?

а) Грушницкий

б) Печорин

в) драгунский капитан

г) доктор

7. Для чего каждое утро в Пятигорске все собирались у колодца?

а) принимать ванны

б) дышать воздухом

в) пить воду

г) умываться

8. Где, по предложению Печорина, должен был находиться на дуэли тот, в кого стреляли, чтобы быть наверняка убитым?

а) на вершине горы

б) на краю пропасти

в) на неустойчивом камне в течении реки

г) над нависшей скалой

9. Чей это портрет: «…хорошо сложен, смугл и черноволос… Закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль…»

а) Грушницкий

б) драгунский капитан

в) Вернер

г) Печорин

10. Кто в повести говорит эти слова?: «О эполеты, эполеты! Ваши звездочки, путеводительные звездочки… Нет! Я теперь совершенно счастлив?»

а)Грушницкий

б) драгунский капитан

в) Вернер

г) Печорин

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 5

1. Что имел в виду комендант, когда сказал Печорину о лачуге, где тот остановился, что «там нечисто»?

а) в доме было не убрано

б) хозяева были недобрыми людьми

в) хозяйка была очень неопрятной

г) дом стоял на городской свалке

2. Как звали мужчину, которого ждали слепой мальчик и девушка ночью на берегу моря?

а) Иванко

б) Петро

в) Янко

г) Михайло

3. Где находилась девушка, когда Печорин впервые услышал ее пение?

а) на крыше

б) на крыльце

в) на заборе

г) на камне

4. Кто вместе с Печориным квартировал в лачуге?

а) казак

б) слуга

в) друг

г) Максим Максимыч

5. Как Печорин узнал о контрабандистах?

а) он подслушал разговор старухи и мальчика

б) он следил за мальчиком

в) ему рассказала девушка

г) ему сообщил комендант

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 6

1. Какое врожденное уродство было у мальчика?

а) он был слепым

б) он был горбатым

в) он был безногим

г) он был глухим

2. Что в лачуге Печорин счел «дурным знаком»?

а) в доме было темно

б) не стенах не было ни одного образа

в) в доме не было окон

г) на стенах было развешено оружие

3. Какой была погода на море в ту ночь, когда Печорин следил за контрабандистами?

а) дождь

б) ветер

в) гроза

г) туман

4. Что девушка бросила за борт, когда пыталась утопить Печорина?

а) кинжал

б) бумажник

в) пистолет

г) трубку

5. Как Печорин говорит о контрабандистах, жизнь которых он разрушил?

а) честные

б) смелые

в) бедные

г) несчастные

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 7

1. Укажите самое страстное увлечение Вулича.

а) пить вино

б) ухаживать за девушками

в) коллекционировать оружие

г) играть в карты

2. Какую карту подкинул Печорин в момент, когда Вулич стрелял себе в лоб?

а)червонного туза

б) пиковую даму

в) крестовую семерку

г) бубнового короля

3. За каким животным гнался пьяный казак?

а) собака

б) свинья

в) лошадь

г) корова

4. Во что прицелился и прострелил вторым выстрелом Вулич?

а) окно

б) фуражка

в) ковер

г) лампа

5. От какого оружия погиб Вулич?

а) пистолет

б) сабля

в) шашка

г) ружье

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 8

1. Почему офицера допоздна засиделись у майора?

а) они играли в карты

б) они пили вино

в) они вели занимательный разговор

г) они слушали истории Вулича

2. Укажите национальную принадлежность Вулича

а) чех

б) венгр

в) серб

г) болгарин

3. Кем доводилась пьяному казаку женщина, которая «сидела на толстом бревне, облокотись на свои колени и поддерживая голову руками…»

а) жена

б) мать

в) дочь

г) сестра

4. Где заперся пьяный казак?

а) в хате

б) в амбаре

в) в конюшне

г) в казарме

5. Кто увидел на лице Вулича отпечаток близкой кончины?

а) есаул

б) майор

в) Печорин

г) пьяный казак

Какое-то время спустя Печорину пришлось прожить две недели в казачьей станице. Там стоял батальон пехоты, и офицеры каждый вечер собирались друг у друга и играли в карты. В один из вечеров они засиделись у майора С, разговаривая о том, что предопределяет судьбу человека. Среди прочих присутствовал поручик Вулич, серб по национальности. Он был храбр. говорил мало, душевных тайн никому не поверял, а самой большой его страстью являлась игра в карты.

Пари

Поручик предложил проверить, может ли человек распоряжаться своей жизнью или каждому заранее назначена роковая минута. Печорин согласился держать пари и поставил двести рублей на то, что предопределения нет. Вулич отстаивал противоположное мнение.

Вулич испытывает судьбу

Он молча прошел в спальню майора, снял со стены первый попавшийся пистолет, взвел курок и насыпал на полку порох. Его стали отговаривать, но он никого не слушал. Присев у стола, поручик попросил всех занять места кругом. Присутствующие подчинились. Внезапно Печорину показалось, что на хладнокровном лице Вулича лежит печать смерти. Григорий Александрович сказал поручику, что тот нынче умрет. Ответив, что все возможно, серб спросил у майора, заряжен ли пистолет. Майор не помнил. Офицеры начали заключать новые пари. Печорину все это надоело, и он заявил, чтобы Вулич либо стрелялся, либо повесил пистолет на место. Тогда поручик приставил дуло ко лбу и спустил курок. Выстрела не последовало. Вулич опять взвел курок и прицелился в фуражку, висевшую на стенке. Раздался выстрел. Когда дым рассеялся, оказалось, что пуля пробила фуражку в самой середине и глубоко засела в стене. Серб спокойно собрал выигранные деньги со стола и ушел.

Пьяный казак

Печорин направился к себе домой, размышляя о человеческой жизни и предопределении, и вдруг споткнулся обо что-то толстое и мягкое. Он наклонился и увидел, что перед ним лежит свинья, разрубленная пополам шашкой. Тут подбежали два солдата и спросили, не видал ли он пьяного казака, который гнался за свиньей. Григорий Александрович показал им зарубленную свинью, и они последовали дальше, говоря, что надо связать пьяного, пока он не сотворил беды.

Печорин пришел к себе и лег спать. В четыре часа утра его разбудили офицеры с известием, что Вулич убит. Григорий Александрович остолбенел. Оказалось, что, когда поручик возвращался домой, на него наскочил пьяный казак. Возможно, последний и прошел бы мимо, но Вулич спросил его, кого он ищет. «Тебя!» — ответил казак, ударил его шашкой и разрубил от плеча почти до самого сердца. Свидетели рассказали, что на последнем издыхании серб произнес: «Он прав!». Печорин понял значение этих слов: он сам невольно предсказал Вуличу его судьбу.

Разделы: Литература

Цель: понять причины трагедии Печорина, выявить авторское отношение к герою, осмыслить сюжетно-композиционную роль повести “Фаталист”.

Задачи:

  1. определить, что для Печорина является смыслом жизни, может ли рок повлиять на неё;
  2. воспитать интерес к литературе через пример классического текста;
  3. развивать устную монологическую речь, умение анализировать и обобщать, умение работать с лексическим рядом, пейзажем.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над романом М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Нам предстоит проанализировать главу “Фаталист”, объяснить причины трагедии главного героя и ответить на вопрос: является ли Печорин фаталистом?

II. Проверка домашнего задания.

Давайте выясним, все ли знакомы с текстом. Я предлагаю ответить на следующие вопросы:

  • Чем занимаются офицеры по вечерам? (Играют в карты.)
  • О чём рассуждают офицеры? (О том, что мусульманском поверье, будто судьба человека написана на небесах, находит и между нами христианами, многих поклонников.)
  • Кому принадлежат слова: “Где эти верные люди, видевшие список, на котором означен час нашей смерти? (Кто-то.)
  • Кому принадлежит следующее описание? “Он был родом серб, как видно было из его имени”. (Вулич.)
  • Кому принадлежат слова: “Я вам предлагаю попробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута? (Вулич.)
  • С кем Вулич заключил пари? (С Печориным.)
  • Назовите суть этого пари. (Печорин утверждает, что предопределения нет.)
  • Страсть Вулича? (Игра в карты.)
  • Кому принадлежат следующие слова: “Я читал печать смерти на бледном лице его”. (Печорин.)
  • Какая карта была подкинута Печориным? (Червонный туз.)
  • На что натыкается Печорин, когда возвращается домой? (На разрубленную пополам свинью.)
  • Кому Печорин рассказывает эту историю с Вуличем? (Максиму Максимычу.)
  • Кто сообщает Печорину о смерти Вулича? (З офицера.)
  • Назовите имя девушки из повести “Фаталист” (Настя.)
  • Кто произносит слова: “Он прав” и когда? (Вулич перед смертью.)
  • По описанию определите героя. “…бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет”. (Пьяный казак Ефимыч.)
  • По описанию определите героя. “Её лицо выражало безумное отчаяние”. (Старуха, мать казака.)
  • Кому принадлежат слова: “Василий Петрович не сдастся – я его знаю”. (Есаул.)
  • Кто испытывает судьбу подобно Вуличу? (Печорин.)
  • Кому принадлежат следующие рассуждения: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”. (Печорин.)
  • Воспроизведите диалог пьяного казака и Вулича. (– Кого ты, братец, ищешь? – Тебя!)
  • Где запирается убийца? (В пустой хате, на конце станицы.)

III. Анализ главы.

1) Индивидуальное задание.

  • Каким в этой повести нам предстаёт Печорин? Чем этот образ отличается от предыдущих глав?
  • Дайте характеристику Вуличу (портрет, страсть к игре). Почему Вулич никому не поверял своих душевных и семейных тайн?

2) Лексическая работа.

Остальной класс работает с лексическим рядом, определяет значение слов: предопределение, рок, судьба, фатум. Всё фиксируется в тетради. Один из учеников подводит вывод.

Как понимаете слова “предопределение” (1. Заранее определить, обусловить; 2. судьба, рок; 3. в религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и всё происходящее в мире), предписание – распоряжение, приказ; рок – несчастная судьба.

Вывод. Итак, в этой главе мы не один раз встречаем такие слова: предопределение – 5 раз; судьба, неизбежность судьбы, испытание судьбы – 4; роковая минута, окно – 11; воля – 1; рассудок – 1; фаталист – 1. Как вы думаете о чем это свидетельствует?

Название этой главы “Фаталист”. Что же такое “фатализм”? (Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, в то, что всё в мире заранее предопределено таинственной силой, роком; фаталист – человек, склонный к фатализму, то есть верящий в предопределённость всех событий в жизни, в неотвратимость судьбы, рока.)

3) Заслушивание учеников, работающих индивидуально.

4) Чтение по ролям диалога Вулича и Печорина, завершающего эпизод пари. Что утверждает Печорин?

5) Работа с пейзажем (цветовая символика).
Найдите описание пейзажа, когда Печорин возвращается домой. (“..месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться…”)
Где мы ещё встречаемся с такой цветовой символикой? Прочтите. (“… лежала свинья, разрубленная пополам шашкой”.)
И далее смерть Вулича. Как вы думаете, с какой целью автор включил цветовую символику?

6) Размышление о людях премудрых, о вере этих людей.
Убеждает ли случай с Вуличем главного героя, что человек подчинён предопределению? Ю. И. Айхенвальд в своей заметке о "Герое нашего времени" писал:
Да, покуда человек верил в связь свою с горними звездами, с природой здесь на земле и там в небесах, до тех пор была у него сила, воля, напряженная заинтересованность жизнью. А теперь, когда небесные лампады в своей мистической значительности для него погасли и когда в природе он берет, любуясь, только ее пейзаж, – его постигли равнодушие, утомленность, гамлетовские сомнения; и поэты героем нашего времени и всех последних времен считают человека, который из "жизненной бури" выносит лишь "несколько идей", который скучает, тоскует, сам не живет и других убивает... Как эти слова соотносятся с судьбой героев главы “Фаталист”?
Назовите основную мысль раздумий Печорина. (Печорин на словах соглашается с существованием рока, но всё же продолжает сопротивляться этой идее.)

7) Сравнительная характеристика слов Печорина из главы “Фаталист” и стихотворения М.Ю. Лермонтова “Дума”.
Этот эпизод близок со стихотворением Лермонтова “Дума”, давайте сравним, в чем же сходство.
“А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...”

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…

(Печорин судит поколение, как и поэт.)
Что же отличает Печорина от Вулича в отношениях к року? (Печорин любит сомневаться во всем, но он воздерживается от суждений о том, существует ли высшая сила или нет. Но герой приходит к мысли: при любых обстоятельствах нужно действовать. “Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!”)

8. Проблемный вопрос.
Существует такое мнение, что Вулич является двойником Печорина. Как считаете вы? Объясните примерами из текста. (Вулич – печальная холодная улыбка, нет злобы на людей; страсть к игре – как борьба с неизвестными фактами (просьба подкинуть карту перед выстрелом); власть над другими – “он приобрёл над нами какую-то таинственную власть). Печорин – холодный блеск глаз, жажда власти – “первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает”.)

Вывод. Герои скитаются по земле без веры и глубоких убеждений. Борьба с людьми, судьбою приводит к истощению воли, души, всего того, без чего не может жить человек. Таким образом в Печорине погибает тот человек, который живет чувствами, переживаниями, но выживает человек, способный анализировать и наблюдать.

IV. Подведение итогов урока.

Вывод. Печорин не готов к деятельности, он не может восстать против устоев светского общества. Он говорит: “В этой борьбе я истощил и дар души, и постоянство воли необходимое для деятельной жизни”. Здесь нужно вспомнить слова, сказанные Печориным перед дуэлью с Грушницким “Зачем я жил…”. Поясните эти слова. Так можно ли Печорина назвать фаталистом?

V. Комментирование оценок за урок.

VI. Домашнее задание.

Письменно ответьте на вопрос: судьба или дело случая, что важнее в жизни человека? Докажите на примерах реальной жизни.

Когда-то В.Набоков говорил о том, что если бы вся жизнь была просто набором нелепых случайностей и не было бы в этом никакого связующего звена, то жить было бы слишком страшно и безнадежно. Этим связующим звеном, возможно, и является в "Герое нашего времени" игра судьбы с человеком.
В главе "Фаталист" есть такой эпизод. Печорин в темноте наталкивается на что-то толстое и мягкое, но при этом неживое. На дороге лежит свинья: ее разрубил шашкой пьяный казак, которого преследовали два других казака. Среди ночи к Печорину прибегают с известием о том, что казак зарубил Вулича, а потом заперся в пустой хате, и никому не удается выманить его оттуда. Среди собравшихся находится и мать убийцы.
Печорин готов испытать судьбу. Есаул отвлекает, казака, а Печорин прыгает в окно дома. Раздается выстрел, промах, казак схвачен.
"Я люблю сомневаться во всем; это расположение ума не мешает решительности характера - напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!"
В этой сцене Печорин находит в себе силы бросить своего рода вызов судьбе. Правда, вызов атот делается с опорой на точный расчет: кинувшись в окно хаты, где заперся казак-убийца, Печорин четко понимает, что его шансы увеличиваются и быстротой его действий, и тем, что убийцу отвлекает есаул. Но расчет его основан и на предопределении: Печорину предсказали "смерть от злой жены", а тот, кому суждено быть повешенным - не утонет.
Странный замкнутый круг, фатальность событий и поступков. Тем не менее такая логика подтверждается сценой встречи Печорина с Верой в гроте: "Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?"
Здесь и сомнения, и странная уверенность, и когда встреча состоится, не последует удивления ни с одной стороны, а Вера даже скажет, "что была уверена, что встретит его здесь". Это не аргумент в пользу фатализма Печорина, а просто часть его жизненной философии, где органично сливаются две противоречащие друг другу установки. Первая из них - "человек предполагает, а Бог располагает", вторая - "под лежачий камень вода не течет". Идет борьба с предопределением с помощью его самого.
Это равновесие, впрочем, очень шаткое, и роман заканчивается не мимолетным, а все нарастающим ощущением большого вопроса, ответ на который здесь, в этой жизни, вряд ли найдется.
Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям XX и XXI веков.