Ремонт и отделка

Образовательный портал. Фундаментальные исследования

Образовательный портал. Фундаментальные исследования

IV. Верно или неверно?

1. Так надо обращаться к ученику: «Молодец, я тобой до­
волен!»

2. Так не надо обращаться к ученику: «Ты обязан это сде­
лать, потому что я так сказал».

3. Успех в общении педагога с учащимися не зависит от
способностей педагога.

4. Школьника нельзя заставить заниматься нелюбимым
делом с полной отдачей сил.

5. При нарушении дисциплины целесообразно отвлечь
ученика, переключив его внимание на новое задание.

6. Педагогу сердиться - все равно, что хворать.

7. Улыбкой нельзя выразить спокойное отношение к про­
казе учащегося, умение держать себя в руках.

8. Нельзя сердиться, услышав шутку учащегося в свой ад­
рес.

9. Старшеклассники характеризуют педагога по первому
впечатлению.

10. Неостроумные учителя не могут использовать юмор в
своей работе.

V. Об отношении учащихся к своему учителю можно уз­
нать, задавая им следующие вопросы:

1. Охотно ли вы идете к учителю со своими вопросами?

2. Берет ли на себя учитель часть вины за плохую учебу,
поведение учащихся?

3. Не слишком ли часто педагоги пользуются местоимени­
ем «Я»?

4. Идет ли учитель с жалобой на плохое поведение к ад­
министрации?

5. Все ответы верны.

VI. Наиболее объективно характеризуют учителя:

1. Сильные учащиеся.

2. Слабые учащиеся.

3. «Середняки».

4. Коллеги, администрация.

5. Родители.


Значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система. Системный характер учительско-н) мастерства отражается в новом интегрированном понятии - профессиональный потенциал педагога (ППП), преимущество ко-нфого в том, что оно объединяет в себе многие разнопла­новые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя.

Профессиональный потенциал (от лат. ро1епс!а - обобщен-ипи способность, возможность^ сила) - главная характеристика педагога. Это совокупность объединенных в систему естёствён-мих и приобретё1шьГх~качеств, определяющих способность пе-дигога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Про­фессиональный потенциал педагога можно определить и как спроектированную на цель способность педагога ее реализо-НИТ1.: при этом соответственно речь идет о соотношении наме­рений и достижений (рис. 10). Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.

Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств:

ППП= Пнеп + Пчип + Пдсп + Пдпд,



ППП - профессиональный потенциал педагога;

Пнеп - неизменяемая часть потенциала, обусловленная об­щими врожденными способностями личности;

Пчип - частично изменяемая (прогрессивная) часть потен­циала, обусловленная естественными специальными способ­ностями личности, развитием последних в процессе професси­ональной подготовки и практической деятельности;

Пдсп - компонент потенциала, добавляемый специальной подготовкой в вузе (специальный);

Пдпд - часть потенциала, приобретаемая в процессе прак­тической деятельности педагога.



-| недостаточный

>------- 1 требуемый ^-["завышенный

Рис. 10

Система ППП содержит структурные части, под которыми понимаются крупные направления (аспекты) подготовки учите­лей и их профессиональной деятельности. Компоненты выделе­ны по направлениям научных исследований, разрабатывающих проблему профессионального потенциала педагога (рис. 11).

Общая структура понятия «профессиональный потенциал» достаточно сложная и многоплановая. С одной стороны, ППП содержит в себе соотношение ориентации как наклонности к педагогической деятельности и действительной ситуации дея­тельности. При таком подходе подчеркивается значение приоб­ретенной и естественной способности к занятиям педагогичес­кой деятельностью. С другой стороны, ППП отражает отноше­ние педагога к профессиональной деятельности. Это значит, что одних лишь способностей, даже когда они есть, мало для качественного выполнения профессиональных обязанностей. С третьей стороны, ППП трактуется как возможность выпол­нять свой труд на уровне требований, налагаемых педагогичес­кой профессией, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса - стилем учебно-воспита­тельной деятельности. Наконец, с четвертой стороны, ППП - это концентрирование приобретенных качеств, т. е. система приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навы­ков, способов мышления и деятельности.




Ближайшим по отношению к ППП общим понятием явля­ется педагогический профессионализм. Профессионализм сво­дится к способности рассчитывать течение педагогических процессов, предвидеть их последствия, опираясь при этом на знание общих обстоятельств, условий и конкретных причин. Иными словами, профессионализм - это умение мыслить и действовать профессионально.

Использование понятия профессионального потенциала по­могает разобраться в иерархии понятий, его составляющих, до­стичь правильного выделения общих условий и конкретных фак­торов.

Общими структурными компонентами педагогического про­фессионального потенциала являются интеллектуальный, мо-тивационный, коммуникативный, операционный (или собствен­но профессиональный), творческий. Культурный, гуманисти­ческий, деятельностный и другие компоненты, обычно выделя­емые в педагогических пособиях, должны рассматриваться как общие условия, в которых протекает профессиональная деятель­ность педагога.

Гашкова Надежда Владимировна

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что ключевой особенностью современной школы должны стать учителя чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Такие профессионалы открыты ко всему новому, глубоко владеют психолого-педагогическими знаниями, являются мастерами в других областях деятельности.

Качество решения основных задач образования во многом зависит от профессионального уровня учителя, поэтому создание условий для развития учительского потенциала, включенности педагога в процессы непрерывного образования является актуальной задачей управления образованием. (Ильина Н.Ф. Учительский потенциал: сущность и поддержка его развития//Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского 2011 № 24)

Потенциал - совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области. (Педагогический энциклопедический словарь - М.: 2002)

Учительский потенциал - совокупность навыков, знаний, способностей педагогов. Источником накопления учительского потенциала является прогресс человеческих способностей: наличие субъекта способного, с одной стороны, развивать свои возможности, с другой - проектировать будущее и его созидать.

Профессиональный потенциал педагога — система учительского мастерства, которая объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя.

Профессиональный потенциал — главная характеристика педагога. Он может быть определен как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запланированных результатов.

Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств. ()

Сущность процесса развития потенциала педагога состоит в:

Разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе осуществления деятельности;

Обогащении знаний и умений педагога;

Формировании профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения деятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ.

Для успешного развития учительского потенциала необходимы следующие условия:

Развитие учительского потенциала должно осуществляться на основе компетентностного подхода;

Процесс развития учительского потенциала происходит за счет участия педагога в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных мероприятиях;

Образование педагога должно быть организовано, как непрерывный процесс достижения поставленных образовательных задач и оформления новых;

Освоение каждым педагогом знаний, умений, способов необходимых для реализации поставленных задач. (Е лена Советова Внутришкольная модель )

Отдельно можно выделить социально-психологические и психолого-педагогические условия эффективного обучения педагогов:

1. Прежде всего нужна мотивация. Каждый учитель должен ясно понимать цели, т.е. каким образом обучение повлияет на его работу, результаты обученности учащихся.

2. Необходимо создать климат, способствующий обучению, а это подразумевает активное участие педагогов в процессе обучения; стремление к познанию нового, к анализу своих достижений и ошибок; поддержку со стороны руководства; желание отвечать на вопросы.

3. Процесс обучения следует разбивать на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из них. Это особенно важно, когда предмет обучения довольно сложен.

4. Необходима положительная обратная связь: похвала, одобрение, поощрение педагогов и т.п.

Как любой вид деятельности развитие учительского потенциала должно опираться на следующие основные принципы:

1. Приоритет самостоятельного обучения. Различные курсы, практические семинары, мастер-классы и т.п. дают учителю лишь первые установки, базовые знания, развивать которые в дальнейшем предстоит самостоятельно. Таким образом, интерпретируя слова Дж. Лукса о том, что существует «разнообразие

уровней готовности учителей усвоить предлагаемую информацию», мы предполагаем, что также существует и различная степень готовности учителей к использованию инновационных технологий. (

2. Принцип совместной деятельности. Одна из форм организации обучения педагогов на уровне учреждения - творческая группа или методическое объединение учителей.

Малая группа - основная форма организации обучения педагогов на уровне учреждения, ее «инновационная клеточка». Это одна из самых продуктивных форм обучения, так как в состав группы входят только те педагоги, которым интересно вместе, которые заинтересованы в сотрудничестве. «Увлеченность исследуемой проблемой способствует переводу методической деятельности педагогов в поисково-исследовательскую, что создает условия для их профессионального роста», - считает Е.Г. Калинкина. (Калинкина Е.Г. Повышение квалификации педагогических кадров как ресурс развития современной школы / Тенденции развития образования: проблемы управления современной школой: материалы III Международной научно-практической конференции Центра изучения образовательной политики. - М.: Университетская книга, 2006.)

Кроме совместной деятельности педагогов интересным ходом является и организация совместной проектной деятельности педагогов и учащихся. Совместные проекты учителей и учащихся способствуют появлению новых образовательных результатов у учащихся, что является свидетельством повышения эффективности самих курсов повышения квалификации

3. Принцип индивидуализации. Реализация возможности построения индивидуальной траектории методического сопровождения (с учетом образовательных потребностей педагогов, их интересов, творческих возможностей) для решения задач, поставленных самим учителем.

4. Принцип направленности на проблемные вопросы практики. Знания, которые осваивает взрослый человек, оцениваются им, прежде всего, как «средство решения проблем и задач, возникающих в ходе его практической деятельности». (Змеев С.И. Основы андрагогики. - М.: Флинта, 1999)

С другой стороны, основу данного принципа составляет направленность на удовлетворение системных потребностей учреждения. При этом следует учитывать, что в комплексных программах развития закладываются некоторые желаемые результаты (например, описание того, что должны знать и уметь выпускники школы согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010). ()

Но в практике реализации этих программ необходимо перманентное (непрерывное) отслеживание реальных результатов, анализ которых дает информацию о продвижении программы, о необходимости ее возможной корректировки, в том числе и в области подготовки учителей.

5. Принцип демократичности взаимоотношений администрации и педагогов. К непременным условиям, обеспечивающим успех повышения квалификации, обычно относят:

  • внимание и заинтересованность администрации школы;
  • атмосферу взаимопомощи, уважения, доверия;
  • возможность не на словах, а на деле изменить в лучшую сторону те или иные аспекты школьной жизни;
  • наличие разветвленной сети формальных и неформальных внутришкольных учительских объединений;
  • высокий уровень коммуникативной культуры;
  • регулярную поддержку квалифицированных специалистов высшей школы;
  • сотрудничество с районным методическим центром;
  • продуманную организационную поддержку.

Обеспечение этих условий - не простой процесс. Как показывают результаты социологических исследований, «стремление педагогов к постоянному совершенствованию своего профессионализма, во-первых, прямо коррелирует со степенью их удовлетворенности своим трудом, и, во-вторых, оценки удовлетворенности тем выше, чем более значительной признается работа учителя общественностью, средствами массовой информации, администрацией школ». (ГаргайВ.Б. Школьная модель повышения квалификации учителей на Западе (по материалам США и Великобритании) / В.Б. Гаргай // Сибирский учитель. - 2004. №1 (31) (http://www.websib.ru/~su/article.htm?225)

Таким образом, организация развития персонала должна учитывать этот принцип с целью поддержания чувства удовлетворения у педагогов от работы по развитию профессионального мастерства.

6. Создание условий для деятельности педагога. Ответственность за реализацию данного принципа во многом лежит на том, какова функция управления в конкретном образовательном учреждении.

Однако, кроме этого необходимо учесть, что педагогу необходимо время, чтобы исследовать и оценить преимущества использования новых знаний для решении определенных задач, - он должен увидеть это в результате собственной работы. В противном случае можно ожидать разочарования со стороны педагога, результатом которого станет отторжение им любых, даже самых эффективных технологий.

Работа учителя есть сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных элементов:

Педагогическая деятельность;
- личность учителя;
- психолого-педагогическое общение.

Список используемой литературы:

  1. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/professionalnyy-potencial-pedagoga.html
  2. ГаргайВ.Б. Школьная модель повышения квалификации учителей на Западе (по материалам США и Великобритании) / В.Б. Гаргай // Сибирский учитель. - 2004. №1 (31) [Электронный документ] (http://www.websib.ru/~su/article.htm?225)
  3. Е. Советова Развитие учительского потенциала. Внутришкольная модель http://upr.1september.ru/articles/2009/22/02 )
  4. 4. Змеев С.И. Основы андрагогики. - М.: Флинта, 1999
  5. 5. Ильина Н.Ф. Учительский потенциал: сущность и поддержка его развития//Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского 2011 № 24
  6. 6. Калинкина Е.Г. Повышение квалификации педагогических кадров как ресурс развития современной школы / Тенденции развития образования: проблемы управления современной школой: материалы III Международной научно-практической конференции Центра изучения образовательной политики. - М.: Университетская книга, 2006
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Электронныйресурс] (http://edu.rin.ru/html/775.html
  8. 8. Педагогический энциклопедический словарь - М.: 2002

Профессиональная деятельность педагогов традиционно является одним из основных объектов научно-педагогических исследований. И это закономерно, поскольку педагог во все времена был и остается ключевым звеном в образовании. Можно менять образовательную парадигму, систему образования и ее нормативную базу, содержание образования и его методологию, применяемые в обучении и воспитании методики и технологии и т.д. Однако качество образования, в конечном счете, будет определяться тем, кто и как реализует эти «научные концепты» в повседневной образовательной деятельности. Иначе говоря, качественные характеристики профессиональной деятельности педагогов во многом являются определяющим фактором качества образования.

Например, Т.Л. Божинская, раскрывая перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании, определяет педагогический потенциал как динамическую функциональную систему, объединяющую личностные ресурсы (образцы поведения, знания, установки, отношения, образующие формы трансляции человеческого опыта), обеспечивающие воспитание и образование личности, ее вживание и развитие в культуре. Педагогический потенциал региональной традиционной культуры заложен в традициях нравственного, духовного, патриотического, трудового, эстетического, экологического воспитания. Педагогический потенциал аккумулирует эти ресурсы региональной культуры и обеспечивает эффективность профессиональной педагогической деятельности .

Однако следует подчеркнуть, что эффективность педагогической деятельности педагогический потенциал региональной культуры обеспечит только в том случае, если он будет использоваться субъектами этой деятельности. Для этого он должен быть соответствующим образом инструментализован , в противном случае «педагогический потенциал региональной культуры» останется невостребованным и не будет «транслирован» субъектам культуры и образования.

То же самое относится и к педагогическому потенциалу семьи, средств массовой информации, искусства, туризма и др.

Что же касается педагогического потенциала различных образовательно-воспитательных феноменов, то они обладают им имманентно, по своей сути, другой вопрос – в какой степени.

Так или иначе, изучение педагогического потенциала культурных, социальных, образовательно-воспитательных структур и объектов – самозначимое направление научно-педагогических исследований, которое получает все большее развитие.

Наряду с этим активно развивается и область исследований педагогического потенциала как характеристики личности, чаще всего – учителя. Однако это понятие, хотя и используется в научной и учебной литературе достаточно часто, пока еще не получило своего исчерпывающего раскрытия. По мнению некоторых авторов, это словосочетание обычно вообще используется в роли образной метафоры.

Проведенный нами анализ различных источников не позволяет с этим согласиться. Он со всей очевидностью свидетельствует, что педагогический потенциал учителя, преподавателя как самостоятельное явление все больше привлекает внимание исследователей, приобретает теоретическое, даже методологическое и научно-практическое значение, а понятие «педагогический потенциал» соответственно наполняется научными смыслами, приобретает терминологический статус в понятийном аппарате педагогики.

Как указывается в одном источнике , в самом общем представлении педагогический потенциал учителя обозначает совокупность возможностей человека, занимающегося педагогической деятельностью. Однако специфика понятия «педагогический потенциал» состоит в том, что оно позволяет рассматривать возможности учителя не только такими, каковы они есть сейчас, но и с позиции их формирования и перспектив развития, поскольку концентрирует в себе три аспекта:

· прошлое – совокупность качеств и свойств, накопленных человеком в процессе личностного и профессионального развития;

· настоящее – актуализация возможностей и их применение в профессионально-педагогической деятельности;

· будущее – тенденции будущего профессионального и личностного развития.

Содержательно педагогический потенциал при этом рассматривается как совокупность объединенных в систему естественных (психофизиологических) и приобретенных (социальных) качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Природная, психофизиологическая составляющая педагогического потенциала – это задатки . Их значимость определяется тем, что не каждый человек может стать хорошим педагогом, а тем более достичь профессионального мастерства. Вряд ли у кого-то сегодня это вызывает сомнение. Совокупность компонентов социальной составляющей, которая исторически меняется в зависимости от представлений о том, каким должен быть учитель, включает: способности, профессионально важные качества, педагогический опыт, педагогическую мотивацию, педагогическую направленность личности профессиональная подготовка сама по себе, априори не является фактором развития педагогического потенциала: чтобы выполнять эту функцию, она должна обладать определенными характеристиками.

То же самое относится и к другим формам непрерывного педагогического образования, которые декларируются как способствующие профессиональному развитию педагогов, в том числе их педагогического потенциала.

Многовалентность термина «педагогический потенциал», который может использоваться для характеристики объектов разного рода, обусловила появление целого ряда терминов, в целом синонимичных ему, но в то же время уточняющих, более четко проявляющих его понятийное наполнение, таких как « профессиональный педагогический потенциал », «профессионально-педагогический потенциал учителя », «профессиональный потенциал педагога ». Хотя эти термины более «громоздкие», они удобны тем, что однозначно отражают соотнесенность понятия с личностью педагога, исключая тем самым возможности для разночтения.

Обобщая разные подходы к пониманию профессионального потенциала педагога, можно выделить следующие основные позиции:

· В понимании одних исследователей профессиональный потенциал педагога представляет собой ту часть внутренних личностных ресурсов человека (таких как потребности, способности, ценностные ориентации, установки, личностные качества и свойства, мотивы, знания, умения, навыки и др.), которые у него имеются в наличии , а поэтому при определенных условиях могут проявиться в профессиональной деятельности, однако в силу тех или иных причин объективного либо субъективного характера используются не в полной мере или вообще не находят применения. То есть потенциал – это то, что не представлено окружающим, что скрыто в недрах человеческой личности, не реализуется в каких-либо деятельностных проявлениях, по крайней мере, в профессиональной сфере. В этом смысле потенциал противопоставлен личностным характеристикам, проявляемым и объективно фиксируемым в различных формах активности, профессиональной педагогической деятельности учителя.

· Согласно другим представлениям, под профессиональным потенциалом педагога понимается вся полная совокупность внутренних личностных ресурсов (возможностей) – и тех, которые активно реализуются в профессиональной деятельности, и тех, которые могут быть реализованы при желании и необходимости, и даже тех, которые пока не сформированы в структуре личности, но могут быть сформированы на основе имеющихся ресурсов и возможностей.

Очевидно, что это разные по своему объему и содержанию понятия – первое является частью второго, охватывается его объемом. В то же время в теоретическом, исследовательском плане данные подходы, при всем их различии, и правомерны, и продуктивны, так как они направлены, в конечном счете, к одной цели – всесторонне изучить это явление, «обозначить место потенциала человека, его возможностей в образовательной системе и роль профессионально-педагогического потенциала учителя в организации и осуществлении профессиональной деятельности», поскольку, как справедливо утверждает О.О. Киселева, «от величины, качества педагогического потенциала и возможности максимально его реализовать зависит система отношений всех субъектов образования, результативность педагогической деятельности в целом» .

/ О.О. Киселева. – М., 2002. – 378 с. Количество просмотров публикации: Please wait

УДК 37.01 ББК 74.202

Рассказов Филипп Дементьевич

доктор педагогических наук, профессор

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет ХМАО-Югры

г. Сургут Катербарг Татьяна Осиповна директор

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Сургут Rasskazov Filipp Dementievich Doctor of Pedagogics,

Chair of Theory and Methods of Professional Education Surgut State University Surgut

Katerbarg Tatyana Osipovna

Headteacher State Comprehensive Secondary School №1 Surgut [email protected] Профессиональный потенциал педагога как педагогическая категория Teacher’s Professional Potential As a Pedagogical Category

В статье рассматриваются категории «педагогический потенциал», «педагогический потенциал учителя», «профессиональный потенциал педагога». Раскрываются потенциальные возможности профессионального развития педагога. Анализируются условия для эффективной профессиональной деятельности педагога.

The basic categories like «teacher"s abilities», «teacher"s potentials» and «pro-fessional abilities of a teacher» are examined in this article. Teacher"s abilities of professional development are revealed in the article as well. The terms and conditions to achieve a professional success in a teacher"s career are analyzed properly.

Ключевые слова: личностный потенциал педагога, педагогический потенциал учителя, профессиональный потенциал педагога, условия для роста педагогического потенциала, мотивация.

Key words: teacher"s personality potential, teacher"s pedagogical potential, teacher"s professional potential, conditions for Pedagogical potential developing, motivation.

В самом общем понимании потенциал (от лат. potencia - обобщенная способность, возможность, сила) рассматривается как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области .

В педагогике оно первоначально получило закрепление в составе понятия «педагогический потенциал», которое было введено и разработано психологом А.М. Боднаром , занимающимся изучением профессионального потенциала. С этих позиций педагогический потенциал рассматривается как сложное комплексное понятие, под которым обычно понимают способности и синтез определенных личностных качеств и свойств человека, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности. В этом смысле педагогический потенциал коррелирует с личностным (человеческим) потенциалом, понимание, которого на сегодняшний день далеко от однозначности.

Вместе с тем при всей изначальной смысловой близости понятия «личностный потенциал педагога» и «педагогический потенциал» на сегодняшний день не могут считаться идентичными. Если личностный потенциал педагога остается всецело психологическим конструктом, то понятие «педагогический потенциал» рассматривается преимущественно с научно-педагогических позиций.

Проведенный анализ различных психолого-педагогических источников со всей очевидностью свидетельствует, что педагогический потенциал учителя, преподавателя как самостоятельное явление все больше привлекает внимание исследователей, приобретает теоретическое, даже методологическое и научнопрактическое значение, а понятие «педагогический потенциал» соответственно

наполняется научными смыслами, приобретает терминологический статус в понятийном аппарате педагогики.

Как указывается в одном источнике , в самом общем представлении педагогический потенциал учителя обозначает совокупность возможностей человека, занимающегося педагогической деятельностью. Однако специфика понятия «педагогический потенциал» состоит в том, что оно позволяет рассматривать возможности учителя не с позиции их формирования и перспектив развития, поскольку концентрирует в себе три аспекта:

Прошлое - совокупность качеств и свойств, накопленных человеком в процессе личностного и профессионального развития;

Настоящее - актуализация возможностей и их применение в профессионально-педагогической деятельности;

Будущее - тенденции будущего профессионального и личностного развития.

В соответствии с представлениями авторов (В.А. Крутецкий, Ф.Н. Гоно-болин, Н.Д.Левитов, В.А. Сластенин, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков), педагогический потенциал формируется в процессе «превращения» задатков в педагогические способности, который может происходить более или менее успешно в зависимости от различных условий и факторов. Многовалентность термина «педагогический потенциал», который может использоваться для характеристики объектов разного рода, обусловила появление целого ряда терминов, в целом синонимичных ему, но в то же время, уточняющих, более четко проявляющих его понятийное наполнение, таких как «профессиональный педагогический потенциал», «профессионально-педагогический потенциал учителя», «профессиональный потенциал педагога». Очевидно, что это связано с кардинальными изменениями, происходящими в образовательной сфере страны. Одним из важных аспектов этих изменений, как отмечает О.О. Киселева, автор первого системного исследования теории и практики развития профессионально-педагогического потенциала учителя в непрерывном педагогическом обра-

зовании (2002), является то, что «акценты перемещаются от утилитарного подхода к педагогу как исполнителю, выполняющему социально значимые функции, к личностному подходу с ориентацией на развитие субъектности и личностного потенциала деятеля, обеспечивающего трансляцию культуры в широком социальном пространстве» .

В такой ситуации потенциальные возможности педагога, выходящие за рамки общих требований, не могли иметь никакой профессиональной значимости.

В современной ситуации гуманистически ориентированных преобразований к учителю предъявляются совершенно иные требования. Динамичность, инновационность развития образовательной сферы, необходимость в непрерывном обновлении образования в соответствии с социальными и технологическими изменениями обусловливают потребность в педагоге нового формата -не только профессионально подготовленного к педагогической деятельности, но и личностно ориентированного на постоянное совершенствование и развитие, на деятельное, активное, творческое отношение к уже приобретенному профессиональному «багажу» и на освоение нового. Потенциальные возможности профессионального развития такого педагога приобретают даже большую значимость, чем его самая качественная профессиональная подготовка в вузе и наработанный на сегодняшний день профессиональный опыт, поскольку завтра он может стать уже абсолютно устаревшим.

Хотя исследования в этой проблемной области только начинаются, некоторые ее аспекты уже стали объектом осмысления. При этом обозначились смысловые связи рассматриваемого понятия с другими педагогическими категориями.

Обобщая разные подходы к пониманию профессионального потенциала педагога, можно выделить следующие основные позиции:

В понимании одних исследователей профессиональный потенциал педагога представляет собой ту часть внутренних личностных ресурсов чело-

века (таких, как потребности, способности, ценностные ориентации, установки, личностные качества, мотивы, знания, умения, навыки и др.), которые у него имеются в наличии, а поэтому при определенных условиях могут проявиться в профессиональной деятельности, однако в силу тех или иных причин объективного либо субъективного характера используются не в полной мере или вообще не находят применения. То есть потенциал - это то, что не представлено окружающим, что скрыто в недрах человеческой личности, не реализуется в каких-либо деятельностных проявлениях, по крайней мере, в профессиональной сфере. В этом смысле потенциал противопоставлен личностным характеристикам, объективно фиксируемым в различных формах активности, профессиональной педагогической деятельности учителя.

Согласно другим представлениям, под профессиональным потенциалом педагога понимается вся полная совокупность внутренних личностных ресурсов (возможностей) - и тех, которые активно реализуются в профессиональной деятельности, и тех, которые могут быть реализованы при желании и необходимости, и даже тех, которые пока не сформированы в структуре личности, но могут быть сформированы на основе имеющихся ресурсов.

Очевидно, что это разные по своему объему и содержанию понятия. В то же время в теоретическом, исследовательском плане данные подходы, при всем их различии, и правомерны, и продуктивны, поскольку направлены, в конечном счете, к одной цели - всесторонне изучить это явление.

Однако в практическом аспекте они далеко не равнозначны. С этой точки зрения важно то, что сама проблема изучения потенциальных возможностей педагога, ее актуализация обусловлены, как было показано выше, объективной необходимостью совершенствования образовательной деятельности, а главным резервом в этом смысле являются именно имеющиеся, но пока не реализованные возможности педагогического корпуса страны. В современной ситуации модернизации отечественного образования, поиска оптимальных путей его обновления нереализованный потенциал педагогов требует активизации и

реализации в профессиональной педагогической деятельности, что в свою очередь актуализирует научно-практическую проблему выявления и разработки условий, факторов, механизмов, средств, способов активизации и реализации профессионального потенциала педагогов. И особенно значима эта проблема в отношении школьных учителей, других специалистов и работников общеобразовательных организаций. При этом необходимо учитывать, что реализация своего внутреннего потенциала - это добровольное желание личности. Поэтому мотивация становится важным, во многом определяющим фактором активизации профессионального потенциала педагога.

В научно-практическом плане важно и то, что профессиональный потенциал - явление не статическое, а динамическое: он - как и личность в целом - формируется и непрерывно изменяется в процессе жизнедеятельности педагога, причем изменения могут носить как характер развития, приращения, обогащения потенциала, так и его деградации, обеднения, снижения.

В идеальном варианте формирование профессионального потенциала педагога начинается в процессе профессиональной вузовской подготовки на основе уже приобретенных к этому времени ресурсов личностного развития. Затем, с началом профессиональной деятельности, создаются условия для его реализации. При этом - по мере накопления профессионального опыта, роста профессионализма, педагогического мастерства - происходит и дальнейшее развитие профессионального потенциала. Важную роль в этом играют дополнительное профессиональное образование, а также самообразование, саморазвитие педагогов, которые позволяют существенно расширять их потенциальные профессиональные возможности, а также более эффективно реализовывать их в практике педагогической деятельности.

Так, одной из серьезнейших проблем современной системы подготовки учителей является то, что, с одной стороны, педагогические вузы, не испытывающие проблем недобора абитуриентов, постоянно готовят и выпускают специалистов, а с другой - в школах сохраняется острая проблема нехватки моло-

дых квалифицированных педагогических кадров. Причина этого заключается в том, что многие выпускники вузов не идут работать в школу. Так, исследование последующего трудоустройства выпускников московских педагогических вузов, проведенное в 2011 г. Исследовательским центром портала Superjob.ru, показало, что более половины дипломированных учителей по окончании вуза так и не приступили к преподавательской деятельности. Более того, они не планировали это изначально, когда поступали в педагогический вуз. Среди опрошенных выпускников 2000-2005 гг. выпуска учителями, воспитателями, педагогами или преподавателями успели поработать менее половины (44,5%). Это даже с учетом того, что выпускники государственных педвузов трудоустраиваются по специальности несколько чаще, чем выпускники коммерческих институтов и университетов: 45,5% против 40,8%.

Следствием этой ситуации с подготовкой учителей является то, что среди школьных педагогов остается очень высоким процент учителей предпенсионного и пенсионного возраста. Вряд ли стоит специально доказывать, что эта категория педагогов с точки зрения активизации и развития профессионального потенциала не может считаться существенным резервом обновления и повышения качества образования.

В силу названных обстоятельств, проблема создания условий для развития, активизации и реализации профессионального потенциала активного корпуса школьных учителей, действительно, приобретает чрезвычайно высокую актуальность. И ее значимость определяется не только тем, что решение данной проблемы будет способствовать повышению качества и эффективности школьного образования (социально-педагогический эффект). Не менее, а, может быть, и более важно то, что личностная самореализация педагога, которая с неизбежностью сопровождает процесс реализации профессионального потенциала, служит фактором, снижающим опасность «профессионального сгорания» и разного рода деструкций учителя. Когда работа приносит личностное удовлетворение, многочисленные в педагогической деятельности профессиональные

сложности не становятся причиной стрессов и психологического перенапряжения (индивидуально-личностный эффект).

Исходя из вышесказанного считаю необходимым дать следующее уточненное определение понятия «профессиональный потенциал педагога»:

Профессиональный потенциал педагога - это сложное динамическое личностное образование, интегрирующее совокупность внутренних личностных ресурсов человека (психофизиологические свойства, потребности, способности, ценностные ориентации, установки, личностные качества, мотивы, знания, умения, навыки и др.), которые при определенных внешних условиях могут проявиться в профессиональной деятельности в форме осознанных профессиональных действий в ситуациях профессионального выбора.

Библиографический список

1. Боднар, А.М. Педагогический потенциал учителя (личностногуманистический аспект): автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.М. Боднар. - Екатеринбург, 1993. - 13с.

2.Божинская Т.Л. Перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании [Текст] / Т.Л. Божинская // Педагог, воспитай личность: науч.-метод. пособие. - Ростов н/Д, 2010. - С. 32-39.

3.Киселева, О.О. Теория и практика развития профессиональнопедагогического потенциала учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / О.О. Киселева. - М., 2002. - 378 с.

4.Костылева, А.А. Актуализация личностного потенциала педагога как средство развития диалогической направленности педагогического общения: автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / А.А. Костылева. - Курган, 2010. -23 с.

5.Никитина, Е.Ю. Организационно-педагогические условия развития гражданской позиции будущего учителя / Никитина Е.Ю., Казаева Е.А.// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск. - 2010. - №2. - С.171-183.

6. Педагогический потенциал личности учителя [Электронный ресурс ] //

Педагогика: курс лекций / БГПУ им. Максима Танка. -

http://bspu.unibel.by/pages/fizzkaf. obshoshovy/topic5.pdf.

1. Bodnar, A.M. Teaching Abilities in a Humanistic Personality Aspect: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. / A.M. Bodnar. - Yekaterinburg, 1993. - 13 p.

2.Bodzinskaya, T.L. Upgrade Perspectives in Local Culture Pedagogical Abilities in Modern Education of Russia / T.L.Bodzinskaya // Teacher! Bring Up a Personality: Methodological Manual. - Rostov-on-Don, 2010. - P. 32-39.

3.Kiseleva, O.O. Teachers’ Professional Education: Theory and Practice: Diss. ... Dr. of Ped. / O.O. Kiseleva. - Moscow, 2002. -378 p.

4.Kostyleva, A.A. Actualization of a Teacher’s Personal Abilities As a Means of Dialogical Trend in Pedagogical Communication: Synopsis of Diss. ... Cand. of Psychol. / A.A. Kostileva. - Kurgan, 2010. -23 p.

5.Nikitina, E.Yu. Organizational and Pedagogical Conditions of Future Teachers’ Citizenship Developing / E.Yu. Nikitina, E.A. Kazaeva // Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. - Chelyabinsk. - №2. - P.171-183.

6. Teacher’s Personal Abilities // Pedagogy: Lectures in BSPU named after Maxim Tank. - Access Mode: http://unibel.by/pages / fizzkaf...obshoshovy/topic5.pdf

1

В контексте современного художественного образования рассмотрено понятие «педагогический потенциал русской народной культуры» и раскрыта его этимология как культурно-педагогического феномена и целостного образования, имеющего самобытную специфику. Обоснована актуальность реализации педагогического потенциала русской народной культуры в развитии творческих способностей подростка. Проанализированы основные подходы к исследованию педагогического потенциала русской народной культуры. Выделены основные сущностные характеристики данного потенциала: коммуникативность, ситуационность, контекстность. Выявлены и описаны компоненты педагогического потенциала русской народной культуры׃ обучающий, развивающий, воспитывающий и ценностно-нормативный. Выделены функции педагогического потенциала русской народной культуры׃ гносеологическая, аксиологическая, регулятивно-нормативная, творческая. Описано ценностно-смысловое содержание выделенных функций. Установлена логическая связь компонентов и функций педагогического потенциала русской народной культуры.

1. Божинская Т.Л. Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании׃ дис. ... канд. фил. наук. – Краснодар, 2010. – 166 с.

2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. – М.׃ Научное изд-во «Большая Рос. Энциклопедия». – СПб.׃ Норинт, 1999. – 948 с.

3. Гаврилова А.О. Структура педагогического потенциала русской народной культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: www.science-education.ru/120-16022 (дата обращения: 11.03.2015).

4. Еремина Н.В. Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в современном мегаполисе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2014. – 26 с.

5. Митрахович В.А. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Волгоград, 2012. – 27 с.

6. Педагогика: учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк и др.; под ред. В.Г. Рындак. – М.: Высш. шк., 2006. – 495 с.

7. Позднякова О.М. Педагогический потенциал культуры как фактор профессионального становления будущего учителя׃ дис. ... канд. пед. наук. – Петропавловск-Камчатский, 2008. – 179 с.

8. Теплова А.Б. Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребёнка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2013. – 25 с.

9. Чистякова М.А. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2007. – 32 с.

Смена ориентиров общественно-политического развития предъявляет сегодня новые требования к современному образованию, к профессиональной педагогической деятельности учителя и портрету обучающегося. Наблюдается ярко выраженная тенденция включения образования в контекст культуры в целом и народной культуры в частности. В условиях социокультурной модернизации, гуманитаризации и этнизации образования одной из насущных проблем является творческое самоопределение личности подростка. В этой связи особую актуальность приобретает проблема развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры.

Чтобы наиболее полно раскрыть сущность педагогического потенциала русской народной культуры, обратимся к этимологии данного понятия. Потенциал (от лат. potentia - сила, мощь) - это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определённой области . Понятие «потенциал» как педагогическая категория характеризуется наличием тех возможностей и средств, которые имеют воспитательную направленность.

Возрастающий интерес к изучению педагогических компонентов культуры и стремление учёных эффективно применять для достижения педагогических целей различные возможности и ресурсы народной культуры привели к выявлению и активному исследованию особого культурно-педагогического феномена - педагогического потенциала культуры (Л.М. Бирюкова, О.О. Киселёва, Е.А. Мясоедова). Педагогический потенциал отдельных культурных явлений, таких как язык, традиция, фольклор, народная художественная культура, русская традиционная культура, средства массовой информации и его влияние на формирование и развитие личности, представлен в широком спектре исследований (Л.И. Левкина, Е.Б. Макушина, Г.Н. Манасова, И.А. Орехова, Т.Я. Приставкина, А.А. Столица, О.Я. Фишукова, М.А. Чистякова, Л.А. Шестакова). Учёные И.В. Власюк, В.А. Митрахович, М.А. Скрыбченко под педагогическим потенциалом понимают совокупность возможностей, способностей, ресурсов. В.А. Митрахович описывает педагогический потенциал как атрибут бытия и присущую всякой системе совокупность параметров, действие которых может быть направлено на формирование какого-либо качества личности при определённых педагогических средствах и условиях . М.А. Чистякова использует понятие «педагогический потенциал» по отношению к объекту - как нечто, заложенное в целостную структуру традиционной народной культуры и её образцов, различных артефактов . Т.Л. Божинская под педагогическим потенциалом понимает интегральное образование с выраженной прогностической направленностью, использующее необходимые ресурсы региональной культуры и обеспечивающее эффективность профессиональной педагогической деятельности . О.М. Позднякова трактует понятие «педагогический потенциал» как динамическую, условно реализуемую систему культурных феноменов (артефактов), объединяющую ценности, нормы, способы и образцы передачи опыта, обеспечивающие личностное развитие человека . В данном контексте носителем педагогического потенциала русской народной культуры выступает этнокультурный артефакт. Н.В. Ерёмина под педагогическим потенциалом народной культуры понимает ценностное содержание традиции как возможности, которые наличествуют в её средствах, формах и реализуются в разновозрастном со-бытийном сообществе . А.Б. Теплова называет педагогическим потенциалом воспитательные возможности, заложенные в средствах народной педагогики, - материнском фольклоре и традиционной народной игрушке, ценности и смыслы, которые они способны передать ребёнку, а также формы осмысленной педагогической деятельности, которые они инициируют .

В рамках нашего исследования под педагогическим потенциалом русской народной культуры мы понимаем сложносоставную, синтетическую систему различных параметров (нормы и смыслы, художественно-образная выразительность русской народной культуры как средство развития творческих способностей подростка, система духовно-нравственных ценностей, которая сложилась в русской народной культуре), совокупность сил, присущих народной культуре, действие которых актуально или может быть актуализировано в специально созданных условиях и при наличии определённых факторов для достижения каких-либо педагогических целей.

Проведённый нами анализ и систематизация научных педагогических, культурологических, философских знаний о феномене педагогического потенциала в целом и русской народной культуры в частности позволил нам сделать вывод о том, что педагогический потенциал русской народной культуры является многогранным феноменом, имеющим своеобразную самобытную специфику (данная специфика определяется сущностными характеристиками русской народной культуры - ценностной и нормативной обусловленностью, традиционностью и этнокультурностью; а также ментальностью русского народа, его мировоззрением) и уникальную природу. Педагогический потенциал - это сложно структурированное образование внутри какой-либо целостной системы; интегральное качество, которое может педагогически воздействовать на субъект при активации механизмов смыслообразования. Важной характеристикой этих педагогических сил является то, что в них заложен своеобразный источник новых возможностей для реализации педагогической деятельности. Скрытые, не актуализированные силы при изменении окружающих, внешних условий и внутренних факторов могут из потенциальных перейти в реально действующие. То есть педагогический потенциал характеризуется не столько его состоянием на данный момент, сколько его возможностями развития в долгосрочной перспективе. Потенциал обязательно наследует признаки, сущностные характеристики и специфику того объекта (субъекта), внутри которого он обнаруживается. Так, педагогический потенциал русской народной культуры впитал в себя отличительные самобытные этнические особенности русской народной культуры, и таким образом перенял на себя часть свойств и сущностных характеристик данной культуры.

Педагогический потенциал русской народной культуры обладает такой характеристикой, как коммуникативность, т.е. развитие личности, её творческих способностей может происходить только в процессе общения с русской народной культурой, постигая которую, подросток начинает думать, анализировать какую-либо проблему, активно рефлексировать. Реализованный педагогический потенциал русской народной культуры становится двигателем механизмов творческого саморазвития личности. В свою очередь, образовательный процесс, предполагающий совместную творческую деятельность педагога и ученика, а также индивидуальную творческую деятельность школьника, направленный на творческую самореализацию личности, активизирует и развивает данный потенциал. Русская народная культура обладает педагогическим потенциалом, потому что она включает подростка и педагога в особого рода развивающую образовательную деятельность.

Следует отметить динамическую природу педагогического потенциала русской народной культуры. Данный потенциал не статичен. Он может находиться в состоянии покоя, а может активно формироваться и развиваться под воздействием каких-либо условий и факторов. Следовательно, можно сделать вывод, что педагогический потенциал русской народной культуры - целостная система, включающая ряд компонентов, способная к развитию и саморазвитию.

Ситуационность также является важнейшей характеристикой педагогического потенциала русской народной культуры, т.к. данный потенциал может работать в определённых специально созданных условиях, педагогических ситуациях и при наличии ряда обязательных факторов, которые будут способствовать максимальному раскрытию данного потенциала.

Контекстность педагогического потенциала русской народной культуры заключается в том, что данный потенциал должен реализовываться в рамках индивидуально-личностного развития каждого ребёнка в отдельности. Он не может быть одинаков для всех школьников ввиду их индивидуальных различий, широты жизненного опыта, особенностей характера, уровня развития творческих способностей, манеры поведения и т.д. Педагогический потенциал русской народной культуры раскрывается и работает для каждого подростка по-разному. Следовательно, данный потенциал индивидуально для каждого будет реализовываться в процессе развития творческих способностей личности, саморазвития и самовоспитания. Таким образом, педагогический потенциал русской народной культуры для одного подростка может раскрываться в полной мере, для другого - показать себя отчасти с какой-либо стороны, для третьего - не проявиться вовсе.

Специфические особенности и природа педагогического потенциала русской народной культуры обусловлены спецификой русской народной культуры как этнопедагогического феномена, её ценностно-смысловым содержанием, этнологическими и этнографическими характеристиками, внутренней мировоззренческой философской составляющей, менталитетом русского народа, обычаями и традициями.

Русская народная культура, имеющая ряд постоянных компонентов׃ систему ценностей, нормы и смыслы, характерные формы и модели поведения в социуме, ритуально-обрядовую систему, этническую символику, - представляет собой сложное комплексное явление, оказывающее сильнейшее воздействие на формирование и развитие личности современного подростка. Данное влияние, если оно педагогически не спроектировано и не упорядочено, в основном имеет стихийный характер, вследствие чего подросток, оказываясь лицом к лицу с русской народной культурой, чаще всего не понимает её, более того, старается от неё отстраниться. В результате русская народная культура становится для подростка неким абстрактным феноменом, который он может постичь путём приобщения к ней и принятия традиционных культурных ценностей. В связи с этим грамотная реализация педагогического потенциала русской народной культуры в образовательном процессе является необходимым условием и гарантом успешности гармоничного творческого развития школьника.

Под реализацией педагогического потенциала русской народной культуры мы понимаем использование возможностей, средств и ресурсов русской народной культуры в образовательном процессе, воспроизведение традиционных ценностей, норм и смыслов субъектами образования. Конкретная образовательная и социокультурная среда вносит коррективы и предоставляет дополнительные возможности, условия, правила и нормы в виде частных принципов функционирования образовательного пространства учреждения . Творчески-результативная, продуктивная преобразовательная деятельность предполагает способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию . В этом смысле творческая деятельность есть процесс и результат самосовершенствования личности. Реализация педагогического потенциала русской народной культуры в образовательном процессе позволит запустить те личностные механизмы, которые будут являться эффективными двигателями процессов творческого саморазвития подростка.

Педагогический потенциал русской народной культуры является системно организованным феноменом, в структуре которого выделяются четыре компонента:

а) обучающий - обеспечивает приобретение подростками глубоких систематизированных знаний в сфере русской народной культуры, изобразительного искусства; умений и навыков в области художественного творчества; компетенций, необходимых школьникам для их художественно-творческой деятельности;

б) развивающий - обеспечивает эффективное совершенствование различных сфер деятельности школьников, в частности художественно-творческой деятельности, а также индивидуально-личностных качеств подростков;

в) воспитывающий - обеспечивает формирование у подростков духовно-нравственных, волевых качеств; бережного и уважительного отношения к окружающей действительности, отечественному и мировому культурному наследию; нравственных убеждений; способов поведения гражданина своего Отечества, патриотических чувств к своей Родине;

г) ценностно-нормативный - обеспечивает формирование определённого мировоззрения подростка; ценностных ориентаций и отношения к явлениям и предметам действительности и культурному наследию своей Родины; моделей поведения в обществе, в своей стране, в мультикультурном пространстве всего мира; процесс интериоризации этнокультурных ценностей подростком как стержневых образований общечеловеческой системы ценностей.

1) гносеологическая (приобретение подростками глубоких знаний в области русской народной культуры, её традиций и ценностно-смысловой сферы);

2) аксиологическая (формирование эмоционально-ценностного отношения к русской народной культуре, её образцам, а также бережного и трепетного отношения к культурам других народов);

3) регулятивно-нормативная (гармонизация и регулирование взаимоотношений членов данной этнической группы, отношений подростков друг с другом в социокультурной среде и с представителями других этнических общностей);

4) творческая (актуализация художественных традиций, приёмов, средств художественно-образной выразительности в творчестве современного подростка).

Каждая функция отражает многоаспектность решения различных педагогических задач и подчёркивает полноту и многогранность содержания педагогического потенциала русской народной культуры и процесса развития творческих способностей подростка на основе данного потенциала. Рассмотрим подробнее выделенные нами функции.

Под гносеологической функцией мы понимаем обобщение и систематизацию знаний о феномене русской народной культуры, её составляющих, специфических особенностях. Понимание уникальности русской народной культуры влечёт за собой расширение кругозора подростка, его ценностно-смысловой сферы. Реализация данной функции происходит через увеличение и обогащение спектра этнокультурных знаний подростка, а также через преодоление стереотипного мышления и ложных представлений в области русской народной культуры. Данная функция позволяет сформировать у подростка систему необходимых знаний и представлений о самобытной специфике русской народной культуры. Изучение основ русской народной культуры, её исторических корней, богатейшей истории; понимание механизмов её функционирования и роли в современном обществе эффективно повлияет не только на повышение уровня эрудиции школьника, но и позволит сформировать у него правильное отношение к русской народной культуре, лишённое стереотипов, рамок и некоторой предвзятости. Также гносеологическая функция способствует формированию толерантного отношения подростка к различным культурам, т.к. располагая необходимым багажом знаний в области этнической культуры, подросток способен самостоятельно анализировать, систематизировать свои представления о культурах народов всего мира и формировать уважительное бережное отношение к этнокультурному мировому наследию. Знакомство с художественными традициями, особенностями русской народной культуры позволяет сформировать к ней отношение как к безусловной общечеловеческой ценности. Таким образом, реализация гносеологической функции является важнейшим условием для работы других функций, т.к. она направлена на построение необходимой теоретической базы, на основе которой школьник самостоятельно может выбирать ценностные ориентиры в области народных культур в целом и русской народной культуры в частности; строить суждения о русской народной культуре, формировать собственное мировоззрение.

Аксиологическая функция педагогического потенциала русской народной культуры нацелена на формирование определённого эмоционально-ценностного восприятия русской народной культуры, её образцов и артефактов. Это позволит школьнику воспринимать русское народное художественное творчество и его конкретные продукты как неотъемлемую и важнейшую часть общемирового культурного наследия. Опыт эмоционально-ценностного восприятия и отношения к процессам и явлениям русской народной культуры способствует анализу и соотношению подростком смыслового традиционного содержания русской народной культуры с общечеловеческими ценностями, нормами и смыслами, а также с его индивидуальным жизненным опытом.

Регулятивно-нормативная функция педагогического потенциала русской народной культуры проявляется в системе требований и норм поведения со всеми представителями данной этнической группы. Подростки как носители русской народной культуры должны принять систему норм и принципов, соблюдать их и транслировать своим сверстникам. Данная функция регулирует отношения в подростковой среде, формирует благоприятный психологический климат, создаёт позитивную атмосферу, лишённую каких-либо противоречий, агрессивных влияний и волнений. Лёгкая открытая атмосфера способствует творчеству подростков, созиданию, созданию уникальных авторских художественных проектов. Регулятивно-нормативная функция поддерживается системами норм, в которые включены право, совокупность ритуально-обрядовых правил и традиций, мораль, этикет. Регулятивно-нормативная функция регулирует поведение субъектов образования путём установления их взаимных прав и обязанностей. Она связана с определением различных сторон и видов педагогической деятельности.

Творческая функция педагогического потенциала русской народной культуры проявляется в соблюдении художественных традиций русской народной культуры при создании произведения искусства, интерпретации этих традиций, их актуализации в творчестве подростка. Ключевым условием реализации данной функции является создание педагогом таких авторских образовательных программ и методик, которые основаны на традициях русской народной культуры и в то же время способствуют созданию подростками авторских самобытных произведений искусства, а не простому подражанию образцам русской народной культуры. Важно раскрыть творческий потенциал русской народной культуры, приблизить подростка к пониманию того, что художественные традиции народной культуры не неподвижный и окостенелый феномен, который не меняется в течение долгого времени, а живое, динамичное, постоянно развивающееся явление, всегда соответствующее своей эпохе. Применяя данные традиции в своём творчестве, подросток может создавать уникальные арт-объекты.

Таким образом, педагогический потенциал русской народной культуры представляет собой комплексный феномен, включающий такие компоненты, как обучающий, развивающий, воспитывающий и ценностно-нормативный. Педагогический потенциал русской народной культуры обеспечивает подростку необходимую базу для развития его творческих способностей, высокой культуры личности, морально-нравственных качеств; осуществляется через реализацию функций: информационной, аксиологической, регулятивно-нормативной и творческой. Реализация выделенных функций педагогического потенциала русской народной культуры в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения позволит значительно повысить качество художественного образования современного подростка.

Рецензенты:

Борытко Н.М., д.п.н., профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Столярчук Л.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Гаврилова А.О. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-19. – С. 4280-4285;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37944 (дата обращения: 12.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»