Татьяна Тихонова
Конспект НОД в подготовительной группе «Часы. Время» (Детский сад 2100)
Направление:
познавательно – речевое развитие.
Образовательная область:
познание (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира).
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная.
Задачи:
Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Систематизировать знания воспитанников о последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления. Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом «потому, что»; уточнение и расширение словаря по теме.
Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Словарная работа:
Активизация- часовой, часовщик, водяные, солнечные, масляные;
Пассивный словарь- циферблат, механические, электронные.
Материалы и оборудование: лепестки к игре «Цветок-годовик», ТСО для демонстрации фото, различные виды часов, тетради «Раз - ступенька, два - ступенька», карандаши простые, мяч, кукла- Фея Времени, мольберт
Ход:
1. Эмоциональный настрой.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Воспитатель: «Мы с вами большая, дружная семья, через наши руки мы передаём своё тепло, хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и передайте свою самую очаровательную улыбку
От улыбки в хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснется
И она к тебе не раз ещё вернётся. ”
2. Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать?
Воспитатель: -Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну «Времени»”. Как вы думаете на чём можно до неё добраться?
Дети: называют варианты, в том числе и машину времени.
Воспитатель: - Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. (звучит космическая музыка)
Вот мы и добрались. Смотрите, нас встречает Фея времени (появляется кукла).
Фея: - Здравствуйте ребята, наверное вы любите узнавать что-то новое и поэтому пожаловали ко мне в гости? Ну тогда ответьте на вопрос: что такое время? Как вы понимаете?
Дети: Это часы, минуты ….
Фея: Правильно, но это не только часы. Например говорят «Время года». Что это значит?
Дети. Это зима, весна, лето, осень,
Фея: Все согласны? У каждого времени года есть свои месяцы, а сколько их всего в году?
3. Фея: Давайте с вами соберём “Цветок - годовик”. Каждому времени года
соответствует свой цвет, возьмите по одному лепестку и называя месяц соберите из них цветок.
(Дети собирают цветок называя месяцы по порядку.)
Фея: А каждый месяц состоит из недель. Сколько дней в неделе?
4. Фея: Назовите дни недели в прямом и обратном порядке.
Дети: Стоя в кругу, передавая мяч друг другу, называют дни недели.
Фея: Молодцы. Послушайте загадку
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез.
Дети: Календарь
Фея: Кто думает по-другому? Почему вы так решили? Ну, конечно же, это загадка про календарь. Каждый сорванный листок это ушедший от нас день, улетевший как птичка. А нужен ли людям календарь?
Дети: Чтобы не перепутать дни, месяцы, недели.
5. Фея: Итак, чтобы точно знать какой сейчас месяц, день и час, люди придумали календарь. Отгадайте ещё одну загадку
Мы день не спим и ночь не спим
И день и ночь стучим, стучим
Ног нет, а ходим,
Рта нет, а скажем: когда спать,
Когда вставать, когда работу начинать.
Дети: Часы
Фея: Все так думают? Верно - это часы. Человек который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?
Дети: (ответы детей)
6. Фея: предлагает детям занять места перед ТСО. Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные (показ фото на ТСО). Но пользоваться ими человек не всегда мог.
а как вы думаете, почему? Дети: рассуждают (если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время).
Фея: Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день (показ фото). В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы?
Дети: Нет, воду нужно было постоянно доливать
Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло!» Фея: Затем изобрели часы -свеча, или огненные часы (показ фото). На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов?
Дети: Свеча может упасть и случится пожар.
Фея: Верно
С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок он есть один
И бог, и царь и господин.
И придумали песочные часы. (Показ слайдов.) Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3,5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто?
Игра: «Хорошо-плохо» (Песочные часы- это хорошо, потому что,Но это и плохо, потому что)
Фея: Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные. Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы). Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута -небольшой промежуток времени, а час –большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем.
7. Физминутка.
Игра “Ходят стрелочки по кругу”
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы часы - наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга,
(дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки не спешите
Вы нам время подскажите.
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой).
Игра повторяется 2-3 раза.
8. Воспитатель: А теперь давайте сядем за столы и в тетради выполним задание № 1. (тетрадь «Раз ступенька, два ступенька, Петерсон, занятие № 21) Как вы думаете что нужно здесь сделать?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите циферблаты часов на рисунке. Соедините «волшебной ниточкой» циферблат часов с соответствующей цифрой в кружочке. Задание выполняется с комментированием: -На первом рисунке показано время 3 часа, поэтому ниточка проведена к цифре 3 (работа самостоятельно). Давайте поиграем.
9. Воспитатель: А теперь скажите как называются часы, которые:
Висят на стене - … (настенные)
Стоят на полу –… (напольные)
Стоят на столе – (настольные
На руке – (наручные)
Лежат в кармане –… (карманные)
Стоят на камине – (каминные)
Воспитатель: Посмотрите какие еще бывают часы (рассматривание разных часов). Вот и время прошло незаметно и нам пора возвращаться назад в группу. Давайте попрощаемся с Феей.
Воспитатель: Занимаем места в «машине времени» (музыка, «возвращаемся» в группу.
10. Воспитатель:- Ребята, вам понравилась путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов?
Дети: рассуждают.
Воспитатель: Кому было интересно в Стране Времени- поднимите руки, а кому было трудно- присядьте. Что было трудного? Что интересно? Кто хотел бы ещё побывать в Стране Времени? Фея подарила вам подарок - задание для каждого ребенка «Который час?» (определить какие часы показывают одинаковое время и раскрасить их попарно в одинаковые цвета).
Спасибо за работу, можно рассмотреть подарки Феи Времени.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад № 27
Петродворцового района Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
«Как узнать время»
Воспитатели: Солодкая Т.В.
Шебина М.А.
Санкт-Петербург
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Вид проекта: творческо-информационный.
Тема проекта: Как узнать время?
Цель проекта: Развивать умение ориентироваться во времени.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- Научить определять время по часам.
Развивающие
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, организовывать свою деятельность в соответствии со временем.
- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать творческую активность.
- Развивать мыслительные операции.
Воспитывающие:
- Расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов, их назначением.
- Содействовать формированию умения трудиться в коллективе.
- Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
Прогнозируемые результаты:
- Сформируется интерес к познанию истории и своего прошлого.
- Дети познакомятся с историей возникновения часов, их разнообразием и назначением.
- Получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени, научатся определять время по циферблату часов.
- Научатся регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
- Дети приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками.
Длительность проекта: 3 недели.
Актуальность: Знания детей подготовительной к школе группы о способах измерения времени (с помощью часов, календаря) недостаточны. Названия временных промежутков (минута, час) для большинства воспитанников остаются абстрактными, так как не накоплен опыт деятельности в течение данных промежутков времени. Имеющиеся у детей знания о времени неполные, единичные. Это объясняется тем, что эпизодические занятия по ознакомлению с признаками частей суток, последовательности дней недели, месяцев, времен года, не дают им необходимого объема знаний о времени – его текучести, периодичности, ритме, темпе. Получаемые сведения не раскрывают полноты временных отношений.
Этапы реализации проекта
Этап | Цель | Мероприятия |
Организационный | Определить основные направления работы | Изучение и систематизация материала по данному вопросу; Изучение научной литературы Подбор художественной, энциклопедической литературы по теме; Подготовка оборудования для изготовления аппликаций, поделок; Подготовка и изготовление дидактического материала; Привлечение родителей к оборудованию (пополнению) «музея Часов», к изготовлению совместно с детьми поделок на тему «Такие разные часы»; Подбор материалов для экспериментальной деятельности детей; Составление плана работы с детьми и родителями. |
Основной | Провести мероприятия проекта по ознакомлению детей с видами часов, историей их возникновения; научить детей определять время по часам; ориентироваться во времени суток, знать названия дней недели, месяцев, их последовательность | Беседы; Тематические занятия; Цикл рассказов для детей; Чтение познавательной литературы о различных видах часов; Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций; Рисование и аппликации; Оформление «музея часов»; Оформление выставки поделок «Такие разные часы»; Работа с родителями. |
Заключительный | Анализ деятельности по реализации проекта | Проведение итогового занятия-игры; Создание презентации результатов деятельности |
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
- непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- чтение художественной литературы;
- беседы, тематические занятия;
- игры (дидактические, подвижные и коммуникативные);
- презентации.
Формы взаимодействия с родителями:
- совместное создание «музея часов»;
- сотворчество детей и родителей.
План реализации проекта
Дата | Цели и задачи | Формы реализации |
07.02 «В царстве часов» | Расширить знания детей о многообразии часов, их строении; Уточнить представления детей о частях суток, временах года; Вызвать интерес к изучению времени; Развивать память, воображение, ассоциативное мышление | Беседы по серии картинок «Времена года», «Части суток», «Разнообразие часов»; Беседа «Измерение времени»; Обсуждение конструкции часов; Просьба к родителям пополнить «музей часов» интересными экспонатами. |
08.02 «Такие разные часы. История возникновения» | Познакомить детей с историей возникновения часов, причиной их появления и их ролью в нашей жизни; Учить четко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом «потому, что»; Развивать исследовательский интерес и любознательность; Активизировать словарь: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат | Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Солнечные часы», «Огненные часы», «Часы без стрелок» (песочные), «Механические часы», «Электронные часы», «Декоративные часы», «Башенные часы». Рассматривание иллюстраций часов, презентация. |
08.02 «Часовая мастерская» Аппликация с раскрашиванием «Часы» | Продолжать знакомить детей со строением часов и их ролью в нашей жизни; Закреплять умение выделять особенности предметов (форму, размер); Формировать у детей художественно – практические умения и навыки (подбор цвета, аккуратность при использовании ножниц, наклеивании изображений и деталей); Формировать навыки работы с шаблонами; Развивать мелкую моторику рук; Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности. | - «экскурсия в «музей часов», рассматривание экспонатов; - «изучение вместе с детьми» правил поведения в музеях; Рассказ об особенностях каждого экспоната, интересных историй о некоторых из них; Детальное изучение строения механических часов; Непосредственно изготовление вместе с детьми аппликации «Часы»; Обсуждение «времени, застывшем на часах» каждого воспитанника, с чем оно связано. Оформление выставки данных аппликаций. |
14.02 «Как узнать время? Определяем время по часам» | Развивать представления о времени; Закреплять знания о сутках, днях недели; Поощрять желание играть в математические игры; Формировать представления о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»; Учить детей регулировать свою деятельность в соответствии с временным отрезком. | Дидактическая игра «Что раньше, что потом?»; Рассматривание модели часов, повторение назначения стрелок; Игра «Как узнать время?»; Рассказ по серии сюжетных картинок «Режим дня» - какие действия, в какое время выполняются; Математическая игра «Соедини картинки»; Сотворчество детей с родителями – поделка «Такие разные часы» |
16.02 «Времена года» | Продолжать развивать знания детей о месяцах, временах года; Закреплять знания детей о времени – его текучести, необратимости и периодичности. | Разгадывание загадок о неделях, месяцах, временах года; Беседа о природных явлениях, присущих каждому времени года; Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Времена года»; |
20.02. «Незнайка и время» | Совершенствовать умение детей определять время; Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; Закреплять знания детей о том, как сберечь время, поддерживать у них это стремление. | Игровая ситуация «Почему Незнайка опаздывает?»; Беседа по картинке «Незнайка торопится»; Беседа о часах, истории их возникновения; Беседа «механические часы и их составные части»; Физкультминутка «Тик-так»; Эксперимент «Что можно сделать за 1 минуту?»; Памятка для детей «Как беречь время?». |
21.02 | Закрепить знания о последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года; Закрепить представления о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»; Обобщить знания детей о времени. | Организация выставки поделок совместного творчества детей и родителей «Такие разные часы»; Итоговое занятие-игра «Как узнать время?»; Создание презентации результатов деятельности. |
22.02. Педагогический совет | Подведение итогов - проделанной работы; Демонстрация презентация результатов деятельности. |
Оксана Серебренникова
Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов»
Проект в детском саду «Удивительный мир часов »
с детьми (6-7 лет) подготовительной группы №7 .
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи
Пояснительная записка : Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что наш проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Цель : Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов .
Задачи :
Познакомить с историей возникновения часов , их разновидностями в прошлом и настоящем.
Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Вид проекта - исследовательско - творческий, групповой .
Продолжительность - среднепродолжительный (апрель-май 2016 год)
Участники - дети, родители, воспитатели и учитель-логопед группы №7 .
Проблема, её актуальность :
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись , они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!
Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.
Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга : «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно : по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.
Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов , какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов . Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов » .
Прогнозируемый результат реализации проекта :
В практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности ;
Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
Дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления) ;
Дети получат новые знания : главное назначение часов – фиксация времени ; что давным-давно были : солнечные, часы-цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
Используются интернет - ресурсы в целях улучшения качества работы;
Разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов , их разновидностям.
Познавательное развитие Беседа «Какие часы были давным - давно»
Дидактические игры : «Кто больше знает?» , «Успей вовремя» , «Четвёртый лишний» , «Назови сутки» , «Когда это бывает?» , «Собери картинку» .
Занятие по познавательному развитию «Часы. Время»
Речевое развитие Беседы «Что такое сутки?» , «Часики-часы»
Рассматривание иллюстраций, открыток.
Отгадывание загадок, чтение стихотворений.
Художественно – эстетическое развитие Загадки, пословицы, стихи о времени, часах.
Чтение «Сказка про часы с кукушкой»
Сказка «Часы и время» , «День рождения Совы»
Рисование «Такие разные часы»
Аппликация «Часики»
Социально – коммуникативное развитие Труд «Фабрика часов »
Сюжетно – ролевая игра «Магазин часов » - игровой сюжет «Покупка часов » , «Часовая мастерская »
Занятие по социально – коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»
Физическое развитие Беседа «По часовой стрелке и против часовой стрелки »
Физминутка «А часы идут, идут…»
Этапы работы над проектом
1 этап - Подготовительный
Цель : Определить основные направления работы.
o Систематизация материала по данному вопросу.
o Подбор экспонатов для организации мини - музея «Часы» .
o Изучение научной литературы по данному вопросу.
o Подбор художественной, энциклопедической литературы.
o Изготовление альбома «Виды часов » .
o Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме
o Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
o Подбор материалов для проведения исследования.
o Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
o Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов ) .
2 этап – Основной
Цель : провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
Беседы «История часов или какие бывают часы?» , «Часики-часы» , «Что такое сутки?» , «Что такое часовые стрелки » .
Чтение познавательной литературы о различных видах часов .
Чтение художественной литературы : Е. Шварц , «Часы и время» Ирис Ревю, «Часы ходят» и «Какие часы лучше» О. Мальцева, «Сказка про часы с кукушкой» С. Прокофьева, «Сказка о волшебных часах» Борис Грешников.
Стихи о человеке и его часах : Ирина Гурина «Весёлые часы» , «Больные часы»
Юрий Коринец, И. Фомичева «Часы с кукушкой» , О. Шалимова «Солнечные
Прослушивание аудиосказки «Песочные часы» , просмотр фильма-сказки «Пока бьют часы»
Рассматривание энциклопедий «Почемучки (про часы) »
Подготовить с детьми небольшие рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах
Заучивание физминутки «А часы идут, идут…» и стихотворение Е. Борисова
Маленькая стрелочка
по часам идет,
Стрелочка большая,
минутам счет ведет.
Тонкая, секундная,
быстренько бежит,
В каждую минутку,
попасть она спешит.
Так, секундочки в минуту,
а минуточки в часы,
Сутками идут по кругу,
у будильника усы.
Рассматривание иллюстраций часов .
Рисование «Часы»
Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография)
Аппликация «Часики»
Дидактическая игры : «Собери картинки» , «Всё о времени» , «Назови предыдущее и последущее число» , «Назови сутки» , «Мой день» , «Время» , «Учим время» , «Четвёртый лишний» , «Когда это бывает?» .
Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?» , «Вы долго гуляли, как определить без часов , что пора идти домой?»
Проведение исследования с водяными часами (могут ли показывать часы давних времен точное время) .
Создание альбома «Такие разные часы»
НОД по социально-коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»
НОД по познавательному развитию «Часы. Время»
Просмотр презентации «Путешествие в прошлое часов » , «Какие бывают часы»
Изготовление макетов разных часов .
Экскурсии : «Магазин часов » , «Часовая мастерская » .
Работа с родителями : рисование совместно с детьми разных часов (для выставки) .
Сотрудничество с родителями – изготовление совместно с детьми моделей часов .
Просьба принести для мини-музея группы «Загадочный мир часов » интересные экспонаты.
Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов )
Консультации для родителей «Как знакомить детей со временем» , «Как научить ребёнка определять время»
3 этап - Заключительный
Цель : обобщение полученного опыта.
Создание мини - музея «Загадочный мир часов »
Создание коллекции разных часов
«Такие разные часы»
Создание презентации «Удивительный мир часов »
Создание альбома разнообразных видов часов с их подробным описанием
Подборка детских книг о часах и времени
Информационное обеспечение проекта :
При создании мини - музея «Загадочный мир часов » перед собой поставила следующие задачи :
o формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
o формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
o формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
o формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
o дать элементарные знания об окружающем;
o заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;
Предварительная работа :
Рассматривание рисунков, картинок и фотографий по данной тематике;
Знакомство с литературными произведениями о часах и времени;
Разучивание стихотворения Е. Борисова
Маленькая стрелочка
по часам идет,
Стрелочка большая,
минутам счет ведет.
Тонкая, секундная,
быстренько бежит,
В каждую минутку,
попасть она спешит.
Так, секундочки в минуту,
а минуточки в часы,
Сутками идут по кругу,
у будильника усы.
Использование дидактических игр по теме «Часы» ;
Деятельность воспитателя в реализации проекта :
Разработка и реализация плана проекта ;
Подготовка конспекта занятия ;
Подготовка , организации и проведение экскурсии по помещениям ДОУ для знакомства с имеющимися настенными часами;
Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми и с родителями;
Подбор научно-популярной и художественной литературы : Энциклопедия «Почемучки» , Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» , сборник сказок о часах, «Стихи про часы и о времени» .
Оформление мини-музея «Загадочный мир часов » из моделей часов , сделанных руками детей и родителей;
Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы» ;
Разработка консультаций и памяток для детей и родителей.
Деятельность родителей в реализации проекта :
o Помощь воспитателю в подборе необходимой литературы, интересной информации, тематических картинок, фотографий;
o Беседы с детьми;
o Чтение детям научно-популярной и художественной литературы;
o Рассматривание иллюстраций;
o Рисование часов совместно с детьми ;
o Изготовление моделей часов совместно с детьми .
МБДОУ детский сад «Березка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что мы знаем о часах»
разработала
воспитатель
Заморохова С.И.
2016 год
Интегрированное занятие по познавательному развитию на тему: «Что мы знаем о часах»
(ФЭМП + ознакомление с окружающим)
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию «время»;
- воспитывать интерес к разным часам.
- закрепить знания по ориентировке во времени по часам, счет в пределах второго десятка, названия и последовательность частей суток, дней недели; активизировать словарь по теме;
- закрепить знания прямого и обратного счета в пределах 10;
- формировать доброжелательное и равноправное отношение между сверстниками;
Оборудование:
часы настенные, наручные, песочные, будильник, секундомер, циферблат с подвижными стрелками; карточки с цифрами от 1 до 12; модель солнечных часов, фонарик электрический, модель водяных часов, парафиновая свеча.
Активизация словаря:
время, будильник, водяные часы (клепсидра), песочные, механические, электронные, секундомер и др.
Методические приемы:
1. Художественное слово.
2. Игра «Назови соседей» (дни недели)
3. Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу»
4. Познавательный рассказ воспитателя о часах.
5. Опыт с водяными часами.
6. Демонстрация принципа действия солнечных часов.
7. Чтение стихотворения о часах
8. Зарисовка часов.
9. Итог занятия.
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу и предлагает детям встать в круг и взяться за руки:
Воспитатель: « Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.
Воспитатель: Ребята , а давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Ивановна, а теперь вы, не отпуская рук, по очереди говорите: «Здравствуйте, меня зовут…» и называйте свое имя и фамилию. (У каждого ребенка на груди висит бейдж, с обозначением имени)
Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку:
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
Что это?
Дети отвечают : часы
Воспитатель:- Молодцы. А вот еще одна:
Мы день не спим, мы ночь не спим, И день и ночь стучим, стучим.
Дети: тоже часы.
Воспитатель: - А теперь давайте присядем и подумаем, зачем людям нужны часы, для чего их придумали? (ответы детей)
Воспитатель: - А как вы думаете, что такое часы? (ответы детей )
- «Часы это прибор для измерения времени»
Воспитатель: - А для чего нужно измерять время?
Дети: Что бы во время ложиться спать, во время вставать, во время кушать, во время приходить на работу, в детский сад; узнать, когда приходит Новый год и др.
А что такое время? Как вы думаете, когда появилось время? (ответы детей )
Воспитатель: - Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя» Что вы слышите в этом слове? Повторите его (дети повторяют )
Воспитатель: - В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется.
Воспитатель: - Время не возвращается, а идет только вперед.
Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на предмет, который все знают - часы.
Воспитатель: - Давайте их рассмотрим. (Показывает циферблат со стрелками ) Что мы видим: круг с числами по кругу, который называется как? Циферблат; и двумя или тремя стрелками. Но, часы, такими как сейчас были не всегда. Сейчас я расскажу вам, как появились часы.
Первыми часами. Которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень. Если тень от палки короткая, значит солнце в самом верху, и день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит сейчас утро или вечер.
(Воспитатель демонстрирует квадратик картона с воткнутым в средине карандашом. Роль солнца исполняет фонарик )
Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?
Люди придумали водяные часы (клипсидры ), которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!» Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.
(Воспитатель демонстрирует изготовленные заранее водяные часы из пластиковой бутылки. А потом демонстрирует процесс изготовления водяных часов с помощью детей. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)
- «Течет время» и в песочных часах . Вернее не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.
Такими часами измеряют не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
(дети рассматривают песочные часы )
Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит. Время не только течет, но еще и сгорает.
(Можно зажечь свечку с нанесенными насечками и показать, как тает время)
Воспитатель: - Сейчас люди очень редко пользуются водяными, песочными, огненными часами. В настоящее время используются часы - циферблатные механические, потому что они удобнее. Какие вы знаете формы механических часов? Назовите их.
(настенные, напольные, настольные, наручные, часы-медальоны, карманные и др.)
Воспитатель: - А вот послушайте стихотворение о часах (читает стихи)
А как называются часы, которые будят нас по утрам? (Будильник ) А как вы думаете, какими были первые будильники? (Крик петуха )
Рассматривание часов на проекторе.
Воспитатель: А теперь послушайте Сказку о часовых (Авторы разработчики программы «Радуга»)
Сказка о часовых
В стареньких часах-ходиках жили-были две сест рички и брат.
Самую маленькую сестричку звали C е кунда. Она была тоненькая, худенькая всегда быстро прыгала на одной ножке и считала. Ее рыженькие ко сички смешно торчали в разные стороны. Раз — и Се кунда уже прыгнула на новое место, раз — и она снова успела прыгнуть. Очень уважали и ценили Секунду все спортсмены. Они всегда брали с собой на тренировки специальный прибор — секундомер и старались опередить Секунду . Но это было нелегко — уж очень она бы стро прыгала. Раз — и секунда уже на новом месте!
Ее сестра Минута была поспокойнее. Секунда 60 раз успевала прыгнуть на одной ножке, пока Минута дела ла шаг. Она так не торопилась. Но деловые люди города очень следили за ее шагами и старались за каждый ее шаг успеть что-то сделать. Минута не спешила, и все-таки она шла достаточно быстро.
Их старший брат Час был уже солидным человеком. Минута делала 60 шагов, прежде чем он делал один. А уж сколько раз успевала Секунда прыгнуть на одной ножке за это время! Час не суетился по пустякам. Но люди говорили, что и он, с их точки зрения, слишком быстро ходит. Через каждые 24 шага Час объявлял о наступлении нового дня.
Ну а семь братцев — дней недели — вам хорошо знакомы. Кто из них сегодня дежурит? Некоторые часы для забывчивых людей показывают и день недели , и да же месяц, и год . Но мы-то не забываем, какой у нас месяц и год?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
детский сад № 27 «Чебурашка».
Проект в подготовительной группе
тема проекта
:
« Времена года»
Подготовила:
воспитатель
Цветкова Ольга Игоревна.
Ржев. 2013-2014г.г.
Тип проекта:
практико - ориентированный, информационно – творческий.
Участники проекта:
воспитатели, дети подготовительной группе, физической инструктор, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации:
долгосрочный (1 год).
Формы работы:
игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Актуальность:
Учитывая рекомендации ФГОС по чтению очень важно комплексно и качественно подготовить детей к школе.
* Сформировать звуковую культуру речи детей через игровую деятельность в детском саду и в семье.
* Создать условия для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе.
*Укреплять связь ДОУ с семьей.
* Развивать мелкую и крупную моторику, связную (диалогическую и монологическую) речь.
* В результате развивающих занятий научить детей логическому мышлению, способности к анализу, знакомить с устройством окружающего мира и научить общаться между собой.
Цель: развитие связной речи детей.
Задачи:
1. Развивать у детей особенности связной диалогической и монологической речи; активизировать словарь детей.
2. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
3. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные методы рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
4. закреплять умение самостоятельно сочинять экологические сказки, составлять загадки, придумывать небылицы.
5. Развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус.
6. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное к ней отношение.
Предполагаемый результат:
1. Будут сформированы:
а) Навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
б) Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
2. Состоится становление ребёнка как личности.
3. Повысится педагогическая компетентность родителей.
4. Будет установлено деловое взаимодействие.
Этапы проекта:
I
. Организационный.
II
. Основной (практический).
III
. Заключительный.
I
. Организационный этап:
Анализ предметной среды.
Сбор информации, материала для реализации проекта.
Разработка гипотезы, цели и задач проекта.
II . Основной (практический) этап.
1. Коммуникация.
А) Беседы «Как природа рисует красками»
«Весна»
«Как я отдыхаю летом»
« Времена года»
Б) Рассматривание иллюстраций художников: Шишкина, и. Левитана, И. Грабаря, фотографий, открыток.
В) Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» (К. Юона «Русская зима», И. Шишкина «Сосна», и. Грабаря «Февральская глазурь»).
2. Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Времена года», «Когда это бывает?»,
«Сложи картинку», «С какого дерева лист?»
« Подбеги к дереву», «Узнай по описанию»,
« Назови детеныша», «Кто где живет?»,
«Чей голосок?» «А что потом?»,
« Отвечай быстро», «Кузовок».
Цель: формировать смекалку, сообразительность, логическое мышление, закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Подвижные игры
:
«Раз, два, три, к дереву беги»
3
.
Чтение художественной литературы:
Стихи, загадки, приметы, поговорки.
А. Федорова «Мороз»,
Л.Толстой «Декабрь»,
Ф. Тютчев «Весна», «Весенние воды»,
С. Есенин «Черемуха»
Художественное творчество
- Рисование «Волшебные краски осени» (знакомство с техникой печатания листьями).
«Ветка рябины» (печатание ватными палочками),
«Волшебная зима», «Мои волшебные снежинки» (рисование акварелью).
«Первый снег» (рисование пальчиками).
«Мое любимое дерево зимой» (гуашь).
«Ветка с первыми листочками» (акварель).
«Весенний букет» (гуашь).
«Грачи прилетели» (акварель).
«Летнее настроение» (акварель).
«На реке» (цветные карандаши).
«Летом в лесу» (цветные карандаши).
«Мои любимые цветы» (акварель).
-изготовление картин о лете из природного и бросового материала.
-
Аппликации:
«Грибочки в лукошке»
«Дары осени».
Музыка:
-Слушаем: «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года»
П. И. Чайковский «Осенняя песня. Октябрь»
«Декабрь. Святки»
Шаинский «Снежинки»
Песни о временах года – слушание и разучивание.
Работа с родителями:
Изготовление костюмов к развлечению.
-Изготовление вместе с детьми поделок из природного материала.
-Оформление информационного стенда.
- Участие в развлечении.
III . Заключительный этап:
Оформление результата проекта в виде презентации.
- Оформление альбома «Времена года».
- Проведение развлечения «Круглый год».
Формы реализации проекта:
1. НОД.
2. Создание творческих работ детей, альбома «Времена года».
3. Заучивание стихов, песен.
4. Составление рассказов о временах года, загадок.
5. Совместное развлечение с родителями.
Результаты реализации проекта:
1. Сформированы навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное.
2. Произошло становление ребёнка, как личности.
3. Повысилась педагогическая компетентность родителей.
4. Установлено деловое взаимодействие.