Ремонт и отделка

Горненский монастырь. Трудники на святой земле

Горненский монастырь. Трудники на святой земле

Подъем у нас рано, в 4-50. На улице ещё темно. Садимся в автобус и едем. За окном начало светать. Город постепенно просыпается. Слева и справа мелькают красивые пейзажи. Вижу, как на горизонте показался городок в нежных лучах восходящего солнца на склоне горы. Долина окутана утренним туманом, что создавало иллюзию морского залива. Сегодня едем в Горненский монастырь. Дорога вьётся лентой по склону горы. Наш автобус остановился перед закрытыми воротами синего цвета. Вышли и отправились пешком по внутренней территории. Природа здесь дышит свежестью и гармонией. Стояла первозданная тишина, лишь слышно весёлое щебетание птиц. Слева дорога огорожена каменной кладкой, и лишь отдельные её фрагменты выложены из пористого розового камня. Поднявшись по дорожке вверх, затем по лестницам, мы очутились перед Горненским монастырём.


Считается, что монастырь основан на месте встречи Богородицы с праведной Елисаветой. В храме монастыря хранится почитаемая икона Казанской Божией Матери.
Ещё издали слышим церковное пение, началась служба. Несмотря, что рано, народу в храме много. Служба идёт гармонично. Батюшка поёт красивым мелодичным голосом молитвы, ему в такт подпевает хор певчих девушек. Батюшки, то и дело заходит за ажурные позолоченные ворота алтаря, совершая какие-то таинства обрядов. Слева и справа от ворот красовались иконы в золочёных рамах. Служба шла своим чередом. Я вышла из храма подышать свежим воздухом. Как здесь красиво. Кругом посажены цветы. Солнце ласково светит из-за угла храма.
После службы нас пригласили пообедать за деревянными столами под навесом рядом с храмом. У нас собой был сухой паёк, который нам выдали в гостинице. На обед нам добавили горячие рожки, приправленные чем-то вкусным. Мы подумали, что это тёртый сыр. У меня было подозрение на рыбу, но фарш был светлый, и никто нам ничего не сказал. Игорь ел с удовольствием. Лишь после обеда он почувствовал жжение во рту, у него покраснело лицо, и припухли губы. Мы все испугались. У Игоря оказалась аллергическая реакция на рыбу, он выпил свои таблетки, и утешил нас, что всё нормально. Затем ушёл к автобусу, а мы с группой поднялись в верхний храм на горе,

помолились там, фотографировали пейзажи гор, открывающиеся оттуда. Но на душе у меня было не спокойно.

Я молилась иконам, чтобы всё обошлось. Пока стояли возле храма, вышла монашка, и стала нас спрашивать: «Где у нас мальчик»? Сердце моё ёкнуло от надвигающейся беды. Мы удивились этому вопросу, зная, что он в автобусе. Я заподозрила неладное. Мы с гидом Дмитрием пошли вниз с горы к автобусу. Придя туда, Игоря не нашли, сказали, что он ушёл в медпункт. Идём обратно в поисках медпункта. Я в душе неистово молилась за сына – «Только не это, спаси и сохрани». Игорь сидел в медпункте. Лицо его было красное и опухшее. Ему сделали укол, его знобило от поднявшейся температуры. Ветеринар поставила диагноз «Отёк Квинке». Это было ужасно. Мы не знали, что делать. Если вызывать скорую помощь, это очень дорого 600-800 шейкелей (5-6 тыс.р.). Решили ехать на автобусе, хорошо, что ехать недалеко. Сначала по территории монастыря Игоря довезли на местной полуоткрытой машине до автобуса. Наши паломники расстроились, и сочувствовали нам. Тем более мы задерживали всю группу.



Наступление лета, а вместе с ним и поры отпусков, побуждает каждого задуматься о том, как провести это время с пользой. У кого-то все уже давно расписано по стандартной схеме: дача и садово-огородные работы либо море, солнце, пляж. Верующие люди стараются уделить часть своего отпуска посещению православных святынь как в России, так и за рубежом. И в первую очередь они, как правило, обращают свои взоры в сторону Святой Земли, стремясь ощутить причастность к происходившим здесь евангельским событиям. Отправиться в паломничество на Святую Землю можно либо присоединившись к одной из групп, формируемых многочисленными паломническими службами, либо напрямую обратившись в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, которая занимается приемом и размещением паломников. Но посещение Святой Земли может быть не только паломничеством или отдыхом – можно одновременно оказать своим трудом посильную помощь здешним обителям, в том числе и в приеме паломников.

Как и чем можно помочь Горненской обители, сестры которой несут послушание по приему и сопровождению паломников, о жизни этой обители рассказала ее настоятельница игумения Георгия (Щукина).

– Сильно ли отличается жизнь насельниц русских православных монастырей на Святой Земле от жизни монашествующих в женских обителях России?

– Да, конечно. Мы живем на земле, куда тысячи и тысячи людей мечтают попасть, чтобы поклониться Гробу Господню и помолиться па святых местах. Когда Святейший Патриарх Алексий назначал меня сюда, то сказал: «Матушка, ваша миссия – принимать паломников». Конечно, и в России женские монастыри посещает много паломников, особенно Дивеевский или Пюхтицкий в Эстонии, но Святая Земля – особенное место. Здесь собраны главные святыни православного мира, все события Нового Завета происходили здесь. Именно поэтому сюда так стремятся люди, особенно сейчас – группа за группой. Мы в Горненском монастыре Русской духовной миссии принимаем их, сестры несут послушание по сопровождению паломников.

– Сейчас кризис, а паломников за последнее время стало больше.

– Больше. Когда я прилетела сюда в 1991 году, вообще никого не было. Первый раз получали Благодатный огонь – тихо, спокойно, ни туристов, ни паломников. Все наши сестры прямо у самой кувуклии стояли. Блаженнейший Патриарх вышел с Благодатным огнем, и мы прямо из его рук зажигали свечи. А теперь совсем по-другому.

С каждым годом людей стало приезжать все больше, как и предсказывал Святейший Патриарх. Вначале я просто не знала, как быть: каждый день столько звонков, столько просьб принять, а у монастыря ни одной гостиницы не было. С Божией помощью начали все восстанавливать и обустраивать.

Святейший Патриарх Алексий прислал нам в помощь 20 человек семинаристов, которые начали понемножечку благоустраивать Горненский монастырь, ведь все было запущено. К храму Всех святых, в земле Российской просиявших, например, подняться было невозможно: ни дорожки, ни тропинки, сплошной лес. Семинаристы его вырубали. У храма не было крыши – почти 90 лет простояли одни стены и внутри выросли огромные деревья. Все нужно было вырубить и расчистить. Сначала трудились рабочие-арабы, а затем семинаристы.

Устроили первую гостиницу – со стороны госпиталя «Хадасса». Когда-то в этом монастырском здании была богадельня. Всего у монастыря, когда я приехала, имелось четыре богадельни, потому что когда-то здесь жило около 200 насельниц и среди них много стареньких и слабеньких. Теперь все эти богадельни у нас стали гостиницами.

Когда я только приехала, в монастыре света не было, водопровода не было. Слава Богу, в те годы шли обильные дожди. Мы наполняли этой водой имеющиеся на территории старые цистерны. Так как паломников не было, общей трапезной тоже, то каждой сестре воды хватало. А позже, когда начались активные восстановительные работы, тогда уже пришлось подключать городское водоснабжение.

– Как сочетается постоянный прием паломников с полноценной монашеской жизнью?

– Сестры, несущие послушание по сопровождению паломников, всегда рады, что имеют возможность снова поехать в Вифлеем, еще раз помолиться у Гроба Господня, посетить реку Иордан, но получается, что они все время на людях, и это, конечно, духовное внимание рассеивает. Они устают. Нужно готовиться к рассказу о каждом святом месте, знать, как и о чем в каждом случае говорить. Посещая с паломниками святое место, сестра молится вместе с ними и призвана передавать свое благоговейное молитвенное чувство им. Конечно, сестрам бывает тяжело. Но этот труд надо нести за святое послушание – такова наша миссия.

Помню, когда я пришла в Пюхтицкий монастырь – мне тогда было 18 лет, – меня поселили в келье с монахиней Аркадией. Она была духовной дочерью отца Иоанна Кронштадтского и сама родом из Кронштадта. Тогда в Пюхтицах я застала много сестер, которые пришли по благословению отца Иоанна. Им пришлось очень трудно. Когда в Пюхтицах строился собор, сестры даже кирпичи сами делали. Косили, бороновали, жали – все вручную, потому что не было никакой техники. И батюшка им тогда говорил: «Сестры, только трудитесь безропотно. Вам три шага до Царства Небесного, только будьте безропотны». Этот его завет нам, новеньким, которые приходили уже после войны, внушали.

– Каков распорядок жизни Горненского монастыря?

– День начинается с молитвы. Летом, когда жарко, в 5 часов утра у нас служится полунощница, акафист читаем. В понедельник – архангелу Михаилу, во вторник – святому Иоанну Предтече, в среду здесь такая традиция: после литургии опускается икона Матери Божией, которая висит над царскими вратами, и мы поем нараспев акафист «Радуйся, Невесто Неневестная». Это очень давняя Горненская традиция. По воскресеньям читаем акафист иконе Божией Матери «Казанская». Службы, слава Богу, каждый день утром и вечером. Литургия служится каждый день, а это очень важно.

Зимой и осенью молитвы начинаются в половине шестого, в праздники – в 6 часов. По воскресеньям, так как мы всегда посещаем ночную службу в храме Гроба Господня, служба начинается в половине седьмого. На летнее время мы не переходим. Еще когда я приехала, старенькие монахини просили меня: «Матушка, не надо переходить на летнее время. У нас в Горнем никогда его не было. Какое время Господь дал, такое пусть и будет». Так и осталось. Конечно, это создает определенные сложности: программу для паломников мне присылают по летнему времени, а у меня в Горнем другое время.

– Подвизаться на Святой Земле – особый крест?

– Когда меня Святейший Патриарх Алексий сюда только назначил, я взмолилась: «Ваше Святейшество, я, наверное, не смогу». А он в ответ: «Матушка, у меня на сегодня одна только ваша кандидатура. Сколько сможете, пробудьте, хоть четыре-пять лет».

Батюшка Николай Гурьянов мне все предсказал: Иерусалим, игуменство. За несколько дней до назначения я у него была на острове, прилетела попрощаться на вертолете из Печор. Вертолет над островом кружится, кружится, ищет место, где приземлиться. Бабульки местные все собрались, смотрят вверх: «Что такое случилось?» – никогда еще не было, чтобы над островом кружил вертолет.

Наконец сели. Идем к церкви вдвоем с тогдашним наместником Псково-Печерского монастыря отцом Павлом – теперь он владыка в Рязани, а отец Николай нас уже на паперти встречает. Отец Павел сначала с ним поговорил, а потом отец Николай ко мне обратился: «Георгиюшка, да какая ты счастливая, да куда ты едешь! К своему святому Георгию». Я отвечаю: «Батюшка, я так переживаю, боюсь, что не справлюсь. Святейший сказал и паломников принимать, и монастырь восстанавливать. Это же заграница, сколько всего надо в голове держать!» А он мне отвечает: «Всего у тебя хватит, справишься. Святейший тебе сказал побыть там четыре-пять годочков, а я хочу, чтобы ты там и померла». Ну, думаю, батюшка утешил. И вот уже 21 год я здесь.

– Сколько насельниц в обители сегодя?

– Когда я пришла, здесь было около 50 монахинь. Из них часть несла послушание в миссии и на участках. Тогда в миссии было всего сестер пять-шесть, а на сегодняшний день их там уже 17. Всего в нашей обители сестер 83. К сожалению, многие, даже молодые, очень немощны. Мне уже 80 лет, но получается, что сестры нашего поколения оказываются крепче, чем молодежь.

Территория у нас большая. Работы в Горнем монастыре хватает. Например, сегодня утром только подмели, вечером ветер – снова листьев набросало, опять надо подметать. Нужны помощницы и в трапезной, и в гостинице: убраться после паломников, подмести, сменить белье.

Мы нуждаемся и в певчих. Наши сестры, сопровождающие паломников, большей частью несут клиросное послушание, и, когда много паломников, на клиросе почти никого не остается. Я, конечно, теперь уже не пою, но иногда приходится немножечко «погудеть», потому что голосов не хватает. Нужны трудницы и на других участках Русской духовной миссии.

Когда я приезжала в Москву на избрание нашего Святейшего Патриарха Кирилла, то встретилась с ним накануне интронизации в Патриархии, в Чистом переулке. Говорю: «Владыка святый, помогите Горнему монастырю! Паломников много, а сестры немощные». И, как только его избрали, он отдал распоряжение, и нам прислали новых сестер – из Пюхтиц, из нескольких женских монастырей Москвы, из Санкт-Петербурга –Иоанновского монастыря на Карповке. Но все равно надо просить еще.

– Пополнение насельниц происходит только из российских монастырей?

– Да. Желающие должны подать прошение на имя Святейшего Патриарха и пройти собеседование с архиепископом Марком, руководителем Управления по зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви. Будет дано благословение – всех принимаем.

– А как должна действовать потенциальная трудница-мирянка, желающая помочь обители?

– Нужно обратиться в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Трудниц оформляют на жительство в Горнем монастыре сроком на три месяца. Иногда приезжают и на более продолжительный срок. Нам очень нужны трудницы, и мы с любовью их примем.

Так как многие люди, разыскивая информацию о Горненском монастыре и находя в интернете этот блог, задают мне в соцсетях часто похожие вопросы, я решила объединить всё, ЧТО ЗНАЮ ЛИЧНО Я ПО СВОЕМУ ОПЫТУ об этом, всю информацию в одну запись в этом блоге.

ВНИМАНИЕ! ЭТО НЕ ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ МОНАСТЫРЯ , это то, что наблюдала и узнала я за весь опыт своего трудничества на Святой Земле с 2012 по 2013 годы.
Учитывайте. Информация могла существенно измениться за прошедшее время!! На дворе 2018-й год. Обязательно связывайтесь с Русской Духовной миссией в Иерусалиме и узнавайте возможности послушания в частном порядке.

Если после прочтения этой записи все-таки останутся личные не освещенные здесь вопросы, спрашивайте в чате в контакте, ссылка на мою страничку есть в верхней записи.

1. КАК ПОПАСТЬ ТРУДНИКОМ/ТРУДНИЦЕЙ В ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ
Скажу сразу - для меня все было проще. Я проходила упррщенную процедуру.
Трудницей принимают или НЕ принимают в зависимости от наличия или отсутствия свободных мест и нужды монастыря в работницах. Узнавать эту информацию необходимо в монастыре. Может быть отказ или перенесение срока.
А в обычном большинстве случаев это делается довольно не сложно.
Вот выдержка с сайта Русской Духовной Миссии в Иерусалиме :

"Волонтерам, имеющим желание потрудиться в Святой Земле на участках Русской Духовной Миссии и в Горненском женском монастыре, следует прислать по электронной почте на адрес Канцелярии РДМ [email protected] следующие документы:

1. Прошение на имя Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (отсканированное прошение с личной подписью, образец можно скачать );
2. Автобиографию (в формате Word);
3. Анкету (скачать с нашего сайта, заполнить и прислать в формате Word);
4. Рекомендацию духовника на имя Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (отсканированную рекомендацию на бланке храма с печатью храма и подписью священника);
5. Отсканированный разворот заграничного паспорта с фотографией.

ВНИМАНИЕ!
Волонтеры на участки Русской Духовной Миссии в Святой Земле в Горненский женский монастырь
принимаются сроком не менее, чем на 3 месяца.
До покупки авиабилетов необходимо согласовать дату вашего приезда с Канцелярией Русской Духовной Миссии!
На весь период вашего пребывания в Святой Земле необходимо оформить туристическую медицинскую страховку."

Поехать потрудиться могут также мужчины, работа для них есть.

2. НА КАКОЙ СРОК МОЖНО ПРИЕХАТЬ ПОТРУДИТЬСЯ
Обычно люди приезжают на максимальный срок, а это для граждан России в Израиле составляет 3 месяца пребывания без выезда, без специальной визы. Это хорошо как для того, чтобы пожить в святых местах и успеть все посмотреть и помолиться, также и для монастыря это удобнее - принимать трудниц не на короткий срок, а на длительные смены. Минимально адекватный срок - это месяц, и для вас как привыкающих к послушанию, и для ваших соработниц в команде, и для монастыря в первую очередь.
На короткие сроки 1-2 недели, в принципе, тоже можно приехать, но не как трудница, а скорее как паломник с самостоятельной оплатой проживания в монастырской гостинице и добровольным походом на послушания. НО ВСЕ ЭТИ НЮАНСЫ НУЖНО УТОЧНЯТЬ В МОНАСТЫРЕ , так как ситуация может меняться в зависимости от времени года, потока паломников, наличия трудниц и т.п.

3. ЧТО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ МОНАСТЫРЬ
Монастырь берет на себя оформление приглашения, которое вы показываете пограничникам в Израиле.
Также монастырь предоставляет трудницам проживание в комнатах по 3-5 человек в небольших домиках и трехразовое питание .
Встречают и провожавют в аэорпорт также, обычно, силами монастыря, ПО ВОЗМОЖНОСТИ.
Перелет оплачиватеся трудницей самостоятельно.
В домиках есть все удобства, душ, туалет, горячая вода, общая стиральная машина, утюг, дежурства по уборке жилья несут трудницы по-очереди.

Монастырь старается организовывать своим трудникам автобусные выезды с гидом на паломничество (2-3 поездки), чтобы трудящиеся могли по разочку посетить святые места Палестины (Вифлеем, пустынные монастыри, Галилею, Иерихон, Хеврон).

4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПОСЛУШАНИЯ
Для женщин основные послушания в монастыре такие:
- трапезная (подача и накрытие столов, мойка посуды, общая уборка - посменно) - самое напряженное послушение из-за постоянно большого потока паломников.
- кухня (заготовки, помощь сестре-повару, кладовая, мойка баков)
- хозяйственные послушания по территории (уборка, подметание, цветники, полив, сжигание мусора и т.п.)
- сезонно - сбор оливок
- уборка и содержание паломнических гостиниц (их на территории пять)
- прачечная
- профессиональных певчих могут взять и на клирос, но нужно иметь ввиду собственные гласы монастыря (не московские) и высокий уровень хора
- 1-2 раза за срок обязательное для всех ночное дежурство в храме с чтением двух кафизм псалтири и синодиков

Для мужчин послушания знаю меньше, но по наблюдениям - это вся хоз. тяжелая работа, которую не могут выполнить сестры.

5. РАСПОРЯДОК ДНЯ И ВЫХОДНЫЕ
Обычно предоставляется 1 выходной в неделю (не обязательно попадает на воскресенье), если получить благословение, то можно в этот день выходить из монастыря по своим делам и для посещения святынь Иерусалима (30 минут дороги до города). В остальные рабочие дни выход из монастыря не благословляется, как правило, да и просто времени нет. Вы все-таки едете на послушания, а не гулять.

Распорядок дня сильно зависит от вида послушания.
Например, в трапезной послушания начинаются рано - в 6 утра.
Тогда как остальные общие послушания - после общего завтрака. Общий завтрак начинается всегда сразу после литургии, время поэтому плавает, но ориентировочно это 8-30 - 9-00 утра.
На обед приглашаются около 12-30 - 13-00.
Конец послушаний перед ужином (около 18-30 - 19-00), в трапезной на обслуживании, конечно, заканчивают позже, да и паломники иногда приезжают поздно на ужин.
Так что распорядок очень условный и для всех немного разный.

6. ДЕНЬГИ
В Израиле и в монастыре в ходу доллары и местные шекели.
Про то, сколько брать с собой денег, сказать совершенно ничего нельзя, так как у всех траты разные. Однако, совершенно точно в течение рабочей недели в монастыре тратить деньги не на что, кроме записок и свечек.
Основные траты приходятся на свой выходной, если выезжать в город, и на дни экскурсий (2-3). Но тут опять же все индивидуально, кто сколько захочет потратить.

7. МЕДИКАМЕНТЫ и МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВКА
Медицинскую страховку монастырь НЕ оформляет.
При необходимости вы можете сделать это самостоятельно: обычная медицинская туристическая страховка (полис) на 3 месяца (или ваш срок пребывания) приобретается в любой страховой компании.
Как и в любой поездке, стоит рассчитывать на свои медикаменты и все вам необходимое брать с собой.
Однако, безусловно, в монастыре есть штатная сетра-медик, и в крайних случаях (или при необходимости в каком-то препарате) помощь может быть оказана.
Мне ничего не пригодилось ни разу. Такие базовые вещи, как обезболивающее, кишечное или лейкопластырь, я беру с собой сама.

8. ПОГОДА или КОГДА ЛУЧШЕ ЕХАТЬ
Я была в Израиле весной, в начале лета, зимой и поздней осенью (ноябрь-декабрь). Могу с уверенностью сказать, что по погоде и ощущению лучший сезон в Израиле - это весна (конец марта, апрель, май) и осень (октябрь-ноябрь). Весна, конечно, более яркая и красивая, так как после зимних дождей все цветет и зеленеет. Погода комфортная, теплая. Также и осенью, хотя пейзаж осенью более скудный после жаркого лета.

Совсем не удобны и даже тяжелы для трудничества дождливые зимние месяцы (январь, февраль), когда льет холодный дождь, и жаркое палящее лето, когда +40 на градуснике.

Если едете с декабря по март, точно пригодится дождевик и непромокаемая обувь (резиновые сапоги).
Если с мая по сентябрь, то крем от солнца и обязательно солнцезащитные очки. Но очки пригодятся в любом сезоне, на самом деле.

9. ЧТО С СОБОЙ БРАТЬ
Вам точно пригодится удобная рабочая одежда минимум 2 комплекта, которую не жалко будет потом списать (для женщин только юбка), одежда для праздничного посещения храма, теплая куртка для ночных служб в храме Гроба Господня, одежда для сна (ночью может быть холодно), непромокаемая обувь в зимний сезон, легкая обувь для остальных сезонов, закрытая обувь для паломнических поездок.
Постельное белье предоставляет монастырь.
Такие вещи, как небольшое личное полотенце, свои средства личной гигиены, мыло и все душевые принадлежности я рекомендую всегда брать с собой.
Стиральный порошок и услуги стиральной машины предоставляются в монастыре.

Форма одежды для женщин мирская, соответствующая православному дресс-коду. Длинные юбки (или до щиколотки), кофты с длинным рукавом или футболки летом. Но не открытые майки. Платок на голову во всех без исключения случаях.
Для профессиональных певчих на клиросе форма одежды только черного цвета полностью.

Город, где Спаситель проповедовал Слово Божье и взошел на крест за грехи всего рода людского — Иерусалим, является священным для христиан всех конфессий. На протяжении веков его посещали русские паломники и подвижники. Ими в Иерусалиме и его окрестностях было построено несколько храмов и обителей. К их числу относится и монастырь Горненский.

Эйн-Карем

Район, где расположена Горненская обитель, находится в юго-западной части Иерусалима. В переводе на русский язык с иврита ее название переводится как «Источник винограда». Согласно библейскому преданию, именно туда, к своей родственнице святой Елизавете приехала Дева Мария, после того как узнала о том, что ей уготовано стать матерью сына Божия. Кроме того, в Эйн-Кареме родился Иоанн Предтеча, который был сыном священника Захарии. Еще будучи во чреве своей матери святой Елизаветы, он взыграл при приближении Богоматери, тем самым возвестив о том, что вскоре должен родиться Спаситель.

Предыстория

Согласно свидетельству современников, монастырь Горненский появился благодаря неусыпным трудам подвижника

Осенью 1869 года он принимал у себя одного из членов Госсовета Российской империи и известного в то время политика П. П. Мельникова. Во время прогулки по окрестностям Иерусалима архимандрит показал гостю участок земли, где сегодня находится Горненская обитель, и попросил помочь приобрести его православной миссии у бывшего французского драгомана Хана Карло Джельяда.

П. П. Мельников организовал комитет по сбору средств, требовавшихся отцу Антонину для обустройства обители. Щедрые пожертвования на богоугодное дело сделали крупные московские фабриканты Путилов и Поляков, братья Елисеевы, известные меценаты, а также многие простые россияне.

Но сбор средств был не единственной заботой архимандрита Антонина, так как селение Эйн-Карем приглянулось миссионеру Ратибсону, благодаря которому католики стали приобретать там участки земли, построили часовню, школу и монастырь Magnificant. Их представители также начали вести переговоры с Джельядом, но он склонялся к тому, чтобы продать свою недвижимость отцу Антонину.

В феврале1871 года, после долгих мытарств, наконец была оформлена купчая на участок драгомана с двумя домами и садом за 55 000 франков. Однако на этом история не закончилась, так как через несколько дней Джельяд умер в результате отравления. Убийство так и не было раскрыто, хотя многие посчитали его местью католических фанатиков.

Строительство первого храма

Поначалу в летний период службы совершались в специально обустроенной палатке, а зимой — в 2-этажном доме миссии. Позже архимандрит Антонин выбирал место для храма и сам начертал архитектурный план. Согласно этому проекту, за строительные сезоны 1880-1881 годов арабский подрядчик Джирьес построил церковь и получил за работу 300 наполеондоров. Кроме того, ему заплатили 30 французских золотых монет за возведение отдельно стоящей колокольни. В 1883 году храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Горненский монастырь: история основания

Сразу же после того как участок земли перешел во владение Русской Православной Церкви, там был построен приют для паломников. Через некоторое время в нем поселились несколько инокинь. Тогда архимандрит Антонин задумал основать необычную православную женскую обитель. Согласно написанному им уставу, в ней могли селиться только монахини, которые были в состоянии построить на ее территории за свои средства дом и посадить вокруг него сад. Так, вместо привычных корпусов с кельями появилась небольшая женская деревня, утопающая в зелени оливковых, миндальных и цитрусовых деревьев.

На территории обители расположена греко-православная церковь, которая была построена в 19-м веке. После того как скончалась монахиня, которая жила при этом храме и многие годы посвятила созданию росписи на ее стенах, он крайне редко открывает свои двери перед посетителями.

Монастырский уклад

Все насельницы, выбравшие местом своего служения Горненский монастырь (Эйн-Карем), имеют свои послушания. Их день расписан по часам:

  • с 5:30 до 9:00 в монастыре проходит утренняя служба;
  • с 9:00 до 9:30 — завтрак в трапезной;
  • с 9:30 до 12:30 — время для послушания, во время которого монахини выполняют задания, которые им назначает благочинная сестра;
  • с 12:30 до 13:00 — обед;
  • с 13:00 до 15:00 — послушания;
  • с 15:00 до 18:00 — вечерняя служба;
  • с 18:00 до 21:00 — послушания.

Трудники

В последние годы все больше людей хотят посвятить некоторый период своей жизни служению Господу. С этой целью они отправляются в обители, где стремятся найти ответы на свои вопросы, касательно спасения души и смысла пребывания человека на земле.

В частности верующие женщины и девушки могут стать трудницами Горненского монастыря на срок до трех месяцев. Для этого им следует получить туристическую визу в Израиль, а также благословение и рекомендацию священника из храма, который они обычно посещают.

Как доехать до обители

Главный вопрос, который интересует тех, кто хочет увидеть Горненский монастырь: как добраться туда из Иерусалима? Легче всего это сделать на автобусах № 19 и № 27 (до остановки «Больница Хадасса»). Кроме того, от Центрального автовокзала туда можно отправиться, сначала воспользовавшись трамваем № 1, а затем автобусом № 28.

Теперь вы знаете, какую историю имеет Горненский монастырь. Как доехать туда, вам также известно, и вы сможете посетить его, если окажетесь в Иерусалиме и захотите побывать в местах, связанных с земным житием Богоматери.


Трудница

Елена живет в Рязани, работает юристом. Но уже не первый свой отпуск она проводит в Горненском монастыре: трудится здесь, на Святой Земле, во славу Божию. О том, почему Елена приезжает сюда, какое послушание и в качестве кого здесь несет, мы поговорили с ней за несколько тысяч километров от дома.
- Как давно вы в качестве трудника посещаете эту обитель?

Впервые я приехала в монастырь в 2013 году в качестве паломника, но уже с твердым намерением потрудиться на Святой Земле. Такая мысль была у меня давно, но я не знала, как это сделать. В Горнем мне сразу все понравилось. Увидела, что здесь есть люди, которые приезжают специально потрудиться. Для меня стало открытием, что сюда можно приехать и работать, что это доступно. Нашу паломническую группу сопровождала матушка из Горненского монастыря, я у нее стала спрашивать о том, как попасть на послушание. Она говорит: «Обычно благословляют приехать и потрудиться в течение трех месяцев, но в исключительных случаях можно взять благословение на месяц». После возвращения домой нашла в интернете сайт, адрес электронной почты монастыря и написала о том, что на три месяца приехать не могу, потому что работаю, попросила разрешить мне приехать на месяц. И меня благословили приехать на месяц. Первый приезд совпал с Успенским постом. Трудников тогда было немало. Благочинная благословила мне подметать дорожки. Потом многие из трудившихся уехали, а мать Алевтина (благочинная) сказала мне помочь матери Александре с цветами. За ними надо было ухаживать, поливать. Множество цветов растет в горшках и около обоих храмов, и у трапезной, и на кладбище. Это послушание было мне дано на два дня, но по истечении двух дней матушка Александра попросила оставить меня на цветах. Так в течение целого месяца я и ухаживала за ними, пока не пришло время лететь домой.

Скучали по обители?
- Да. Целый год мне снился Горненский. Всеми мыслями я была там. Потом вновь написала письмо, вновь меня благословили приехать на месяц. Я поехала в этом году в январе.

Чем занимались зимой?
- Вновь занималась цветами. В январе бывает и дождь, и снег, поэтому цветы надо закрывать, чтобы они не замерзли. Если выглянет солнышко хотя бы на два дня, их надо открывать, чтобы они не попрели. В январе здесь дует ветер хамсин из Африки. Он приносит с собой вредителей. Для защиты цветы необходимо специально обрабатывать. Сейчас (в ноябре) идет сезон хризантем и герани, потом пойдут цикламены и анютины глазки. В монастыре много суккулентов. С матушкой мы ездим в специальные парники в Иерусалиме покупать цветы, потом их пересаживаем, расставляем по территории.

В свои приезды бываете ли вы в святых местах?
- В третий раз я приехала на Пасху. На схождение Благодатного огня попасть не удалось, но я находилась неподалеку от храма. Очень мне понравилось участие в крестном ходе на праздник Входа Господня в Иерусалим. На Елеонской горе есть камень, с которого Спаситель воссел на осленка. Местные жители, греки, паломники приходят к этому камню с пальмовыми веточками и сплетенными из пальмовых веточек крестами. Потом все спускаются крестным ходом с горы, в руках несут ветви пальм, кресты, иконы. Такой особенный тихий крестный ход мне очень понравился.

Расскажите о матушке Александре, которой вы помогаете в Горнем монастыре.
- В монастыре мать Александра выполняла разные послушания. Раньше трудников не было, приходилось самим со всеми делами справляться. Она и келейницей была, и поваром, и цветами занималась. Долгое время одна жила в Тверии. Как-то просила у батюшки благословение учить арабский язык, но он ее не благословил. В Тверии мимо ее окон часто проходили арабы и что-то громко выкрикивали. Если бы она знала, то, может, смутилась бы или устрашилась. Может быть, ее оскорбляли или ей угрожали. Хорошо, что не знала языка. В монастыре она живет уже двадцать два года. Я учусь у нее благоговейно относиться к послушанию. Когда возвращаюсь домой, продолжаю с ней общаться. Иногда меня что-то печалит, а она в тот момент, словно почувствовав, присылает письмо по электронной почте. Бывает, стихотворение или какое-то высказывание пришлет, которое меня утешает.

Что дает вам трудничество в монастыре?
- Оно учит видеть слабые места, порой обнаруживает нерадивость к послушанию. Жизнь в монастыре учит смирению, молчанию. Матушка Александра любит молчать, поэтому иногда пресекает мое любопытство. Наверное, за этим я и приезжаю в монастырь: учиться молчать и послушания выполнять.

***
Соглашусь с Еленой в том, что порой новые обстоятельства жизни помогают нам по-новому взглянуть на себя, оценить свое душевное устроение. Нередко через встречу с людьми, через общение с ними в процессе совместной деятельности мы приобретаем новый жизненный опыт. У моей героини новый опыт познания себя произошел через соприкосновение с жизнью монастыря в молитве и труде.
Наталья Гордиенко