Дизайн

Что располагали в центре древнеегипетского сада. Сады Древнего Египта, их значение в истории ландшафтного искусства

Что располагали в центре древнеегипетского сада. Сады Древнего Египта, их значение в истории ландшафтного искусства

1 - вход; 2 - пергола, увитая виноградом; 3 -жилое здание; 4 - бассейны.

План строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки

Афинский Акрополь.

Комплекс храмов (крепость, где жители могли прятаться во время осады). Расположен он на окраине Афин, на возвышающемся скалистом уступе размером 130 на 300 метров.

План Акрополя :

I - пропилеи римского времени; 2 - храм Ники Аптерос; 3 - постамент памятника Агриппе; 4 - Пинакотека; 5 - «Пропилеи Мнесикла»; 6 - южное крыло пропилей; 7 - остатки древнейших стен; 8 - святилище Артемиды Бравронии; 9 - место статуи Афины Промахос; 10 - место храма Гекатомпедона; 11 - Эрехтейон; 12 - Парфенон; 13 - храм Ромы и Августа; 14 - музей Акрополя; 15 - Одеон Ирода Аттика; 16 - стоя Евмена 11; 17 - святилище Асклепия; 18 - театр Диониса; 19 - Одеон Перикла.

Генералиф

Местонахождение: Гренада (Испания), около Альгамбры, летняя резиденция Халифов

Период создания: 1302-1324 гг.

Генералиф и Альгамбра представляют собой дворцовые комплексы арабов в Испании с внутренними двориками, террасами и садами, оформленными в виде небольших двориков атриум-перистильного типа (патио) – с мощением декоративной плиткой вместо газона и пышной растительностью, расположенной не всегда чётко симметрично, часто довольно свободно, что видно на представленном плане. Вода является основным мотивом сада, она присутствует в каждом патио. Характерной является связь внутренних пространств с внешними видами, что достигается путём создания видовых точек. И в дальнейшем этот приём нашёл широкое распространение.

Тадж-Махал

Местонахождение: Агра (Индия)

Создание: 1632–1653 гг.

Архитектор: предположительно Устад-Иса

Этот замечательный комплекс был создан шах Джеханом, как усыпальница для его любимой жены. Сад перед зданием спроектирован по принципу "чор-баг" – четыре квадрата. В виде главных осей расположены каналы, пересекающиеся в центре парка.

Вилла Ланте

Местонахождение: Баньяя, 84 км от Рима (Италия).

Создание: 50-ые годы XVI века.

Архитектор:Джакомо да ВИНЬОЛА.

Представленные 5 планов итальянских садов относятся к лучшим образцам парков эпохи Возрождения. Они относятся к регулярному стилевому направлению, но регулярность их не жёсткая, сады могут включать отдельные деревья и даже целые рощи, деревья могут иметь свободную форму кроны. Эти сады имеют архитектурный характер, что проявляется уже в тщательной обработке рельефа - обычно это террасирование.

Древнейшие сады мира
Считается, что первой цивилизацией, культивировавшей искусство создания садов и парков, был Древний Египет. Археологические находки, барельефы, рисунки и надписи не оставляют сомнений в том, что у египтян, от фараона до простолюдина, существовало благоговейное отношение к садам как к дарам небес. Например, надпись на гробнице видного сановника рассказывает, что он построил дом, вырыл бассейн и посадил деревья. Под сады отводились
огромные пространства и в частных владениях, и на городских площадях. Один из таких садов изображён на стене зала Анналов в Карнакском храме: фараон Тутмос III отдыхает среди тенистых деревьев. Садами славилась древняя столица Фивы. Существовали сады и при больших храмах, например храмах Ментухотепов.

Фараон Рамсес III расширил сады и леса. «Я заставил плодоносить все деревья и растения на земле. Я сделал так, чтобы люди могли сидеть в их тени», - говорил он. Фараон разбил огромные сады в резиденции своего
прославленного предка Рамсеса II, вдоль священного пути устроил роскошные цветники, посадил виноградники, чтобы у бога Атума было вдоволь вина, и оливковые рощи, дававшие «наилучшее в Египте масло, чтобы ярко горело пламя в священном дворце». Более других Рамсес III почитал храм Хора: «Я заставил расцвести священную рощу, которая находится в его ограде. Я заставил зазеленеть папирусы, как в болотах Ахбит (где, согласно мифу, жил Хор-младенец). А Они были в небрежении с древнейших времён. Я сделал цветущей Священную рощу твоего храма и дал ей место, которое было пустыней. Я назначил садовников, чтобы всё плодоносило». Знаменит был и парк царицы Хатшепсут, а фараон Тутмос IV привёз из похода в Палестину коллекцию редких растений и приказал сделать барельеф с их изображением. Это древнейшее свидетельство о ботаническом саде.

После каждой военной кампании сады египтян пополнялись новыми растениями. Из Персии они вывезли резеду, мак, мирту и клещевину, из семян которых получали масло для обрядовых действ. В царствование Клеопатры (I в. до н. э.) в Египте увлекались разведением роз. Их лепестки толстым слоем устилали полы пиршественных залов прославленной царицы, розовые венки украшали головы пирующих, возлежавших на подушках, наполненных розовыми лепестками. Благоухающие розы обвивали кубки с вином, стены и колонны залов. Прекрасным садам Клеопатры и её розовым пирам пытались подражать знатные римляне. За цветы, вывозившиеся целыми кораблями, они платили египтянам огромные деньги.
Вероятно, именно в Древнем Египте были созданы первые образцы регулярной планировки садов, сочетающие красоту и пользу, изящество и утилитарность. В гробнице одного из полководцев фараона Аменофиса III в Фивах сохранилось изображение сада как бы с птичьего полёта: на квадратном участке земли, окружённом высокой стеной, симметрично расположены аллеи деревьев и изысканной формы бассейны с водоплавающими птицами, а в середине сада разбит виноградник. Здесь же находится жилой дом.

В тени деревьев нередко ставили изящные беседки для трапез. Под деревянными навесами в кувшинах охлаждались напитки, а на столах и подставках красиво размещались изобильные яства. Воздух был напоён ароматом цветов. Более всего чтили лотос, посвящённый богу заходящего Солнца Осирису и богине плодородия Исиде. В садах, как правило, устраивали квадратные или прямоугольные пруды либо бассейны, облицованные камнем; в них цвели водяные лилии и плавали утки. Иногда разводили почитавшихся священными крокодилами, змей, ящериц и т. п. Пруды с папирусами, кувшинками и лотосами положили начало так называемым водяным садам. Каменные ступени вели к причалу, где для увеселения хозяев и гостей почти всегда стояла лодка.

Из всех садовых работ самой трудоемкой являлся полив. Еще в эпоху среднего царства садовники ходили к водоёму с глиняными кувшинами - прообразами лейки, подвешивали их на коромысло и приносили к главной канаве; вылитая в неё вода растекалась по другим канавам и орошала сад. Эта однообразная и тяжёлая работа отошла в прошлое лишь с изобретением шадуфа. На берегу водоёма вкапывали массивный столб высотой примерно в два человеческих роста, к нему прикрепляли длинный шест, вращавшийся во всех направлениях. К толстому концу шеста привязывали камень, а к тонкому подвешивали на верёвке холщовый или глиняный сосуд. Верёвку тянули вниз и наполняли сосуд, а потом его поднимали вверх и выливали воду в жёлоб. С помощью такого примитивного приспособления смогли решить проблему полива садов. Кстати, шадуфы существуют и по сей день.

Уже во времена Древнего, а тем более Среднего царства хозяин дома и в городе, и в деревне старался иметь свой сад, где выращивал фрукты и овощи. Египтяне любили прямые линии, и потому их сады разделялись на квадраты и прямоугольники ровными тенистыми аллеями из деревьев и виноградных шпалер с цветниками. Состоятельный египтянин Анена собрал в своем саду почти все деревья, росшие в нильской долине: сикомор, финиковую, фиговую, кокосовую и другие виды пальм, ююбу, акацию, тамариск, гранат, персик, тис, а также деревья, породы которых определить не удалось. Известно, однако, что их насчитывалось 18. В садах и рощах каждому виду растений — пальмам, смоковнице, эбеновому дереву — отводили отдельные симметричные квадратные участки. Растения высаживали стройными рядами по росту: самые высокие помещали ближе к ограде, а самые низкие — к середине сада, к пруду.

Если верить Страбону, то при дворце знаменитого царя Соломона (X в. до н.э.) находился бальзамический сад, где выращивали ценные пряности. Один из царских покоев напоминал павильон, украшенный деревьями и растениями из металла, сделанными так тонко и искусно, что их можно было принять за настоящие. По другим сведениям, при дворце Соломона существовал:: богатых сада с бассейнами и редкими рыбами. Древние иудеи уподобили царя могучему дереву, растущему в раю в самом центре земли. С подобными представлениями во многих религиях народов мира связана идея царя строителя святилищ с садом, где растёт древо жизни. Весь мир — это сад главного божества, а царь в нём — садовник.
Висячие сады.

Великолепные сады украшали города Древней Месопотамии. Известно, что ещё в XXII в. до н. э., в правление шумерского царя Гудеа, создавались виноградники, окружённые живыми тростниковыми изгородями. Ассирийский царь Тигратпаласар I (около 1100 г. до н. э.) с гордостью сообщал: «Кедры и буки, а также такие породы деревьев, которые никто из моих предшественников не разводил, привёз я из завоёванных мною земель и посадил в парках моей страны. Также посадил я в ассирийских парках дорогие садовые насаждения, которых раньше не было в моей стране». Удивительно, но воинственные и жестокие ассирийские цари с невероятной нежностью относились к садам, окружавшим их роскошные дворцы, всячески восхваляли и неизменно изображали на барельефах и стелах.
Но особую славу обрели вавилонские висячие сады, считавшиеся одним из чудес света и описанные античными историками Диодором, Страбоном и Геродотом. Прихотливая память потомков ошибочно связала их с именем ассирийской царицы Семирамиды. В действительности величайшие сады древности посвящались другой женщине.

Самый знаменитый царь Вавилона Навуходоносор II (605-562 гг. до н. э.), при котором город достиг невиданного расцвета, любил свою молодую жену, мидийскую принцессу. Она выросла среди зелёных холмов Мидии, наслаждаясь шелестом листьев и тенистой прохладой деревьев, и потому в душном и пыльном Вавилоне задыхалась и тосковала. Навуходоносор доказал, что любовь может творить чудеса: в самом центре жаркой и знойной пустыни он создал для жены образ её далёкой родины. Лучшие математики и зодчие обдумывали проект, лучшие строители воплощали его в жизнь, а ремесленники без устали лепили и обжигали кирпичи. Выло возведено четыре яруса прямоугольных
террас, соединённых широкими лестницами. По замечанию древнегреческого историка Диодора, они сужались кверху, «подобно театру».
Своды ярусов висячих садов опирались на высокие 25-метровые колонны. Террасы, сообщавшиеся витыми лестницами, выложили каменными плитами, покрыли слоем камыша и залили асфальтом. Потом сделали прокладку из двойного ряда кирпичей,скреплённых гипсом, а сверху положили свинцовые листы, чтобы вода не просачивалась вниз. Поверх насыпали толстый слой плодородной земли.

Создание садов явилось весьма трудоёмким делом. Из далёких краёв повозки, запряжённые быками, везли саженцы редких деревьев, завёрнутые во влажную рогожу; семена диковинных растений и трав. День и ночь рабы качали воду из Евфрата, поднимая её на верхнюю террасу, откуда журчащие струи сбегали вниз. Сад производил ошеломляющее впечатление: казалось, будто громадная зелёная, цветущая пирамида, орошаемая фонтанами, парила в воздухе.
Вавилоняне многое восприняли от своих предшественников, шумеров, для которых сады являлись одним из главных источников богатств. В древней легенде рассказывается о трудолюбивом и опытном садовнике по имени Шукаллитуда. Все его усилия вырастить прекрасный сад были тщетны: как бы заботливо он ни ухаживал за растениями, они засыхали, а яростные ветры покрывали лицо его сада «пылью гор». Тогда садовник обратил взор к небу и звёздам, изучил небесные знамения и постиг законы могущественных богов. Благодаря этому Шукаллитуда обрел новую мудрость …узнал решенья божьи.
В саду, в пяти, в десяти местах укромных,
Он там посадил по дереву, их сень — защита.
Сарбату-дерево, с листвою густою, тень его кроны — сень-защита.
Тень его ни в рассвет, ни в полдень,
Ни в сумерки никуда не уходит.
(Перевод Крамера)

Восторженные описания висячих садов оставили и современники Александра Македонского. Восхищённый красотой Вавилона, великий полководец даже намеревался сделать его столицей своей колоссальной империи. Но честолюбивым замыслам не суждено было сбыться. Летом 323 г. до н. э. в душном и раскалённом Вавилоне Александр мучился от приступов неведомой болезни. Ложе царя перенесли из дворца в сады. Наверное, здесь он вспоминал родную Македонию с её тенистыми дубравами, тосковал по запаху трав и шороху листвы. В висячих садах его и настигла смерть.
По примеру Вавилона висячие сады создавались в Древнем Египте, Греции, Риме. В XVI-XVIII вв. в Московском Кремле при жилых покоях царя и царицы устраивали особые верховые сады, изобиловавшие диковинными заморскими растениями. При императрице Елизавете Петровне висячий сад находился над колоннадой вдоль Невского проспекта и реки Фонтанки в Аничковом дворце. Возвели висячий сад и в Зимнем дворце при Екатерине Великой; он сохранился в Эрмитаже до сих пор.

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в IV тысячелетии до н.э. Развитие государства плотно связано с долиной Нила, несущего свои воды с юга на север в Средиземное море. В долине естественно произрастали тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки. Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет, - гранита, известняка, песчаника и др., возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся до наших дней.

За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.

На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.

Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью. В качестве примера приводится план строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
- формирование замкнутых композиций;
- наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
- использование ритма как композиционного приема;
- применение аллейных и рядовых посадок;
- использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Часть I

Аменхотеп IV (Эхнатон) с женой (Нефертити) в саду

В далекой первобытности начался процесс изучения и овладения природой. Среда воспринималась человеком в те времена как сильная и враждебная. Человек обожествлял природу, поклонялся и деревьям, и животным. Из беспомощности человека перед природой и отчаянного желания приблизить ее к себе, закрепиться в мире родился тотемизм – вера в кровнородственные связи между человеком и растением или животным. Тотемизм породил магию, магия – мифы, ритуалы и обряды. Так, первая творческая деятельность (наскальный рисунок, натуральный макет, первобытный танец, изображавшие то или иное животное) носила ритуально-магический характер и была попыткой не отразить природу, а завладеть ею. Человек противостоял природе и боролся с ней за себя, в тоже время наблюдая и изучая ее и постепенно превращая в свою союзницу. Если вы хотите узнать о борьбе между пейзажным и регулярным парками , пройдите в рубрику на нашем .

С первобытных времен человек, перейдя к оседлому образу жизни и устраивая дом, стал огораживать свой кусочек природы. Сад, ограждённый примитивной изгородью от диких животных, представлял собой участок земли, где сажали сначала, в основном, лекарственные растения, затем плодовые и декоративные. Возможно, жилище украшалось цветами. Понятие и содержание декоративного сада сформировались в Древнем Египте . Определилось сочетание декоративной и функций сада (т.е. имеющая практическое назначение). Первые ирригационные системы, декоративные аллеи, перголы появились в садах Древнего Египта . Создание первых садов в Древнем Египте было осложнено засушливым климатом, малым количеством лесов и плодородных земель. Лишь некоторые из насаждаемых в садах Древнего Египта растений росли в естественных условиях на берегу Нила. Поэтому здесь были предприняты первые успешные попытки акклиматизации иноземных растений и создания первых садов на искусственных основаниях. Благодаря сложной системе оросительных каналов сады поливались водами. С тех самых пор боги всех времен и народов «поселились» в садах.

Обожествление мира египтянами

Египтяне жили в абсолютно обожествленном мире. Богами были животные, растения, птицы, небо, земля, горы и река. Изображение египетских богов с птичьими, звериными, лягушачьими и звериными головами и сфинксов с человеческими лицами и сегодня потрясают воображение и одновременно напоминают о действительной связи всего живого. Следы поклонения животным остались в виде аллей сфинксов, львов в Делосе, кладбищ священных крокодилов, собак, кошек и т.д., а также в географических названиях египетских городов, описанных древними греками: Крокодилополь, Ликополь (Волкоград), Кинополь, Леонтополь (Львоград), Элефантина. Еще больше египтяне поклонялись растениям. Сооружение садов Древнего Египта было не только необходимостью, но и требованием религиозных культов. Дворцовый сад царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри был посвящен богу солнца Амону-Ра. Разрешение на строительство садов также давал Амон-Ра, и это было привилегией богатых. От социального положения, богатства зависел и размер сада.

Уход за виноградниками и сбор урожая в Древнем Египте. Фреска из гробницы в Фивах. XII в до н.э.

Многие предполагают, что в эпоху Древнего и Среднего царства, в чаще всего, было распространено строительство плодовых садов, виноградников, огородов. Многочисленные изображения, барельефы, изображающие отдельные виды работ в садах – полив, посадка растений, сбор урожая, — подкрепляют это предположение, указывая на то, что сначала были освоены сады утилитарного назначения (т.е. имеющий практическое назначение). Однако в Новое царство деревья, растения стали компоновать в группы по законам красоты.

Сады Древнего Египта

создавались при храмах, дворцах, жилых домах состоятельных египтян. Вместе со священными рощами, озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, обнесенных валами, стенами. Город, «видимых с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, на зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов». Города Фивы и Тель-эль-Амарна описывались как города – сады.

Города имели прямолинейную сетку, а широкие улицы (до 40 м) играли роль ритуально-процессионных дорог, поскольку вели к дворцам и храмам. Было обнаружено археологами по сторонам улиц ям с остатками земли, корней, фрагменты оросительной системы, как свидетельствовало о наличии их озеленения. Предполагают, что в уличных аллейных посадках использовались пальмы.

План египетской виллы. Барельеф гробницы в Фивах.
1- вход
2 — пергола
3 — жилище
4 — бассейны

Египетская вилла. Барельеф в гробнице около города Тель-эль-Амарна. Среднее царство.

Частный египетский сад

История. Сады Древнего Египта и Крита . На стене гробницы Мефена, визиря фараона Снофру, нашли первое описание частного сада. Этот сад включал дом, озеро и большое количество фиговых деревьев. Некоторые изображения садов Древнего Египта сохранились в барельефах.

Судя из изображений, типичный египетский сад имел квадратный или прямоугольный план, почти симметричной планировки, окружался стенами, символизирующими силу и безопасность. Считалось, что чем массивнее портал, тем выше статус владельца. Здание находилось на оси садов и вместе с ними поднималось над уровнем реки, часто располагаясь на террасах. Центральную часть сада занимал обширный виноградник, увивающий перголу, или пруд. По периметру сада вдоль ограды были устроены аллеи.

Important!

Дорожки в садах Древнего Египта всегда были только прямыми, их кривизна была невозможна на протяжении всех трех тысячелетий Древнего Египта , поскольку ассоциировалась с непорядком.


Сады наполнялись скульптурными изображениями львов, богов, сфинксов, аналогичных тем, что организуют аллею сфинксов в Дэйр-эль-Бахри или «Дорогу процессий» между Карнакским или Луксорским храмами. Дом египтянина окружен амбарами с зерном и маслом. За домом в саду растут разнообразные деревья, по изображениям которых можно идентифицировать пальмы, смоковницы, инжир. В центре сада расположен большой пруд. За прудом по оси перспективы дома посажен сикомор.

Глава «Сады Древнего Египта». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)

Коренные сельскохозяйственные преобразования пришли из Месопотамии в Египет примерно в 4600 г. до н. э.

Египет в эпоху, предшествовавшую древнему царству, представлял собой страну с высокоразвитой цивилизацией. История сохранила нам множество подробностей, свидетельствующих о тогдашнем уровне его культуры.

Вдоль берега Фаюмского озера в V тысячелетии до нашей эры находились поселения. Уровень воды в озере был на 180 футов выше, чем в настоящее время. Жители выращивали пшеницу двузернянку, ячмень, лен, из которого ткали полотно; содержали домашних животных: овец, коз и свиней. Они пользовались серпами с кремневыми наконечниками и каменными топорами.

Важнейшей составной частью цивилизации Египта являются его искусство и особенно архитектура и скульптура. Их отличают великолепие, величавость, монументальность. Арка, свод, колонна стали вкладом Египта в архитектуру мира. Уилл Дурант в своей книге «История цивилизации» отмечает, что в истории скульптуры нет ничего более прекрасного, чем диоритовая статуя фараона Хефрена, брата знаменитого Хеопса, которая находится сейчас в Каирском музее. Статуя дошла до нас почти неповрежденной; высеченная из труднообрабатываемого камня, она живо свидетельствует о своеобразии творческого почерка ее создателя.

Судя по данным археологии, в Древнем Египте было широко распространено садоводство. Фрукты, семена и части растений обнаружены в местах погребений. Многие растения изображены на надгробных памятниках. Рисунки свидетельствуют, что у египтян существовали сады двух видов: светские и сады при храмах.

Известен сад при храме Амона-Ра в Карнаке, который существовал еще со времен правления Тутмоса III, примерно с 1500 г. до н. э. Этот расположенный террасами сад - лишнее подтверждение проникновения метода ландшафтной планировки из Месопотамии в Египет.

Священными деревьями в Египте считались сикамор античный, можжевельник, тамариск и нильская акация. Сикамор античный связывали с именем Нут - богини неба. На некоторых памятниках изображены крестьяне, складывающие к подножию сикамора жертвоприношения: фрукты, овощи, воду в кувшинах.

Умирающий и воскресающий Осирис был в представлении древних богом плодородия и царем загробного мира. В Дендорахе деревом Осириса считалось хвойное. Гроб с его телом изображался как бы внутри дерева. Шишку сосны, часто фигурирующую на памятниках, трактуют как жертвоприношение Осирису. Манускрипт, хранящийся сейчас в Лувре, повествует о том, что кедр возник по воле бога плодородия.

Сикамор и тамариск также считались деревьями Осириса: в посвящениях говорится, что бог плодородия отдыхал под этими деревьями. А его мать, богиня неба Нут, часто изображалась на фоне сикамора. В погребении в Диосполис Нарва изображен тамариск, поникший над саркофагом Осириса. Некоторые из скульптур в огромном храме в Фивах изображают тамариск и двух человек, льющих на него воду. Древние ваятели, очевидно, хотели сказать этим, что Осирис был почитателем деревьев. Предание гласит, что Осирис запрещал повреждать фруктовые деревья и перекрывать источники воды, которые так важны для орошения жарких южных земель.

Имеются данные, подтверждающие, что каждый храм имел свое священное дерево и свои священные рощи. Сохранились записи, из которых явствует, что редкие растения привозились из завоеванных стран как ценная добыча; корни растений аккуратно упаковывались в ящики с землей, а потом «трофеи» высаживались вокруг храмов и дворцов.

В египетской символике и украшениях изображение лотоса встречается повсюду. Миф повествует, что из цветка лотоса родился Гор - восходящее солнце; лотос был символом воскресения. На алтаре жертвоприношения всегда лежали цветки лотоса.

Дворцы и дома богатых вельмож и жрецов обычно располагались среди садов или участков, засаженных деревьями и окруженных стенами.

Изображения в усыпальнице Нембамунов (около Фив) дают ясное представление о светском саде. Здесь растут кувшинки, васильки и маки; отчетливо видна аллея из финиковых пальм, чередующихся с сикаморами.

Выращивали египтяне и инжир. Одна из картин запечатлела обезьян, собирающих инжир. Это позволяет предположить, что египтяне, как и малайцы, обучали обезьян собирать фрукты с деревьев.

На некоторых картинах изображены перголы - беседки, увитые виноградом. Во времена восемнадцатой династии египтяне выращивали черный, пурпурный, красный, белый и бледно-зеленый виноград, культивировали гранат, росший дико в Гималаях, Афганистане, Персии и Палестине. У древних египтян были очень популярны арбузы, цикорий и лук. Крокусы, мак, кувшинки, шафран, лилия белая выращивались в основном как лекарственные растения, а иногда и просто для красоты.

Как обеспечивалось водоснабжение? Египтяне создали систему каналов. Огромные сады фараонов и знати орошались каналами, по которым шла вода из Нила. Маленькие сады снабжались водой из колодцев, аналогичных тем, которые используются в Индии: уравновешенная перекладина, действующая как рычаг для поднятия воды.

Крупный вклад в дело интродукции растений и садоводства внес Рамсес III (1198- 1166 гг. до н. э.). Во времена его правления стали практиковать посадку небольших деревьев и кустарников в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее эта практика была заимствована Римом и садоводами итальянского Ренессанса.

В период правления Рамсеса III было создано 514 садов. Главным их назначением было обеспечение храмов маслом, вином, древесиной и ароматическими травами. Но наряду с этим сады играли не менее важную декоративную роль.