Варианты использования

Черный крест тевтонского ордена. Рыцарские ордена

Черный крест тевтонского ордена. Рыцарские ордена

Ранняя символика Ордена меченосцев изучена плохо. Известно, что на белых плащах орденских братьев был маленький красный крест с расширяющимися концами, под ним вертикальный красный меч. Иногда в наше время изображаются золотые шестиконечные звезды вместо креста или два скрещенных меча. Но современными учеными доказано, что желтая звезда с мечом была символом польского рыцарского ордена Братьев Добжиньских, созданного Конрадом Мазовецким и воевавшим в Прибалтике в основном с литовцами и с жемайтами еще до появления там Тевтонцев. В войне с пруссами они не преуспели, в 1235 году произошло их официальное слияние с Тевтонским орденом. Утверждение о символике Добжиньского ордена подтверждает польская иконография, представляя их герб подобным образом (Pizunski, 1999, 44; Potkowski, 1995, 517). “Хроники Земли Прусской” Петра из Дусбурга (1326 г.), а также реляция Германа фон Зальца (или, по предположениям некоторых исследователей, Генриха фон Гогенлоэ за 1246 г.) говорят, что Добжиньские братья, как и ливонские рыцари носили белые плащи. Добжиньцы, правда, носили на плаще красную звезду без меча. Эдвард Потковский считает, что плащи Меченосцев были черного цвета, и что это отличало их от тевтонцев после объединения двух орденов (Potkowski, 1994, 18-19).
А изображение двух мечей некоторыми учеными относится к позднему периоду Ливонского ордена конца 15 начала 16 веков, - якобы после формального выхода из-под юрисдикции тевтонцев Орден ввел видоизмененную раннюю символику.
Известно также, что помимо белых одежд братьев кнехты носили черное, включая стеганные доспехи. Наличие у них усеченных крестов, как это изображает Дзысь, нигде не подтверждается. Более вероятно просто изображение креста без меча. На щитах изображали красный крест, размером во весь щит (как бы перечеркивая всю его плоскость). Знамена могли нести изображения просто красных крестов, но не исключены знамена с полной орденской символикой.

Символика должностных лиц Тевтонского ордена

Великий гроссмейстер - по центру черного орденского креста, окаймленного желтой каймой, наложен желтый крест. В центре креста - желтый щиток с черным орлом, как знак вассалитета императору.
Великий маршал - его символы не ясны до сих пор. По одной из версий - возможно, то же, что и у гроссмейстера, но без центрального желтого креста. По другой версии кайма достигала только середины каждой перекладины креста.
Ландмейстер - черный крест, поверх по центру которого наложен белый. Похож на эмблему нацистской бронетехники. Гарантии существования подобного символа не существует, хотя вероятность его существования больше, чем эмблемы Великого Маршала.
Великий Комтур, Комтуры - специальных знаков отличия не имели, кроме особого жезла, который символизировал силу правосудия. Комтур был предводителем округи, ополчения, местного самоуправления, а так же осуществлял судебную власть.
Братья рыцари - белые плащи, белая одежда, черные кресты на груди и на плаще. Форма креста с 11 по 15 век периодически менялась.
Полубратья - либо светская, обычно темно-серая или черная одежда, или, по другой версии, белая одежда. Еще одна из версий - в зависимости от ранга или статуса (возможно рыцари-полубратья могли носить белую одежду, а все остальные - серую или черную) плюс серый плащ с черным Т-образным крестом на плече.
Сержанты - белые котты и серые плащи с Т-образным крестом.
Кнехты - черная одежда, включая плащ, и котту, а так же черные стеганки. На одежде нашиты белые щитки с черными Т-образными крестами.
У стрелков возможно наличие зеленой одежды по общеевропейскому образцу.
Никакой красной отделки у ливонцев после слияния с тевтонским орденом не было, как это показано у Дзыся. Не выдерживают критики кресты, изображаемые им на щитах ливонцев, а так же слишком частое изображение у рыцарей котт с бригантинными вставками внутри и виднеющимися заклепками. Таковая найдена всего одна в центральной Германии на надгробии. Массового использования таковых не было, тем более в Прибалтике. Кроме того, она датирована концом 13 века, то есть, это продвинутый доспех. Его использование в Чудской битве и пр. невозможно. Доподлинно известно об использование кожаных кирас поверх кольчуг под котами.
По уставу полагалась полотняная одежда, но из-за в связи с холодным суровым климатом в Прибалтике больше использовалось сукно. Кресты суконные.

Гербы и флаги

У каждого комтурства имелся свой герб и флаг. Сохранилось 5 ливонских знамен, взятых в грюнвальдской битве, в том числе знамя Магистра (ландмейстера) ордена. При взгляде на эти ливонские знамена сразу видно отсутствие у ливонцев самостоятельной символики, отличающейся от остальной тевтонской на тот период (начиная с Девы Марии и кончая щитками с черными крестами на знаменах.)
Сохранилось также печать Германа фон Балка, датируемая концом 30 годов 13 века.
Облачение магистра Ливонского ордена на 1237-38 год - Германа фон Балка, бывшего Тевтонским ландмейстером Ливонии (до того - Ландмейстер Пруссии), выглядело следующим образом: белые одежды, типа рясы, черные чулки (возможны белые), белый плащ с черным прямым крестом на левом плече. В бою поверх доспеха надевалась белая длинная котта с черным прямым крестом на груди с белой сердцевиной.

Литература по данному вопросу


Jana Dlugosza, Roczniki czyli kroniki slawnego Krolestwa Polskiego (Joannis Dligossii Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae), Warszawa, 1969.
Simon Grunau"s Preussische Chronik, hrsg.v. M.Perlbach, Bd.I, Leipzig, 1876, Jan Powierski, Prusowie, Mazowsze i sprowadzenie Krzyzakow do Polski, t.I, Malbrok, 1996.
Edward Potkowski, Grunwald 1410, Krakow, 1994.
Edward Potkowski, Zakony rycerskie, Warszawa, 1995.
Mindaugas Bartninkas, Lietuvos Vytis, Vilnius, 1995.
Henryk Raszkiewicz, Poczatki Rusi, 1996.
Восточная Пруссия, С древнейших времен до конца второй мировой войны, Калининград, 1996.
Pawel Dubzinski, Alfabet heraldyczny, Warszawa, 1997.
Lucia Okulicz-Kozaryn, Dzieje Prusow, Wroclaw, 1997.
Norman Davies, Europa, Krakow, 1998.
Hartmut Boookmann, Zakon krzyzacki, Dwanascie rozdzialow jego historii, Warszawa, 1998.
Pawel Pizunski, Krzyzacy od A do Z, Leksykon, Skarszewy, 1999.
Andrzej Klein, Nicholas Sekunda, Kondrad A.Czernielewski, Banderia apud Grunwald, Lodz, 2000.
А. Н. Кирпичников, "Древнерусское оружие. Выпуск 3. Комплекс боевых средств IX-XIII вв.", изд. "Наука", Ленинградское отделение, Ленинград - 1971 г.
А. Н. Кирпичников, "Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв.", изд. "Наука", Л. 1973.
А. Н. Кирпичников, "Древнерусское оружие. Выпуск 1. Мечи и сабли IX-XIII вв.", изд. "Наука", Ленинградское отделение, Ленинград, 1966.
"Археалогiя, нумiзматiка Беларусиi". Беларусская энцiклапедия, Мiнск, изд. iмя Петруся Броукi, 1993 г.
А. Ф. Медведев, "Оружие Новгорода Великого", - материалы и исследования по археологии СССР, № 65, - Труды Новгородской археологической экспедиции, Т-II, изд. Академии наук СССР, М., 1959.
А. Н. Кирпичников, выпуск 2. "Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени. IX-XIII вв.", изд. "Наука", М.-Л., 1966.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Прямой черный крест Гохмейстера (Верховного Магистра) Тевтонского Ордена Приснодевы Марии на белом поле имел в центре черного одноглавого орла «Священной Римской Империи (германской нации)» на золотом щите. На этот черный крест был наложен более узкий золотой крест королевства Иерусалимского, основанного крестоносцами в Земле Обетованной (так называемый «Крест Императора Констанция» - по древней легенде, римскому Императору Констанцию, сыну первого христианского Императора - Святого Равноапостольного Царя Константина Великого -, в небе над Иерусалимом привиделся крест именно такой формы), чаще всего имевший форму, именующуюся в геральдике «костыльной», «виселицеобразной» или «усиленной» (с поперечными перекладинами на концах лучей креста), оканчивающийся на концах золотыми геральдическими лилиями.

Появление черного одноглавого имперского орла на гербе Гохмейстера «тевтонов» было связано с буллой римско-германского Императора Фридриха II Гогенштауфена 1226 года, даровавшего тевтонскому Верховному Магистру наследственные права суверенного владетельного государя в завоеванной Пруссии (не входившей в состав «Священной Римской Империи») и титул князя (по-немецки: «фюрста», Fuerst, по-латыни: «принцепса», princeps) «Священной Римской Империи германской нации» (во входивших в состав Империи орденских владениях «тевтонов»). Традиционно орел на золотом сердцевом щитке тевтонского Верховного Магистра был целиком черным. Только в последние годы ХХ века появилась тенденция изображать черного орла с красным «вооружением» (клювом и лапами), как на гербе современной Германии (ФРГ).

Золотой иерусалимский крест был дарован Верховным Магистрам Тевтонского Ордена Приснодевы Марии королем Иерусалимским Гвидо(ном) Лузиньяном вместе с рядом привилегий за заслуги тевтонских рыцарей в борьбе против сарацин (исповедавших ислам арабов и турок) в Святой Земле. Золотые же лилии на концах креста в гербе Верховного Магистра Тевтонский Орден за аналогичные заслуги получил от французского короля-крестоносца Людовика IX Святого. К середине XIV в., в эпоху расцвета Тевтонского Ордена в Пруссии, этот уже далекий от первоначальной монашеской простоты, пышный герб украшал белое облачение, доспехи, щит, конскую попону, Большую и Малую хоругвь Верховного Магистра (а с середины XV в. и по сей день - богато украшенный шейный крест на цепи или на черной ленте и металлический крест, который Гохмейстеры носят слева на груди, в качестве своеобразного эквивалента орденской звезды).

С начала XV в. начинает наблюдаться процесс формирования нового, четырехчастного, должностного герба тевтонского Гохмейстера, включающего в себя эмблему Ордена Приснодевы Марии (черный крест на белом поле) в сочетании с родовым (фамильным) гербом магистра. К описываемому времени подобная «четырехчастная» композиция, включающая оба указанных герба, уже существовала в Ордене госпитальеров-иоаннитов. Впервые герб такого типа, отчеканенный на монетах и высеченный на крепостных стенах, появился у иоаннитов (именовавшихся в описываемый период «рыцарями Родоса», или «родосскими рыцарями» - по месту расположения своей тогдашней орденской резиденции) при Великом Магистре Пьере д’Обюссоне, руководившем Орденом Святого Иоанна в 1478-1503 гг.

В Тевтонском Ордене Пресвятой Девы Марии включение родовых гербов Верховных Магистров в состав орденской печати произошло в конце XV в. Но если должностной герб Великих Магистров Ордена иоаннитов представлял собой сочетание герба Ордена с фамильным гербом Магистра, то в щите четырехчастного должностного герба тевтонских Гохмейстеров, изображенном на печати, родовой герб Верховного Магистра «тевтонов» сочетался не с гербом Ордена Девы Марии (прямым черным крестом на белом поле), а с описанным нами выше первоначальным должностным гербом Верховного Магистра (таким же, как на «малых» печатях, начиная с 30-х-40-х гг. XIV в. и на знамени Верховного Магистра всех «тевтонов»). Приведенные в «Хронике Даубмана» 1565 года гербы 34 Верховных Магистров Тевтонского Ордена (на иллюстрациях с портретами Гохмейстеров) представляют собой четырехчастные щиты, содержащие в I и IV части крест с должностного герба Верховного Магистра (но без сердцевого щитка с одноглавым орлом), а во II и III частях – его родовой герб. Четырехчастный герб Верховных Магистров повторяется также на щите и груди «портретных» иллюстраций Гохмейстеров. Позднее крест Верховного Магистра на гербе (включая сердцевой щиток с одноглавым орлом) служил для разделения гербового поля на части, на которых располагались орденские и родовые эмблемы.

В так называемый «габсбургский период» истории Тевтонского Ордена, когда он находился под эгидой Императоров «Священной Римской Империи германской нации» (а впоследствии, с 1806 г. - Императоров Австрии) из династии Габсбургов, именовался Тевтонским Рыцарским Орденом, едва не превратившись в династический Орден Габсбургского Дома и возглавлялся эрцгерцогами (принцами) этого Дома, черный одноглавый орел на сердцевом щитке герба главы Ордена (именовавшегося в этот период официально Гох-унд Дейчмейстерм, т.е. Верховным Магистром и Магистром Германии) одно время (судя по сохранившимся штиандартам) был заменен таким же черным, но только двуглавым орлом (как на гербе Императоров Габсбургской династии); впрочем, впоследствии орел снова стал одноглавым. Кроме того, именно в «габсбургский период» истории Ордена Девы Марии у первоначально совершенно черного гохмейстерского орла на сердцевом щитке на некоторое время появилось вооружение (так на геральдическом языке именуются клюв и лапы) красного цвета (как на современном государственном гербе Германии).

Большой должностной герб Гох- унд Дейчмейстера Тевтонского Рыцарского Ордена - эрцгерцога из династии Габсбургов - с цепью рыцарского Ордена Золотого Руна (Высшего Ордена Австрийской Империи) вокруг щита изображен на иллюстрации, помещенной нами в заголовке настоящей миниатюры. На груди орла расположен увенчанный рыцарским шлемом с 3 белыми и 2 черными страусовыми перьями, трижды разделенный гербовый щит, в I поле которого был изображен герб Габсбургов, во II - герб (Новой) Австрии, в III - герб Лотарингии. В I поле большого гербового щита помещен герб королевства Венгрии (точнее: соединенный герб Старой и Новой Венгрии), во II - герб королевства Богемии (Чехии), в III - соединенный герб королевств Галиции и Лодомирии, в IV - герб Cтарой (Нижней) Австрии.

Здесь конец и Господу нашему слава!

Тевтонский орден – это организация рыцарей, созданная под руководством католичества в Германии в конце двенадцатого века. В основном ордена рыцарей создавались в рамках крестовых походов . Напомним, что последние преследовали цель бороться с «неверными» (мусульманами, язычниками) и распространять католичество.

  • Герб Тевтонского ордена изображался следующим образом: черный крест, по краю – желтая каемка, внутри него – еще один крест желтого цвета. В середине креста был щит желтого цвета, внутри которого – черный орел.
  • Отличительным признаком рыцаря из Тевтонского ордена был черный крест, нанесенный на белую ткань.
  • Девиз Тевтонского ордена звучал как «Помогать, защищать, исцелять».
  • Германия – это государство Тевтонского ордена.

Тевтонский немецкий орден имел определенную структуру:

Тевтонский орден: история

История Тевтонского ордена уходит в далекий 1190 год, когда полным ходом шел Третий поход крестоносцев. Немецкими поломниками тогда был организован своеобразный госпиталь, принимавший больных и получивших ранения. Изначально он был частью ордена Госпитальеров. Но немецкие рыцари стремились быть обособленными от других. Поэтому будущий Тевтонский орден вскоре перешел «под крыло» церкви Святой Марии в Иерусалиме.

В начале февраля 1191 года Папа Римский (таковым на тот момент был Климент Третий) учреждает братство Святой Марии Тевтонской. Через пять лет рыцари его блестяще проявили себя, когда штурмовали крепость Акра. За это госпиталь переформировали в духовно-рыцарский орден. В 1199 году, 19 февраля Папа Римский (теперь уже Иннокентий Третий) делает это объединение автономным и имеющим собственный устав. Это дата и явилась окончательной. Именно этот день считается днем создания Тевтонского ордена, более корректное именование которого – орден дома Святой Марии Тевтонской. На него были возложены следующие задачи:

  • Защищать немецких рыцарей.
  • Лечить людей, нуждающихся в этом.
  • Бороться с противниками христианской церкви.

Власть над орденом имели Папа Римский и император.

Походы, завоевания, победы и поражения

В 90-х годах двенадцатого века рыцари Тевтонского ордена основали комтурства – это своеобразные составляющие ордена. Именно с этого года владения, находящиеся под властью Тевтонскому ордену, стали увеличиваться. Однако больше они продвигались в Европу. В начале четырнадцатого века комтурств Тевтонского рыцарского ордена было около трехсот. Для них направлялись огромные денежные средства. Орден имел богатых помощников.

С 1210 года Тевтонский орден стал очень крепким, мощным и влиятельным. Это произошло благодаря безукоризненной работе его управленцев.

Тевтонцы строили храмы в Баварии, венгерских, бельгийских, голландских городах. Войско ордена славилось безупречной дисциплинированностью, это было их отличительной чертой. Кроме того, у Тевтонсого ордена была всеобъемлющая система разведки. Все это создавало благоприятные условия для проведения боевых операций.

В 1226 году войско Тевтонского ордена возглавлял магистр Герман фон Зальц, при котором был организован крестовый поход на Пруссию. Целью его была христианизация жителей, которые в то время являлись язычниками. Кроме того, в начале тринадцатого века пруссы свирепствовали: они жгли христианские церкви, деревни, убивали и угоняли в плен христиан. Именно по этой причине глава Польши Конрад Мазовецкий просил подмоги у рыцарского ордена. За это он передал Тевтонскому ордену часть территории, ставшую плацдармом. Кроме того, ордену разрешалось подчинить себе все завоеванные в Прусии земли.

Действия Тевтонского ордена в Пруссии были смелыми, четкими. Благодаря этому тевтонцы добились значительных успехов: оборона их была невероятно крепкой, а атаки точными. Они продвигались все глубже и глубже, все операции были четко спланированы. Изначально на границах с прусской территорией строили замки. Чем дальше войско продвигалось, тем больше их было.

Замок Тевтонского ордена был чем-то вроде опорной точки для рыцарей. Возводили их необычайно быстро. Материалом служило дерево, камень. Замки Тевтонского ордена распространились по территории всей Пруссии. Из некоторых впоследствии образовались города Тевтонского ордена.

На заполученные земли магистр ордена приглашал немецких колониалистов, завлекая их льготными условиями и всевозможными привилегиями. Таким образом, новые поселения обживались и обустраивались.

В 1237 году к Тевтонскому ордену присоединяется орден меченосцев (Ливонский). Тремя годами позже начинаются походы Тевтонского ордена на русскую землю. Тевтонцы заполучили Копорье и Изборск, Псковскую землю. Они устривали грабежи в Новгороде, но Александр Невский сумел дать отпор и прогнал тевтонцев в 1242 году. Пришлось заключить перемирие с Новгородом.

Что происходило тем временем в Пруссии? В 1249 году многие жители подчинились ордену, подписали договор о мире. По условиям мира, пруссы принимали христианство и обязались строить церкви. Но через десять лет пруссы восстали. Они жгли все христианские постройки и убивали священников. С трудом, но тевтонцы смогли подавить эти масштабные беспорядки.

Земли Тевтонского ордена приносили неудобства Польше, Литве и России. Это выражалось в невозможности выхода к Балтийскому морю. Так как орден расширял свои площади, приходилось менять структуру. Комтурства заменили на провинции, главой которых были комтуры. Некоторые земли (германские, ливонские, пруссике) подчиняются магистрам земель – ландмейстерам. А всей организацией рыцарей управляет гроссмейстер – Великий магистр. Помогали ему великий комтур и маршал.

Резиденция Тевтонского ордена до 1291 года – в Акре (город-крепость). Затем этот город захватили мусульманские войска. Резиденция переехала в Венецию. А с 1309 года Мальборг – столица Тевтонского ордена. Мальборгский замок был резиденцией. Именно поэтому его стены и башни были невероятно прочными и неприступными. В нем можно было защититься от нападения, также там хранились запасы продовольствия и питьевой воды, а главное – казна ордена. Кроме того, замок Тевтонского ордена был очень красиво украшен.

Противостояние с Польшей

В начале четырнадцатого века происходило заметное совершенствование ордена на прусских землях. Оно выражалось в успехах экономики, торговли, сельского хозяйства, науки, искусства. Хоть Тевтонский орден и был в самом апогее своего развития, но ему было мало. Теперь планировалось увеличить свои территории за счет польских и литовских. Вот почему Тевтонский орден представлял опасность для Польши.

В 40-х годах четырнадцатого века в результате военных действий между ней и тевтонцами был заключен мир, Польша потеряла часть земель. То же случилось и с литовскими. Но через некоторое время Польша и Литва объединяются. А их общий враг уже подумывает о том, чтобы вторгнуться на их земли. И в 1409 году он объявляет войну Польше, которая закончилась в 1411.

Тевтонскому ордену приходилось «разрываться» на два направления (против поляков и литовцев), поэтому ничего не оставалось, как предложить мир. Решить вопрос о землях должен был чешский король, которому тевтонцы предварительно заплатили за «правильное решение». Поляки были в бешенстве. Мир стоял под угрозой. Тевтонский орден планировал, что литовцы не пойдут на вторую войну. Но произошло по-другому: поляки вновь объединились с литовцами против одного врага. И это привело к удаче.

15 июля 1410 года состоялась Грюнвальдская битва. Ее можно назвать переломным моментом в этой войне. Войско Тевтонского ордена, потерпевшее поражение в Грюнвальдской битве, имело на это свои причины. Основной из них было то, что воевали за тевтонцев по большей части наемные рыцари из европейских государств. Их дисциплина оставляла желать лучшего.

В ходе этой битвы Тевтонский орден остался без 18-ти тысяч человек, а также 14 тысяч пленных. Могучий и сильный орден перестал быть таковым. А его противники решили наверняка разгромить орден. Для этого они идут на Мальборг, который был столицей тевтонцев. Как известно, замок был неприступным и хорошо укрепленным. Поэтому союзникам не удалось его взять. Было подписано мирное соглашение.

Но в 1454 году поляки снова воюют с тевтонцами. Первые одерживают победу. Теперь Тевтонский орден – вассал Польши.

Распад

В 1525 году возглавлял орден Альберт фон Ансабах. Тогда земли Пруссии стали герцогством. Но это никак не помешало дальнейшему существованию ордена, который несмотря на все находился в подчинении Польши.

В начале девятнадцатого века французские власти «прибрали к рукам» часть орденских владений. Через восемь лет Наполеон закрывает орден и отдает земли своим партнерам.

Тевтонский орден сегодня

В 1834 году орден был заново основан, но уже в Автрии. Резиденция его расположена в столице страны. Главой ордена является аббат-хохмейстер, в составе его почти одни сестры. Функцией ордена сегодня является обслуживание больниц и санаториев в Австрии и Германии. Разумеется, что у ордена теперь нет целей завоевать территории. Основная задача его – помощь нуждающимся.

Вот такой богатой и интересной была история этого рыцарского движения. Орден по праву можно назвать долгожителем и даже бессмертным. Поэтому, когда речь заходит о рыцарском благородстве сразу вспоминаешь именно его. Отношение к Тевтонскому ордену двоякое. Казалось бы, он занимался благородным делом – спасал больных, лечил раненых. Но иногда жажда завоеваний, жажда богатства оказывалась сильнее. В любом случае, его место в мировой истории занимает глубокую нишу и ему посвящено немало страниц.

Тевтонские рыцари.